Урок географии в 7 классе «Географическое положение Северной Америки. Из истории исследования материка»
Технологическая карта урока.
Автор | Краснопевцева Светлана Михайловна Муниципальная казенная общеобразовательная школа «Замзорская средняя общеобразовательная школа» |
География, 7 класс | |
Автор УМК | География: География материков и океанов. 7 класс. Учебник / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев |
Тема урока | Географическое положение Северной Америки. Из истории исследования материка. |
Тип урока | Изучение новой темы |
Форма урока | Индивидуальный, дистанционная форма. Урок проходит через использование программы РЭШ. |
Цели урока, планируемый уровень достижения целей:
Тема | ГП Северной Америки. Из истории исследования материка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели | Изучить особенности географического положения, историю исследования материка Северной Америки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Личностные: -формирование интереса к изучению географии; оценки результата собственной деятельности. Предметные: - называть общие особенности природы северных материков, исследователей материка и их открытия; - описывать географическое положение материка по плану; - определять закономерности размещения форм рельефа на материке. Метапредметные: - определять тему, учебные цели и задачи урока под руководством учителя, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, осуществлять самооценивание; - уметь работать с различными источниками информации: текстом учебника, картами, схемами и графическими моделями. - устанавливать причинно-следственные связи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: | РЭШ, компьютер, презентация в Google, учебник, атлас, сервис "Google Планета Земля", Googl формы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая структура урока/время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащегося, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный) (1-2 мин) | Проверяет готовность ученика к уроку. Приветствует его, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку. | Выполняет самооценку готовности к уроку. Приветствует учителя, настраивается на работу. | Давай улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Начать урок я хочу с вопроса. Как вы думаешь, что самое ценное на Земле? Выслушиваются варианты ответов ученика. Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. | Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку, организация своего рабочего места. Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности. Познавательные: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 минут) | Организует диалог с учащимся. Организует постановку проблемного вопроса. Подводит учащегося к формулированию темы урока. Создаёт условия для формулирования цели и задач урока. Направляет и контролирует ответы учащегося. | В ходе беседы вспоминает изученные материки и отвечает на вопросы учителя. Участвует в учебном диалоге с учителем, отвечает на поставленные вопросы. Просматривает слайды презентации, определяет и формулирует тему урока. Осуществляет запись темы урока. Под руководством учителя определяет цель и задачи урока. | Какие материки мы изучили? (Ю. Америка, Австралия, Африка, Антарктида). (Материки находятся в южном полушарии) (Северная Америка, Евразия) В каком полушарии расположены материки Северная Америка и Евразия? (Материки находятся в северном полушарии) С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению северных материков. Взгляни на фотографию, можно ли точно определить, к какому северному материку принадлежит этот ландшафт? (нет) Почему? (Северные материки имеют общие черты). Какие мы можем выделить общие черты? Посмотри на представленные фотографии и назови общие черты северных материков. (Расположены в северном полушарии. Большая часть материков расположена в умеренных широтах, где преобладает лесная природная зона – тайга. Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом – Лавразия. Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям). Я покажу вам разные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: Лед – Антарктида Кофе, песок – Африка Какао, резина, медь – Южная Америка Сумка, шерсть овцы – Австралия Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус . Вывод – это относится к материку Северная Америка. По какому плану будем изучать материк? С чего мы начинаем изучать материк? (при затруднении обратиться к учебнику, выделить план по пунктам параграфов) Тема урока: ГП Северной Америки. Из истории исследования материка. Попробуй определить цель урока. Что нам поможет в изучении материка? (карты, учебник, опорные схемы, графические модели) | Личностные: мотивация к изучению предмета. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним осознано строить в устной форме; читать географическую информацию с фотографий. Регулятивные: определять тему, цели и задачи урока под руководством учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Первичное усвоение новых знаний (10 мин) | Организует практическую работу с картой атласа. Направляет и контролирует деятельность учащегося. | Составляет устное описание географического положения Северной Америки по плану. Работает с физической картой атласа, оформляет контурную карту. Осуществляет самоконтроль и самопроверку своей работы. | ГП Северной Америки учитель с учащимся определяют с помощью сервиса https://resh.edu.ru/subject/lesson/1678/main/ просмотр видеоурока до 2 мин. Учитель открывает слайд презентации «План описания ГП материка». Учащийся в устной форме описывает географическое положение Северной Америки. Крайние точки и протяженность материка учитель с учащимся определяет с помощью сервиса "Google Планета Земля".
Тест по теме «Северная Америка» Северную Америку пересекает экватор. Северную Америку пересекает северный тропик. Материк пересекает южный тропик. Материк пересекает северный полярный круг. Материк пересекает нулевой меридиан. Крайняя северная точка материка – м. Марьято. Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз. Северную Америку омывает Тихий океан. Северную Америку омывает Индийский океан. Полуостров Флорида расположен на юго-востоке материка. Ответы: 2,4,7,8,10 - «да» 1,3,5,6,9 – «нет» 9-10 баллов «5» 6-8 баллов «4» 4-5 баллов «3» | Познавательные: Выполнять учебное задание, используя алгоритм; читать географическую карту. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка (3 мин.) | Организует проведение физ. минутки. | Выполняют физкультминутку. | Северная Америка имеет длинную береговую линию, так как она сильно изрезана. Множество полуостровов, морей, заливов, островов вдоль берегом материка. Чтобы лучше запомнить объекты предлагаю передохнуть и немного подвигаться. Физкультминутка. Учитель демонстрирует экран и на физической карте Северной Америке показывает географические объекты номенклатуры. Обучающийся показывает движением особенности ГП объектов. Если объект расположился на севере материка, то сидя на стуле, туловище от макушки головы вытягивает вверх и поднимает руки. Если учитель называет южный объект, то необходимо встряхнуть плечами и опустить руки вниз, опустить голову. Если объекты находятся на востоке отвести правую руку в сторону, если на западе левую руку. Список объектов: Канадский арктический архипелаг, остров Ньюфаундленд, полуостров Калифорния, Гудзонов залив, Мексиканский залив, полуостров Аляска, полуостров Лабрадор, полуостров Флорида, Берингов пролив, пролив Шелихова, остров Гренландия. | Умение снять усталость, переключиться на новый вид деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Первичное усвоение новых знаний. (15 минут) | Организует самостоятельную работу учащегося с текстом параграфа и графической моделью. Осуществляет консультационно-координирующую функцию. | Обучающийся отвечает на вопросы учителя: Работает с различными источниками информации, преобразует ее. Дополняют таблицу . . | Исследователи Почему объекты получили такое название – Гудзонов, Берингов, Шелихова и другие? Что напоминают названия? (фамилии) После открытия Америки активно стали ее исследовать и осваивать. В этом преуспели не только европейцы, но и русские путешественник. Что это за путешественники, и какие они открытия сделали ты узнаешь, поработав с текстом параграфа (стр. 210-211). На основе текста необходимо заполнить таблицу в Google форме. История открытия и исследования Северной Америки
. | Личностные: сохранение мотивации к познавательной деятельности. Познавательные: установление причинно-следственных связей размещения форм рельефа и полезных ископаемых; преобразовывать текстовую информацию в графическую (дополнять графическую модель и схему недостающими элементами). Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление изученного материала (3 мин) | Организация закрепления изученного материала. Проведение игры «Да-нет». | В ходе игры отвечает на поставленные вопросы учителя. Осуществляет самоконтроль и самопроверку своей работы. | Учитель называет факты. Учащийся на основе полученных знаний определяет верные факты и неверные. 1. Северная Америка относится к южным материкам? (нет) 2. В Северной Америке представлены все климатические пояса? (нет) 3. Григория Шелихова называют русским Колумбом? (да) 4. На западе материка расположились горы Анды? (нет) 5. В Северной Америке часто возникают торнадо, смерчи, тайфуны? (Вопрос вызывает затруднение учащегося). Учитель подводит учащегося к теме следующего урока. | Регулятивные: Умение оценивать свою работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5.Информация домашнего задания. (1-2 мин) | Предлагает домашнее задание. Учитель обращает внимание на особенности выполнения домашнего задания. | Записывает домашнее задание в дневник, просматривает его в соответствии с комментариями учителя. | Домашнее задание: параграфы 42 и 43 пересказ. 1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка. 2 уровень: задание с ментальной картой: Определить, что обозначено цифрами на карте. 3 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”. | Регулятивные: Планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий, задавать вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия Осознание учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (2-3 мин) | Инициировать рефлексию учащегося по поводу психоэмоционального состояния, мотивации ее собственной деятельности и взаимодействия с учителем. Оценивает работу учащихся на уроке. | Проводит самооценку собственной учебной деятельности. Соотносит цель урока и результаты ее полученные, фиксирует степень их соответствия. | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы поставленной цели? Что удалось? Над чем еще нужно поработать? Сегодня я узнал(а)…………. Сегодня я научился…………… Мне хотелось бы в будущем научиться………… | Регулятивные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осуществляет самооценку. Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке. |
Используемая литература:
Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс.- М.: ВАКО, 2012. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).
Интернет ресурсы https://urok.1sept.ru/articles/506870
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1678/main/
Анализ
На первом этапе урока для создания эмоционально-положительной атмосферы в классе был проведен опрос по основным характеристикам ранее изученных материков. Таким образом учащиеся были настроены на работу в необычной для них обстановке и быстро включились в рабочий ритм.
Следующим этапом урока был просмотр видеоурока на платформе РЭШ . После просмотра, ученики самостоятельно дают описание географического положения материка. Для создания обратной связи вся работа отражалась на Googl форме где учитель и дети увидели результаты своей деятельности.
Данная форма работы выбрана удачно, т.к. она включает различные приемы, методы работы (самостоятельная работа учащихся, поисковая работа, составление образа материка). Все этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга. Эти методы выбраны не случайно. Они позволяют осуществить все цели, поставленные перед уроком. Использование онлайн-средств обучения повышают интерес к предмету. Поисковая работа, работа с контурной картой достигают общеобразовательные цели, развивают память. Основной акцент на уроке делается на определение «ГП», план характеристики ГП. Осуществлялся самоконтроль, Средства обучения использовались для достижения целей урока целесообразно: карты, атласы, таблицы в Googl форме, инструкции учащихся.
Заключительный этап урока также прошел на высоком эмоциональном уровне. Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы, раскрепощающего первого этапа урока. Я считаю, что цели и задачи урока, поставленные мной, были достигнуты.
8