Конспект урока музыки в 3 классе «Туда, где живёт Радость»

3
0
Материал опубликован 2 February 2016
"Туда, где живет Радость?!"

Кочеткова Наталья Валентиновна, учитель музыки" МБОУ  СОШ №61" г.Чебоксары

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1452795529.ppt ( Презентация к уроку)  

Конспект урока музыки в 3-м классе

Тема урока: Туда, где живет Радость.?! Основные теоретические сведения. Музыкальный калейдоскоп.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

 -обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных обучающимися на уроках в первой четверти по темам: "Россия-Родина моя", "День полный событий",

- углубить понимание об интонационном, темповом, тембровом, динамическом, ладовом развитии музыки.

Задачи:

Образовательная формирование целостной системы ведущих знаний по темам I четверти - осознанного представления о музыкальных жанрах - романс, кант, кантата, балет; о способности музыки создавать музыкальный портрет, на примерах музыки С.Прокофьева, М.Глинки.

Воспитательная воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение, воспитание позитивного отношения в общении, стремление к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

Развивающая развитие эмоционально-ценностного отношение к жизни через искусство.( Музыку, пение)

Задачи: развить музыкальные представления и впечатления от прослушивания, исполнения музыкальных произведений, уметь провести анализ произведения, используя ранее полученные знания

Воспитывающие:- воспитание аккуратности, умения слушать товарища; воспитание чувства единения, дружбы в коллективе, воспитание интереса к предмету «Музыка»,оказание помощи в выявлении и раскрытии неординарных способностей, собственного восприятия музыкального материала урока, развивать устойчивый положительный эмоциональный отклик на занятия творчеством.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию;   ответственно относятся к выполнению поставленных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

ставят задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выделяют главное; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их,работают с информацией и преобразуют её,оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные;

имеют представление о применении своих знаний на различных этапах урока.

Вид урока: обобщение пройденного материала.

Формы обучения: обще-классная, групповая и индивидуальная.

Методы обучения:

Основной: наглядно-практический.

Дополнительные:

 словесные (беседа, диалог);

 дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства оснащения и оборудование: экран для демонстрации презентации

ТСО: компьютер, презентация «Туда, где живет Радость.?!

Музыкальный материал: ; « Детские игры» В. Моцарт., « Я живу в России» из репертуара ансамбля «Семицветик», « Парус Детства» муз. О. Юдахиной , из репертуара ансамбля  « Домисолька», « Откуда приятный и нежный тот звон» В.А.Моцарт из оперы « Волшебная флейта», « Рождество». сл. А. Башлачева, муз. В. Харисова, «Для чего» из репертуара хора «Великан», О. Осипова « Наступила после лета осень"                                  

Слушание :  Дж. Россини — Duetto Buffo di Due Gatti, В.А.Моцарт  «Маленькая ночная серенада», Видеофрагмент, где показан собственный опыт игры на органе, музыкально-ритмическая игра.

Дидактический материал: Презентации к уроку, коллективная работа « Кораблики мечты», видеоматериал, карточки к викторине « Музыкальный калейдоскоп»

Ход урока

Музыкальное приветствие , « На уроке…» Девочки –танцевальность, мальчики- маршевость, вместе- песенность

(слайд1) Доброе утро всем, кто находится в нашем замечательном музыкальном зале! И сегодняшнюю нашу встречу мне хотелось бы начать с интересного, на мой взгляд, вопроса:1)Как вы думаете, для чего я на сегодняшний урок принесла вам эту замечательную игрушку?( солнышко)  ( предположения детей) 2) Как солнце может быть связано с уроком музыки?  3) Кто знает, как называли в мифах древних славян, наших предков Бога Солнца? ( РА, СВАРОГ, ЯРИЛО)  В  мифах указано, что в старости Ра превратился в  реку, которая в современном мире называется Волгой.) 4) Какие слова вы  можете придумать со слогом РА?   Как  вы отнесетесь к такому предложению?:

Нужно в школах ввести очень важный предмет,

Тот, которому равного, думаю, нет:

Надо радости с раннего детства учить.

Надо эту науку в программу включить.

     Конечно, в школьную программу такой предмет включить, думаю будет непросто, а вот сегодняшнюю нашу встречу посвятить тщательному и подробному изучению такого явления. как радость- даже необходимо! А поскольку ваш класс отличается особым отношением к жизнерадостности, я уверена, что вы без труда ответите мне на ряд вопросов.

Так что же такое радость для каждого из нас? Для меня- встреча с вами, вы очень щедро делитесь со мной своим настроением, и я безмерно благодарна вам за это!( ответы детей, которые передают друг другу вместе с ответом мягкую игрушку в виде солнца) Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.  В мифах Древних Славян «Ра» – это Бог Солнца, который, состарившись, стал небесной рекой, отделявшей Явь от небесного царства. В мифах Древнего Египта «Ра» – это также Бог Солнца, царь Богов и людей, плывущий по небесной реке Нил. Он изображался с солнечным диском на голове и  олицетворял вечно горящий свет. Таким образом, слог «Ра», входящий в слово «Радость», обозначает Солнце, Свет.

В словах «Расея, Русь» тоже есть слог «Ра». Эти слова имеют смысл общечеловеческий, космический. РА – солнце, СЕЯ – сеять, значит,  «народ, сеющий свет».  Именно  Мы  РАССЕЯНЕ  –  дети РА  (дети  Солнца). Только зная, что «РА» - это Солнце, становится понятным, почему наши отцы и деды шли в бой с криками «У-РА!». Они всегда боролись «За Солнце», «За Свет»! Более того, думается, не зря в давние времена на Руси была не армия, а РА-ТЬ. И дела, и подвиги были РА-ТНЫЕ(!) – светлые. И нынешние города раньше назывались не городом, а Г-РА-ДОМ. Сколько Солнца в слове!

1: От чего возникает радость?( многообразие чувств) 2 Кто больше радуется жизни – дети или взрослые? 3: Почему взрослые люди не так часто радуются, как дети? 4 Можно ли научить человека радоваться и как?

Ребята, я всех вас попросила написать свою заветную мечту(обещаю, что ее никто не увидит) на бумажном кораблике и дать этому кораблю название, имя. И наверное многие задавались вопросом: для чего я это делаю? Может быть сейчас, когда мы узнали так много о радости, у кого-то из вас возникли  предположения, для чего же все эти корабли могут встретиться в это время в этом месте? (Семья,  добро, друг, мама,  подарок, природа, музыка, любовь, праздник, родина, дружба, солнце, детство, радуга, улыбка, свобода,  игра, помощь, здоровье, красота, успех,  победа,  мир, чудо, открытия) Хотите посмотреть, куда  же поплывут ваши  кораблики? Звучит лирическая музыка           ( прикрепляю на доску коллективную работу)                                                         Туда, где живет  РАДОСТЬ.?! Именно так звучит тема нашего  сегодняшнего урока.          ( слайд2)Посмотрите, сколько тем ,которые могут встречаться как в жизни, так и в музыке, и в этом мы обязательно убедимся.(Находим слово Музыка) Для начала- сядем правильно (спину выпрямить, плечи расправить) , мы должны разогреть свой голос и распеться

1)с закрытым ртом, 2) рррыы, 3) джазовая, 4)миииия.

(слайд3) Скажите, как называется ансамбль из двух исполнителей? Сейчас вы услышите дуэт итальянского композитора Дж. Россини ( комический дуэт для двух кошек). О чем эта музыка - догадайтесь сами. Исполним для вас этот дуэт мы с Инной Ивановной, а вас я попрошу нам помочь( помяукать, глядя на мои жесты в паузах). Вопросы по слушанию.

 А сейчас предлагаю вам поиграть (слайд4) солистом в средней части игры сегодня будет….  Молодцы! Двигались и пели просто чудесно!                                                                Я надеюсь, вы обратили внимание на замечательные картины, которые идут и будут идти с нами туда, где живет радость!(слайд5) Все эти картины нарисовала художница Виктория Кирдий(воспитатели одного из детских садов Иркутска помнят Вику, как девочку , которую не следует ставить в угол, иначе она изрисует обои. И до сих пор в Иркутске можно найти книги, раскладушки, автобусные сиденья, парты, билеты на пароход размалеванные рукой будущего мастера. Однажды обнаружив, что собрание сочинений Льва Толстова давно и богато проиллюстрировано родной дочерью, мама Вики сказала твердо: езжай в Москву и всю ее закалякай( шутка)

Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом творческом состязании.  Оно состоит из тех музыкальных определений, понятий и песен, которые мы с вами изучали на уроках музыки. И назовем мы состязание «Музыкальный калейдоскоп»(слайд 6) Калейдоскоп ( смотрю, наблюдаю) — оптический прибор- игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Именно это и будет сейчас происходить на нашем уроке. Но прежде, чем начать нашу музыкальную игру, я хотела бы познакомить вас с правилами, по которым вы будете определять- какую же песню мы будем исполнять? Я делю вас на две команды, одной из которых предлагаю: одно слово из песни, небольшую музыкальную интонацию, по которым, посовещавшись, вы назовете песню, и затем мы ее исполняем, перед этим определив ключевые слова , отражающие суть песни, взяв их с названий ваших корабликов. Если же команда ошибается – ход переходит к другой команде. Итак, начинаем:

1.     Наступила после лета осень Муз. О Осиповой (слайд 7)

2.     Рождество. Муз. В Харисова.(слайд 8)

3.     Хор из оперы « Волшебная флейта». Муз. В.А.Моцарта (слайд 9)                             ( назовите автора, какое настроение дарит нам музыка этого композитора?) Разучивание 1 куплета песни «Детские игры» (слайд 10)                                                              1.Знакомство с песней,2)Основные характеристики творчества Моцарта 3)Разучивание ритма,4)Пение со словами.Удивительно оптимистичная песня!                                              ( Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
— Ты так замечательно играешь! — сказал он юному музыканту. — Мне никогда так не научиться...
— Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
— Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
— Вот это да! — восхитился малыш. — Наверно, писать стихи очень трудно?
— Да нет, совсем легко. Ты попробуй.. Собеседником Моцарта был юный  Гёте.)

4.     Я живу в России. Песня из репертуара ансамбля «Домисолька»(слайд11)

5.     Для чего мы живем.  Муз. Д. Майданова (слайд12)

6.     Парус Детства.  Муз. О. Юдахиной (слайд 13)

Мы сегодня хорошо поработали на уроке? А значит и работа может доставлять нам радость! А это значит, что столько неспетых песен , столько не прослушанной великолепной музыки впереди, что путь туда, где живет радость – бесконечен!                                        

Радость— если солнце светит, 
Если в небе месяц есть. 
Сколько радости на свете 
Не измерить и не счесть.

Домашнее задание: рисунок на тему: « Радость в моей жизни»

 И закончить наш урок хочется словами нашего друга Вини Пуха (слайд14).И мне хотелось бы, чтобы просыпаясь каждое утро вы говорили себе – сегодняшний день – лучший! Всем спасибо!

А мне хотелось бы отметить лучшую работу на уроке….

 Здесь будет изображение: /data/edu/files/g1452840973.jpg (1920x1286)

Комментарии
Комментариев пока нет.