Конспект урока «Где живёт правда?» (3 класс)
Раздел «Вера».
Конспект урока «Где живёт правда?» 3 класс
Богданова Елена Константиновна,
учитель предметов духовно-нравственного цикла
МОУ Ёмсненская СОШ муниципального района
город Нерехта и Нерехтский район
Костромской области
Художественно-педагогическая идея урока:
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт» (русская пословица)
Задачи урока:
1. Подвести учащихся к пониманию того, как научиться жить по правде.
2. Познакомить школьников с жизненными примерами правдивого слова, дела, образа.
3. Помочь учащимся прочувствовать духовно-нравственные категории урока: праведный труд, правдивое слово, путеводный образ.
4. Помочь ребятам научиться прислушиваться к своему сердцу, душе, поступать в согласии с умом.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки с духовно-нравственными понятиями, карточки с пословицами, солнышко и тучки на доске, шкатулка, солнышки с правилами честного поведения.
Сценарий урока:
Организационный момент.
Присоединение к теме урока:
Здравствуйте, ребята! Давайте начнём наш урок со стихотворения. Послушайте, о чём оно?
У лжи широкая дорога, у правды узкая тропа.
Ложь языков имеет много, а правда на слова скупа.
Ложь - это скользкие слова, но заползут в любые уши,
А правда - тонкая струна, но пробивается сквозь души.
(О правде и лжи.)
Сегодня мы продолжим наше общение на тему «Правда». Народная мудрость гласит: «Кто правдой живёт, тот добро наживёт».
А для начала предлагаю вам поработать в парах: перед вами карточки со словами, обозначающими духовно-нравственные понятия. Ваша задача – разделить слова на две группы: 1 – слова, несущие в себе ложь и зло, 2 - слова, обозначающие правду и добро.
(Работа в группах)
Основное содержание урока
Как найти правду? Как научиться жить по правде? На эти непростые вопросы мы с вами поразмышляем вместе. Где живёт правда? Найти ответ на этот вопрос поможет тема нашего урока: Правда в деле. Правда в слове. Правда в образе. (Беседа с учащимися сопровождается презентацией)
Знаете ли вы, какой труд называется праведным?
(Тот, который построен на правде и в согласии с совестью)
На Руси праведным всегда считался труд пахаря, земледельца. Этот труд кормил, учил и воспитывал. Нужно было помнить особенности каждого злака. Знать, в какую почву и в какое время их высевать. Требовалось много сил и умений, чтобы правильно вспахать и проборонить поле. Из поколения в поколение передавали знание примет, помогающих предсказывать погоду. А знаете ли вы такие приметы?
(Кучевые облака – к ясной погоде; пауки плетут паутину – к сухой погоде; солнце садится за облако – будет дождь и др.)
А ещё земледельцу нужно было вовремя убирать урожай и суметь сохранить его в течение целого года.
Старались работать красиво, ловко, добросовестно и с любовью. Земледелец знал и верил: иначе земля не накормит. «Без хорошего труда нет и плода». Сегодня об этом знает любой человек, который хотя бы раз выращивал самое простое растение.
Трудом праведным занимаются не только земледельцы, но и все, кто трудиться честно, с любовью и на общую пользу.
Хочется верить, что в будущем вы тоже будете заниматься праведным трудом, а, может быть, вы уже имеете к нему отношение. Поделитесь, пожалуйста. (Ответы детей)
Правда живёт и в правдивом слове – искреннем, мудром и твёрдом.
У знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова есть басня «Листы и корни». В ней говориться о том, что однажды в прекрасный летний день листья большого дерева хвалились перед всем миром, как они густы и зелены – «краса долины всей». Ах, как они кудрявы, раскидисты и величавы! От зноя укрывают они и пастуха. И странника. А в их тенистой прохладе поёт соловей. И до того они расхвалились, что возомнили себя самыми главными на дереве. А про что они забыли?
(Про корни)
И вот из-под земли раздаётся голос:
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас.
Как вы думаете, чему учит эта басня?
(Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, особенно, когда он хвалится этим. А на самом деле главное действующее лицо не спешит показать себя, иногда из-за скромности. Но без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело)
Так правдивое слово восстановило справедливость. Правдивое слово подобно солнечному лучу. Стоит заблудиться человеку во тьме лжи и невежества, как оно вмиг всё высветит и всё поставит на свои места.
Взгляните, пожалуйста, на доску. В нашем классе тоже есть солнышко, но его закрыли недобрые тучи. Давайте попробуем их разогнать, а оставить рядом на небе только добрые и светлые облачка.
(Ребята по очереди убирают тучи с плохими качествами. Закрепление материала + физкультминутка)
Спасибо! Посмотрите. Как засияло и заулыбалось наше солнышко. Даже в классе стало намного светлее. Пусть своими лучами оно поможет нам получше рассмотреть:
Где правда? В чём? Кто нам ответит?
Где свет? Не праздный ли вопрос?
Одна нам правда в мире светит.
Её на свет нам Бог принёс.
Так считает поэт Александр Васильевич Круглов. Давайте и мы прислушаемся к своему сердцу, к своей душе.
Как хорошо, когда в ней живёт чистый и светлый образ, которому хочется подражать и следовать.
У кого-то – это образ мамы или папы;
любимого героя.
А у кого-то – чистый образ святого, например, того, чьё имя носит человек со дня Крещения. Такому человеку есть с чем сравнить свои слова и поступки. Есть, с кем мысленно посоветоваться, как жить дальше. Есть кому доверить свои тайны. И если сердце человека зрячее, а душа чуткая, то он понимает, что это его путеводный образ, который учит жить по правде.
Для православного человека самым совершенным является Образ Иисуса Христа. В нём всё самое чистое и святое, истинное и доброе. В нём высшая Правда. Православная вера учит, что человек создан по Образу и подобию Божию. А это значит, что человек не должен загубить в себе Образ Божий. Веками наш народ особо почитает такой жизненный путь, именует его праведным.
Правда – путь веры. Но немало людей в своих словах и делах отступают от правды, не пускают в свою душу светлый путеводный Образ. В их жизни поселяется ложь, они никому не верят.
Это большая беда. Человек оторвался от истоков – от веры и правды. Такой человек может совершить преступление. А если это случится – над ним вершится правосудие.
Из каких двух слов состоит это слово?
(Правда и суд)
Да, правосудие – суд по правде, по закону, по справедливости.
Работа в парах
Ребята, перед вами пословицы. Но они разделены на части. Найдите для каждой пословицы окончание и соедините левую часть с правой частью.
(Работают по группам. Озвучивают ответы)
Обобщение.
У одного мудреца спросили о том, как научиться говорить правду. Мудрец ответил: «Этому учиться не надо. Это каждому дано от рождения. Учить надо другому: не хитрить, не лукавить, не делать зло, не бояться правды»
Как вы поняли: чему учит эта притча?
(Каждый может говорить правду. Нужно стараться не обманывать, не бояться быть честным.)
Рефлексия. Ресурсный круг:
На свете так бывает, порой не разберёшь:
С тобою правда рядом, иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться? Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?
Бывает ложь красива, а правда так горька,
Но человеку честному та горечь не страшна!
Давайте-ка, ребята, на свете честно жить,
Не будем лгать, а только правду говорить.
Согласны?
Ребята, большое спасибо вам за работу. Сегодня весь урок нам светило солнце правды. Я очень хочу, чтобы оно освещало вашу жизнь и дальше. У меня в руках волшебная шкатулка. Она согрета тёплыми лучами, потому что в ней маленькие солнышки – символы правды, света и добра. Эти солнышки для вас на память о сегодняшнем уроке. Они напомнят вам о правилах честного поведения. Давайте прочитаем их друг другу.
(Передают по кругу шкатулку. Читают правила)