Урок литературы в 9 классе «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Система образов поэмы. Образы помещиков (Манилов, Коробочка)»
Урок 3 Н.В. Гоголь « Мертвые души2 Система образов поэмы. Образы помещиков(Манилов, Коробочка)
Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; фолрмировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической рабрты с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, текст поэмы « Мертвые души»,раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок – анализ художественного произведения
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя
«Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа (анализ первой главы)
- Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.
- Какой была цель его приезда в губернский город?
- Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель выделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?
III. Мотивация учебной деятельности
Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бю рократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки
Система образов. Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутствует авторский голос и создается образ.
Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то намерениями, которые выясняются позднее.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя.
Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; "дубиноголовых" коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам "героев" со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.
2. Коллективная работа по составлению опорной схемы – конспекта « Система образов поэмы» ( запись на доске и в тетради)
Система образов поэмы
Чичиков |
Помещики, деревенские жители |
Манилов |
|
Коробочка |
|
Ноздрев |
|
Собакевич |
|
Плюшкин |
|
Чичиков |
Чиновники и городские жители |
Губернатор |
|
Почтмейстер |
|
Полицмейстер |
|
Прокурор |
3. Аналитическая беседа « Размышляем, обсуждаем»
а) Анализ первой главы
- Кого из помещиков Чичиков навещает первым?
- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?
- Какая деталь в описании героя является ведущей?
-Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?
- Как автор характеризует Манилова? Какая черта Манилова является ведущей? Примеры из текста.
- Чем был занят помещик? Как он относится к своему имению?
- Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. – Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова?
Аргументируйте свой ответ
- Объясните термин « маниловщина»
- Прокомментируйте оценку этой главы, данную В.А. Жуковским: « Смешно и больно».
б) Анализ третьей главы
- С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Примеры из текста.
- Найдите в тексте и прочитайте характеристику Коробочки. Какая черта Коробочки является ведущей? Примеры из текста.
– Выразительно прочитайте, как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Коробочку?
- Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему?
- Какой художественный прием усиливает авторское обобщение? Примеры из текста.
4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»
«Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»
Образы помещиков |
||
помещик |
Характеристика |
Отношение к просьбе о продаже мертвых душ |
Манилов |
Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь. |
Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. - |
Коробочка |
Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница |
Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве |
Ноздрев |
Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань |
У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем. |
Собакевич |
Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды. |
Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя. |
Плюшкин |
Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным |
Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ). |
5. Сопоставительная работа
Анализ образов Манилова и Коробочки ( в парах)
помещик |
Окружающая обстановка |
портрет |
характер |
Отношение к просьбе Чичикова |
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) |
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой. |
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами |
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу |
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян |
Коробочка (попал случайно во время дождя) |
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины |
Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее |
Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями |
Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов". Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.
2. Индивидуальное задание. Подготовиться к ролевой игре
3. Опережающее задание. Подготовить ответ устно на проблемный вопрос:» С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?»