12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Урок литературы в 9 классе»
5

Урок 4: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы. Образы помещиков (Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)

Урок 4

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Система образов поэмы. Образы помещиков (Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)

Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Ноздрева, Собакевича, Плюшкина; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок – анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

 

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

- Что такое система образов?

-Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»?

- Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?

Какие сатирические приемы использует Н.В. Гоголь при изображении помещиков?

 

III. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы стали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В. Гоголь в своей поэме Н.В. Гоголь « Мертвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков – « расточителей» и « накопителей» Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России Последовательность этих образов не случайна: от помещика к помещику все глубже оскуднение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или быссмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением « душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.

 

IV. Работа над темой урока

«Умники и умницы»: выявление особенностей образа Ноздрева.

Презентация результатов работы

Предполагаемый ответ

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.
    Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.
    Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.
    Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Театр на уроке: ролевая игра « Суд над литературным героем»

Судья. Объявляю судебное разбирательство открытым. Прошу, господин Ноздрев, расскажите о себе суду.

Ноздрев. Ну что сказать о себе? Как говорится , славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться.. А ярмарка…люблю, брат, ярмарки. Хоть и продулся в последний раз, зато как покутил! Только за обедом шампанского 17 бутылок выпил…

Судья. За что вас называют историческим человеком7

Ноздрев. А это оттого, что я все время попадаю в истории.

Судья. Приняв к сведению услышанное, предоставим слово прокурору.

Прокурор. Почему мы считаем Ноздрева « мертвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

А) подсудимый своей беспутной жизнью довел до смерти жену, оставив сиротами своих детей, которых подкинул на воспитание няньке.

Б) В образе Ноздрева Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Все вырученное от выгодной продажи произведенного крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.

В) Ноздрев оскорбительно ведет себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни герою.

Г) Он неуважительно отзывается о соседях- помещиках и гордских чиновниках,

Д) Он постоянно дерется. Считаю, что Ноздрев заслуживает высшей меры наказания – изгнания его из русской литературы.

Судья. Слово защите.

Адвокат. Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам. Ноздрев стал Ноздревым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счет крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовых помещиков, достаток и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - все это привело Ноздрева на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

Судья. Что скажут присяжные?

Присяжный 1. Мы достаточно хорошо разобрались в раскрывшейся перед нами ситуации. От имени присяжных заседателей хочу обратить внимание на портрет подсудимого. (Портрет Ноздрева)

Присяжный 2. Перед нами красавец, изображенный художником Боклевским. Чичиков приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой, с завитушками, усами. Разве можно такого героя выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику еще не одного поколения учащихся.Мы решили оставить Ноздрева для дальнейшего изучения.

Судья. Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

«Умники и умницы»: выявление особенностей образа Ноздрева.

Предполагаемый ответ

Помещик

Окружающая обстановка

характер

портрет

Отношение к просьбе Чичикова

Собакевич

(познакомился в городе, ехал по приглашению)

Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами

Плохо отзывается о городских чиновниках

Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий

«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной

Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)

Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа

Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт

   

Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»

   

Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился  продать 78 душ по 30 копеек

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Таким образом, помещиков в «Мертвых душах» объединяют многие общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы ограничился лишь «социальным» объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он, действительно, создает «типические характеры в типических обстоятельствах», но «обстоятельства» могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?

Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю. Миру мертвых душ противопоставлена в поэме вера в «таинственный» русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки.

 

VI. Домашнее задание

1.Перечитать главы поэмы, посвященные чиновникам города.

2. Опережающее задание. Подготовить ответ на проблемный вопрос.: « Зачем Гоголю нужен герой, путешествующий по усадьбам? Почему Гоголь каждому помещику посвящает отдельную главу?»

Опубликовано в группе «Урок литературы в 9 классе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.