Разработка урока по географии в 7 классе «Географическое положение Африки»
Пояснительная записка к презентации
Географическое положение Африки.
Дата:
Цели:
- образовательные: создать условия для формирования понятия об особенностях географического положения Африки, для знакомства с зарубежными и русскими исследователями материка;
- развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, внимание;
- воспитательные: умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам; раскрыть особенности Г. П. Африки; раскрыть приемы определения размеров материка; познакомить с историей открытия и изучения материка.
Оборудование: учебник, контурные карты (у учащихся), экран, мультипроектор, физическая карта мира и Африки, глобус, учебник (у учителя).
Тип урока:
урок-практикум,
урок изучения нового материала.
Форма проведения:
виртуальная экскурсия,
деловая игра
Методы:
практический,
наглядный,
частично-поисковый.
Технологии:
ИКТ-технология,
здоровьесберегающая,
проблемная.
Ход урока
I.Оргмомент
-Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.
II.Актуализация знаний
-Сколько на Земле материков? (6)
-Назовите самый большой из них. (Евразия)
-А какой материк самый маленький по занимаемой площади?(Австралия)
-Назовите материки по мере убывания размеров их площади.(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия)
-Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка)
(все называемые географические объекты показываются на настенной карте)
III.Сообщение темы и постановка целей урока
Что вы знаете об Африке? Как Вы себе его представляете?(ответы учащихся)
Теперь давайте узнаем, что мы сегодня будем изучать?
- Ребята, откройте содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка? (ученики перечисляют последовательность изучения материков и отмечают, что рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения)
План характеристики материка.
Физико-географическое положение материка.
Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Природные зоны. Растительный и животный мир.
Население. Хозяйственная деятельность.
Государства и столицы.
Первый вопрос плана характеристики материка - физико-геоографическое положение.
Что значит определить географическое положение любого географического объекта?
Географическое положение - это «адрес» географического объекта, по которому можно найти любой объект на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.
И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке нам понадобиться учебник, тетрадь, атлас. И тот раздаточный материал который лежит на у каждого на партах.
Вопрос на который мы должны ответить в конце урока:
«Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Географическое положение Африки»
Цели урока вы сейчас обозначите сами. Для этого откройте учебник на с. 311. Найдите «План описания географического положения материка», прочитайте его.
-Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?
|
План физико-географического положения материка. Положение материка по отношению к экватору. Положение материка по отношению к нулевому меридиану. Крайние точки, их координаты. Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах. Площадь материка. Положение материка по отношению к морям и океанам. Положение материка по отношению к другим материкам. Вывод: об особенностях физико-географического положения материка
Итак, мы начинаем экскурсию вдоль побережья Африки, а маршрутным листом для нас будет служить памятка «Описание географического положения материка». По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках( тетрадях) Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю - Откуда произошло название «Африка»? Название «Африка» появилось во II веке до н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного материка, расположенного в Северном и Южном, Западном и Восточном полушариях. В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Они основали там колонию, назвав ее Африкой, очевидно по имени племен афригий, живших на обширной территории вплоть до Гибралтара. Другие области этого континента долгое время назывались Ливией и Эфиопией. В XVI веке ученый Мухаммед аль-Вазан писал, что название «Африка» (по-арабски «Ифрикия») происходит от слова «фарака», которое означает «разделять». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии. Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный. С латинского “Африка” – безморозный - Используя физическую карту Африки , на контурной карте обозначьте: Красным цветом – экватор, синим – начальный меридиан, зеленым |
|
План |
Вопрос |
Ожидаемый ответ |
||
1. Положение материка на градусной сетке: |
1. Определить положение материка на градусной сетке: |
|||
а) по отношению к экватору и начальному меридиану |
а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части |
а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридианпересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. |
||
б) положение по широте и протяженность с севера на юг |
б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. |
б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. или Бен-Секка– 37° с. ш.; |
||
в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. |
в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. |
в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в. д. |
||
2. Положение материка: |
2. Определить положение относительно других материков: |
|||
а) относительно других материков |
а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? |
а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. |
||
б) относительно океанов |
б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. |
б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
||
в) относительно других объектов |
в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар |
IV. Физминутка: звучит фонограмма: «Песня Красной шапочки». Под музыку учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель.
V. Открытие и исследование материка. (Работа с текстом учебника и дополнительным материалом)
- В изучении истории открытия и исследования материка нам помогут учебник и атлас а также таблица «История открытия и исследования материка Африка», которая находится у вас на партах. С информацией отраженной в этих источниках вы уже знакомились на уроках истории и географии, когда изучали тему «как люди открывали Землю».
Заполните таблицу «Исследование Африки»:
Исследователи |
Страны, дата |
Вклад в исследование материка |
Древние греки |
Заселяли и исследовали северную часть Африки |
|
Египтяне |
Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавали в Сомали |
|
Васко да Гама |
Португалия, 15-16 в. |
Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка |
Давид Ливингстон |
Англия, 19 в. |
Исследовал реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса |
Генри Стенли |
США, 19в. |
Плавание вокруг озер Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори. |
Николай Иванович Вавилов |
Россия, 1926-1927 |
Путешествие в северную часть Африки. Собрал 6000 образцов культурных растений. |
- Подпишите названия следующих географических объектов:
океаны: Атлантический, Индийский;
моря: Средиземное, Красное;
заливы: Гвинейский, Аденский;
проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский;
канал: Суэцкий;
остров: Мадагаскар;
полуостров: Сомали.
VI. Закрепление. Самостоятельная работа: заполните пропуски в предложениях:
1)Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли.
2)Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.
3)Территория материка Африка расположена в экваториальном, ___________________, тропических и _____________________ климатических поясах Северного и Южного полушарий.
2.Проверка самостоятельной работы.
VII. Рефлексия.
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
За работу на уроке вы получали карточку-Африку. Подсчитайте количество полученных карточек.
Выставление оценок
5 карточек-«5»
VIII. Домашнее задание: параграф №25, на контурную карту нанести изученную номенклатуру, ответить на вопросы в конце параграфа.
/data/files/w1509721998.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АФРИКИ)