Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблематика пьесы. Система образов. Новаторство драматурга
Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблематика пьесы. Система образов. Новаторство драматурга
Цель урока: в процессе анализа сюжета и композиции пьесы раскрыть её главную мысль и художественные особенности; учить ребят определять проблематику произведения; развивать навыки анализа драматического произведения, работая над системой образов; способствовать формированию правильного выбора жизненного пути и семейных ценностей.
Оборудование: текст драмы «Кукольный дом».
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
Генрик Ибсен вошёл в мировую литературу как автор драмы «Кукольный дом», драмы о семье, о людях, проживших вместе много лет, но не сумевших стать счастливыми.
Вопросы к учащимся.
- Как обычно заканчиваются сказки?
- Можете ли вы привести пример счастливой супружеской жизни из известных вам литературных произведений?
И драма «Кукольный дом» не о счастливой семье. Автор поставил важные вопросы: как жить, как любить, какими быть, ибо считал, что гармония мира начинается с семьи.
Работа над темой урока.
Работа с текстом. Чтение сцены 1 первого действия драмы.
Вопросы к учащимся.
-Как вы думаете, почему события происходят накануне Рождества?
-Как живёт семья Хельмеров?
-Какая ситуация помогает нам понять, что дом Хельмеров – «кукольный», сикусственный, не настоящий?
-Какой свой поступок Нора тщательно скрывала от мужа много лет? Почему?
Беседа с учащимися с комментариями учителя.
Композиция драмы.
-Какие элементы композиции драматического произведения вы знаете?
-Как строится драма «Кукольный дом»?
Запись в тетради.
Композиция драмы:
экспозиция (сцена 1 первого действия) – семья Хельмеров накануне Рождества;
завязка – появление Кристине Липне и Нильса Крогстада. Нора помогает Кристине получить место в банке, где служит Торвальд Хельмер. Крогстад также рассчитывает на помощь;
развитие действия – Крогстад шантажирует Нору, которая не может найти выход из сложившейся ситуации;
кульминация – Торвальд узнаёт из письма Крогстада о том, что Нора подделала подпись своего отца на векселе, Нора слышит правду о Торвальде;
развязка – Нора уходит из дома.
Действующие лица произведения.
-Определите главных персонажей пьесы.
-Какие взаимоотношения существуют между ними?
-Дайте характеристику Норы, Торвальда, Крогстада, Кристины, доктора Ранка.
Комментарий учителя.
Ибсена интересует не только сюжет, он сосредоточивается на психологических изменениях, происходящих с персонажами. Например, Нора: живёт в придуманном мире – прозревает – осознаёт себя как личность – хочет изменить себя; Крогстад: моральное падение – любовь – пробуждение совести – стремление снова стать человеком; Торвальд: добропорядочность во всём (мыслях и поступках) – испытание – предательство любви.
-Можно ли разделить персонажей пьесы на положительных и отрицательных? Почему?
-С помощью каких художественных средств драматург изображает характеры людей? Приведите примеры из текста. (Монологи, диалоги, поступки персонажей, авторские ремарки, воспоминания героев, детали интерьера и т.п.).
Комментарий учителя.
По сюжету раскрывается тайна Норы которую она много лет скрывала от мужа. Но главное не в этом, а в выяснении, что скрывается за поступками людей, кто эти люди на самом деле.
Торвальда не интересует причина поступка Норы, он озабочен тем, что его семья станет предметом обсуждения окружающих. Из письма Крогстада становится понятным, кто на самом деле подруга Норы Кристина (что ею движет6 жажда справедливости или женская зависть?).
Крогстад, оказывается, добывает деньги нечестным путём, чтобы содержать своих детей, рано лишившихся матери. Встреча с Кристиной меняет его: проявляя великодушие, он отказывается от шантажа и уничтожает подложный вексель. Торвальду кажется, что всё будет по-прежнему, а Нора поняла, что ради сохранения семейного счастья она пожертвовала правдой и своей честью. Вернётся ли Нора к мужу? Совершится ли с наступлением Рождества чудо, которого все ждут?
Ибсен ищет чудо не в сказках, а в реальной жизни. В пьесе есть персонаж, с которым автор связывает возможность семейного счастья – это доктор Ранк, тайно и преданно любящий Нору, добрый, чуткий, настоящий друг, готовый всегда прийти на помощь Хельмерам. Неизлечимо больной, он не хочет доставлять страдания своим близким.
Тема, проблематика, идея пьесы «Кукольный дом».
-Определите тему пьесы.
-Какие проблемы поднимает автор?
-В чём состоит главная мысль произведения?
Запись в тетради.
Тема пьесы – изображение духовного упадка общества на примере семьи Хельмеров.
Проблематика: проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, совести, дружбы, человеческого достоинства.
Идея – призыв к сохранению семьи и восстановлению общечеловеческих ценностей.
Жанр и художественные особенности произведения.
-К какому жанру следует отнести пьесу «Кукольный дом»?
-В чём состоит своеобразие драмы Ибсена?
Запись в тетради.
Жанр пьесы – социально-психологическая драма.
Художественное своеобразие. Конкретная ситуация имеет обобщающее значение: социальное положение женщины и семьи в конце 19 в., семья – критерий оценки общества. Поступки персонажей оцениваются не только социальными, но и моральными законами. Пьеса глубоко психологична. Чёткость композиции позволяет последовательно раскрыть драматический конфликт.
Особое значение имеет символика Рождества. Символичен и дом ка место, где формируются судьбы людей: разрушены взаимооношения Норы и Торвальда, но дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, в доме остались дети Норы (залог её возвращения, шанс на восстановление семьи). Язык произведения разговорный, но не упрощённый, разнообразные художественные средства помогают автору передать многообразие переживаний героев драмы.
Новаторство драматурга.
-Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую пьесу.
-Ибсен показал, как человек вопреки всему отваживается быть самим собой.
-Психологическую неадекватность героев автор делает символом неадекватности общественных отношений.
- Ибсеном изображены не исключительные люди и события, а обычные люди со своими проблемами и страстями, достоинствами и недостатками, которые живут в характерных для своей эпохи условиях.
-Во времена Ибсена смелыми считались высказывания и действия Норы в конце пьесы, когда Хельмер, испуганный тем, что жена может оставить семью, напоминает ей о ее обязанностях перед мужем и детьми. Нора возражает: “У меня есть и другие обязанности и такие же святые. Обязанности перед собой”.
Подведение итогов.
Вопрос к учащимся. Как вы понимаете слова Норы, которыми заканчивается пьеса: «…Нужно, чтобы случилось чудо из чудес, чтобы сожительство стало браком»?
Домашнее задание.
Подготовиться к творческой работе по драме Ибсена «Кукольный дом».
Слово учителя.
Генрик Ибсен считал, что пьеса не должна заканчиваться с падением занавеса: «дело каждого читателя или зрителя…дойти до финала путём личного творчества». Драматург поставил много вопросов перед своими читателями и зрителями, давайте поразмышляем над некоторыми из них.
-Как сложилась дальнейшая жизнь Норы?
-Что нужно для семейного счастья?
-Семья – зеркало общества?