Урок «Физико - географическое положение Евразии», 7 класс
Физико-географическое положение Евразии.
Из истории исследования материка.
Цели и задачи урока:
Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка; учить сравнивать географическое положение материков.
Средства обучения:
Физическая карта Евразии, раздаточный материал для модульного урока.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель объясняет правила проведения урока - учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-модулей, которые раздаются индивидуально каждому ученику.
При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации, имеющимися в классе.
Модуль для слабых детей
1. Сравните площадь Евразии с площадью других материков.
2. Определите название и координаты крайних точек:
северная-... "
южная -...
западная-...
восточная-...
3. Какие океаны омывают материк: .
с севера-...
с востока-...
с запада-...
с юга-..-
4. Какие моря омывают:
берега Северного Ледовитого океана-...
берега Тихого океана -...
берега Индийского океана
берега Атлантического океана - ...
5. Назовите внутренние моря:...
6. К какому материку Евразия расположена ближе всех? ...
7. Какими проливами Евразия отделена: от Африки -...
от Северной Америки
от Австралии-...
8. Какие острова и архипелаги расположены в Индийском океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Тихом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Атлантическом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане? ...
9. Назовите:
самый большой остров-...
самый большой полуостров - ...
самое большое по площади море - ...
самое глубокое море - ...
самое мелкое море -...
самый длинный пролив-...
10. Сравните географическое положение Австралии и Евразии. Заполните таблицу:
Черты сравнения |
Евразия |
Австралия |
Как расположены материк по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану. |
||
В каких климатических поясах расположены материки |
||
Какие океаны омывают материки |
||
Как расположен материк относительно других материков. |
И. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает "«запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначала мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа - часть света, западная часть материка Евразия.
Покажите границы Европы и Азии на контурных картах. Граница
проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Кас
пийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проли
вам. ^
Модуль для сильных учащихся
Сравните площадь Евразии с площадью других материков.
И. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает "«запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначала мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа - часть света, западная часть материка Евразия.
Покажите границы Европы и Азии на контурных картах.
Граница
проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Кас-
пийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проливам.
Модуль для сильных учащихся
Сравните площадь Евразии с площадью других материков.
2. Определите название и координаты крайних точек. В каких странах они находятся? северная-... южная-... западная-... восточная -...
Какая крайняя точка имеет координаты противоположной стороны света?
3. Какие океаны омывают материк: *
с севера -...
с востока -...
с запада-... .
с юга-...
К какому океану не имеет выхода наша страна?
Береговая линия, какого океана длиннее?
4. Какие моря омывают
берега Северного Ледовитого океана-...
берега Тихого океана -.„
берега Индийского океана-...
берега Атлантического океана - ...
5. Назовите внутренние моря: ...
Какие из них находятся в нашей стране?
6. К какому материку Евразия расположена ближе всех? ...
7. Какими проливами Евразия отделена:
от Африки -...
от Северной Америки-...
от Австралии-...
Где находится Дания, вы знаете, а где находится Датский пролив?
8. Какие острова и архипелаги расположены в Индийском океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Тихом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Атлантическом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане?...
9. Назовите:
самый большой остров - ... *
самый большой полуостров - ...
самое большое по площади море-...
самое глубокое море-...
самое мелкое море - ...
самый длинный пролив - ...
10. Сравните географическое положение Австралии и Евразии. Заполните таблицу:
Черты сравнения |
Евразия |
Австралия |
11. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или
~ «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначала мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа - часть света, западная часть материка Евразия.
Покажите границы Европы и Азии на контурных картах. Граница проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проливам.
12. Назовите азиатско-европёйские государства.
13. Какой город расположен в двух частях света, как называется пролив разделяющий его?
14. Какая точка Евразии расположена дальше всех от океанов? (Джунгарские ворота).
15. Где находится географический центр Азии?
Домашнее задание
Подготовиться к уроку-конференции.
Отметить в контурных картах географические объекты:
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Черное, Эгейское, Мраморное, Адриатическое, Северное, Норвежское, Балтийское, Каспийское, Аральское;
Заливы: Финский, Ботнический, Бискайский, Аденский, Персидский, Бенгальский;
Проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале, Скагеррак, Каттегат, Карский Ворота, Берингов, Лаперуза, Маллакский, Босфор, Дарданеллы;
Острова: Шпицберген. Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Курильские, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские, Большие Зондские - Ява, Суматра, Калимантан, Сулавеси; Шри-Ланка, Кипр, Крит, Сицилия, Великобритания, Ирландия, Исландия;
Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Маллакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Аппенинский, Пиренейский, Скандинавский.
История открытия и исследования Евразии
Цели и задачи :
Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, познакомить с историей исследования материка; продолжить формирование
умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, делать доклады, формулировать вопросы.
Оборудование:
Портреты путешественников; картины, изображающие корабли того времени, какое ученики затрагивают в своих докладах; диафильмы или видеофрагменты; раздаточный материал.
Учащиеся готовят доклады, читают литературу о маршрутах путешествий, знакомятся с биографиями путешественников. Кроме того, учащиеся должны сформулировать 2-3 вопроса по изучаемой теме.
План .
1. Исследования Евразии в Средние века.
2. Изучение Евразии в эпоху Великих географических открытий.
3. Вклад в изучение Евразии таких исследователей как: Марко Поло, Ибн -Баттут, Афанасий Никитин, Ермак, И. Москвитин, В. Поярков, С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Атласов, П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, Н.М.Пржевальский.
Все учащиеся получают конференц-листы, на которых записаны вопросы и план конференции:
Ход географических открытий:
1._________________
2. ______________
3.________________
4._________________
Арабские географы: ____'
Путешествие Марко Поло:
__ Путешествие А. Никитина: _
_ Юго-западная и передняя Азия:
Центральная Азия: _______
Лучший доклад: ________
Лучший вопрос: ________
Самый активный слушатель: _
По ходу выступления докладчиков слушатели задают вопросы.
Чтобы учитель успел проверить конференц-листы, по окончании работы можно посмотреть видеофрагмент о путешественниках или дать задание отметить в контурных картах маршруты путешествий.
Закрепление
- Сведения об этом удивительном путешествии 13 в. дошли до наших дней благодаря замечательному описанию, которое сделал, замечательный итальянский путешественник Марко Поло. Сведения о каком районе мира собрал во время своего путешествия Марко Поло?
В каких частях света побывал Афанасий Никитин? За какие три моря он ходил?
Какие географические объекты назвали в честь первооткрывателей?