12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенец Ольга Васильевна19

МОУ Хлеборобная СОШ №5

Конспект урока географии

Тема:

«Географическое положение Африки»

Урок – путешествие.

7 КЛАСС

Составила: Семенец Ольга Васильевна,

учитель географии.

2011- 2012 уч. год.

Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова).

При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.

Использование электронного варианта урока значительно облегчило объяснение этой труднейшей темы и повысило уровень знаний учащихся.

Использование ЦОРов позволило делать акценты на важнейших терминах и выводах по изучаемой теме.

ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.

Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.

Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.

Тема урока: « Географическое положение Африки»

Цели урока:

образовательная – создать благоприятную атмосферу, для усвоения знаний о физико-географическом

положении материка, его влиянии на природу Африки

 

развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными

источниками географической информации, творческих

способностей, устной речи, географического мышления и

зоркости, познавательного интереса к предмету.

воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толерантности

Оборудование: физическая карта мира и Африки , атласы, контурные карты, изопособия, раздаточный материал для учащихся (инструктивные карты, типовые планы, карточки с заданиями для закрепления нового материала), презентация POWER POINT «ГП Африки», рабочие тетради учащихся, учебники.

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Методы: продуктивный, частично-поисковый, анализ карт различного содержания и текста учебника, работа с контурными картами, сопоставление карт различного содержания.

Приемы: сравнение, анализ

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в парах

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Примечание

Организационный момент, настрой учащихся на совместную деятельность.

Изучение нового материала:

2.1 На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению материков.

1.Вспомните, пожалуйста, что называется материком? 

2.Какие вы знаете материки? Покажите их по карте. ( По величине и по происхождению)
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

3. На какие 2 группы можно разделить материки?
4. Какие материки относятся к южным материкам?
 5. Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

6. Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

2.2 Представьте теперь, что вы путешественники. 1. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков (распределяются материки) и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомиться, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.
Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомится при изучении материка.

2. Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, какие вопросы мы должны включить в план, чтобы составить характеристику материка?


 

2 3 Первый вопрос плана характеристики материка физико-геоографическое положение.
Что значит определить географическое положение любого географического объекта?
Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому можно найти на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

. Тема нашего урока « Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке вы можете привлечь учебники, карты, глобусы. 
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: 
« Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? »

1 Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местонахождение материка на земном шаре?

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. (знакомство с планом)

План
физико-географического положения материка.

Положение материка по отношению к экватору.

Положение материка по отношению к нулевому меридиану и тропикам, полярным кругам.

Крайние точки, их координаты.

Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.

В каких климатических поясах расположен материк?

Положение материка по отношению к морям и океанам.

Положение материка по отношению к другим материкам.

Вывод: об особенностях физико-географического положения материк

4 Работаем следующим образом: зачитываем вопрос плана, , затем обсуждаете ответ на вопрос и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь.

(Слайды 15-23), схематично изображено ГП Африки

 

 

2.3 Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

ФИЗМИНУТКА.

1.Круг.

1.Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть береговую линию материка Африка.

2 Север-юг, запад-восток.

2.Средиземное море, Антарктида, Атлантический океан, Индийский океан.

3. северное полушарие, южное, западное, восточное.

4. Всего на Земле материков?

Упражнения для глаз (Слайд 24-25)


 


 

3 Закрепление. Организация выполнения заданий

3.1 Задание 1 Совершите «путешествие»,

подписав на схеме все объекты,

обозначенные на карте цифрами.

3.2 Задание 2. (Слайд28)

Тест – Выберите верные утверждения.

Африка посередине пересекается экватором

Начальный меридиан не пересекает Африку.

Северная точка материка – м. Игольный

Южная точка- м. Игольный

Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

Западная крайняя точка -м. Альмади

Африку омывают океаны:Атлантический и Индийский.

Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.

С севера берега омывает Средиземное море.

Гвинейский залив расположен с севера

Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар.

4. Задание для класса: Организация самопроверки.

5. Итоги урока.

Оценивание.(Выставление оценок в журнал и дневники учащихся)

Итак вы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы.


 

6. Домашнее задание.П.24(Слайд 31)

1 уровень: Ответить на вопросы параграфа.

2 уровень: Определите самостоятельно ГП Австралии и сравните с ГП Африки.

7. Рефлексия. ( Слайд32)

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Николай Гумилёв

Спасибо вам за урок.

1.Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

2 . Изучение нового материала

2.1. Фронтальная беседа с учителем, ответы на вопросы:

1 Ответ Материки – значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.
2. Ответ Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия

3.Ответ: Северные и южные материки 3. 4.Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду. 

5 Ответ Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично распологаются в северном полушарии

Поиск ответа на проблемный вопрос, работая в парах:

6. Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.

2.2 Предполагаемые ответы учащихся:

1.

Мы должны познакомиться с растительным миром материка.

Узнать о климате материка.

Узнать о рельефе и полезных ископаемых материка.

Узнать как можно больше о животных, живущих на материке.

Мы должны познакомиться с народами населяющими материк.

Должны узнать, какие государства расположены на материке.

Определить где находится материк.

2 План характеристики материка.

Физико-географическое положение материка.

Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды.

Почвы.

Природные зоны. Растительный и животный мир.

Население. Хозяйственная деятельность. Государства и столицы.

2.3

1 Предполагаемые ответы учащихся:

Определить площадь материка.

Определить, какими океанами омывается материк?

Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?

2. Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш 110в.д.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. 180 в.д. Протяженность с севера на юг по 20о в.д. составляет (37о+35о ) =72 0Х 111 км =7992 км;

Африка расположена между 17о з. д. и 51о в. Д. Крайняя западная точка – м. Альмади – 14 0 с.ш., 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун –12 0 с.ш. 51о в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 51о + 17о ) =68 0Х 110 км =7480 ;

Климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический северного и южного полушария.

С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

Африка расположена по отношению к Евразии на юго- западе, к Северной Америке на Юго – востоке, Австралии на на северо – западе, Антарктиды на севере и Южной Америке на северо – востоке.

 

  1. Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

    Ребята обводят шаблон Африки в тетрадь и наносят на него особенности ГП Африки с помощью (слайдов 15-23)


 


 

Ребята выполняют физминутку.

Упражнение для глаз

Наклоны головы.

Наклоны туловища.

Приседания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3 Работа с контурами Африки и тестами

3.1 Учащиеся определяют расположение географических объектов и подписывают на контуре Африки (задание 1).(слайд 26)

1. Гибралтарский

2. Средиземное

3. Суэцкий

4. Красное

5. Баб-эль-Мандебский

6. Сомали

7. Мадагаскар

8. Мозамбикский

9. Гвинейский

Учащиеся сверяют ответы и записывают внизу количество набранных баллов (слайд 27)

3.2 Ответы на тесты (задание 2), (Слайд 29) и

подсчёт баллов

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11

  • Ребята подсчитывают общее количество правильных ответов и выставляют себе оценки в дневники.( Слайд 30)

Диалог с учителем по итогам урока.

6. Фиксирование домашнего задания.


 


 

2 мин.

5 мин.

5 мин

10 мин

3 мин

5 мин

5 мин

2 мин.

2 мин

3-4 мин

2 мин

1 мин

Учащиеся на карте показывают материки

Для помощи ребятам демонстрируются слайды (2-9)

«Уникальная Африка»

Приложение 1

У каждого на столе и на слайде 10

Приложение 2

С планом ГП Африки на столе у уч-ся и на слайде 11-14

Слайд 13 – карты необходимые для описания

Приложение 3 Шаблон материка Африка

Показ слайдов с правильными ответами

Закрепление изученного.

Приложение 4,5

на столах и на слайде (24-28)

Слайды с правильными ответами

Если осталось время на уроке. Работа в к.к стр. 40.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.