12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслова Марина Алексеевна27
Россия, Нижегородская обл., Арзамас

Тема урока «Страны мира»

Место урока в теме

Тема «Население Земли» рассчитана на 6 часов. «Страны мира» - урок № 5 раздела «Население Земли». Учащиеся уже знакомы с численностью населения мира, народами мира, их религиями, особенностями размещения населения, умеют работать с тематическими картами и анализировать диаграммы численности населения отдельных регионов.

Тип урока

По дидактической цели:

Урок – изучение нового материала

По способу организации:

Эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа

Цель и задачи урока

Цель: формирование представления о географическом пространстве через определение многообразия стран.

Образовательные задачи:

умение определять понятия: страна, монархия, республика, зависимые территории;

умение определять критерии для классификации стран;

умение моделировать один вид информации в другой;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации делать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Развивающие задачи:

развивать логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, статистических данных;

развивать умения самостоятельно выдвигать цели, выделять проблему, выдвигать гипотезы и искать пути решения;

развивать связную устную речь через умение вести диалог.

Воспитательные задачи:

осознание себя членом коллектива,

воспитание в себе чувства толерантности;

умение отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех участников, при решении проблемных ситуаций.

Планируемые результаты:

предметные: объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям, сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с картой;

личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Методы обучения

По источнику знаний:

Словесные (беседа);

Практические (работа с учебником, с картой, анализ статистических данных);

Наглядные.

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно – иллюстративный;

Частично – поисковый;

Исследовательский.

По степени самостоятельности:

Под руководством учителя;

Практикум;

Обучение в группах.

Форма урока – традиционный урок.

Форма организации работы в классе

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Средства обучения

1. География. Страны и континенты.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 255 с.

2. Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля 7 класс. Пособие для учителя.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008 – 207 с.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Ред. кол. В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 894 с.: ил.

4. Махов С.И., Махова И.П. География. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение».– М.: Просвещение, 2009 – 136 с.

5. Николина В.В. География. Мой тренажер 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008 – 80с.

6. География. 7 кл.: атлас.3 – е изд., испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012 – 48 с.: карт., ил.


 

Оборудование: мультимедийный пректор, персональный компьютер, презентация, политическая карта мира, атласы, контурные карты.

Хронометраж:

1 этап – 10 мин

2 этап – 5 мин

3 этап – 22 мин

4 этап – 5 мин

5 этап – 3 мин

13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

Результат и формы диагностики

учителя

ученика

I. Мотивационно-ориентировочная часть

Этап 1. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации в ее решении, принятие задачи учащимися.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихсяся к уроку.

Повторение домашнего задания

Предлагает задания для групп:

Посмотрите на таблицу и определите причины неоднородного размещения населения на земном шаре. (Приложение 1)

По карте «Размещение населения» определите причины неодинаковой плотности населения (Приложение 2)

Проанализируйте таблицу «Распределение современного населения Земли» (с.7 Мой тренажер) (Приложение 3) Объясните причины неравномерного распределения населения на Земле. Покажите на карте районы неудобные для проживания. Объясните почему?

2. Ответьте на задания на экране (задание на экране, отвечают на листочках): (Приложение 4)

1. Представители каких рас здесь изображены?

2. Какие из этих религий относятся к мировым?

1) Ислам

2) Буддизм

3)Язычество

4)Христианство

5) Православие

Что это? И где находится?

Самопроверка. Сравните свои ответы с ответами на экране. Все ли получилось? Если нет, то почему?

С помощью наводящих вопросов: «В какой стране вы хотели бы жить? Почему?» подводит к теме урока.

Как выдумаете, для чего мы изучаем эту тему?

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.

Предлагает учащимся обсудить чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать?

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал.

Определяют зависимость размещения населения от расположения территории над уровнем моря.

Предполагаемый ответ:

По таблице видно, что большее количество населения планеты проживает на равнинах и плоскогорьях, т.к. там самые комфортные условия.

Анализируют карту «Размещение населения», выясняют причины разной плотности населения.

Предполагаемый ответ:

По карте видно, что самая высокая плотность населения в теплом климате (территория Индии и Китая, Европы), около морей и океанов.

Выдвигают суждения, объясняющие причины неравномерного расселения населения по планете и подтверждают их фактами.

Предполагаемый ответ:

Самые неудобные районы для проживания - высокие горы (холодный климат, недостаток кислорода), жаркие и арктические пустыни (в одних жарко, в других холодно), территории далеко расположенные от морей (плохо заниматься торговлей). Показывают на карте.

Работают на листочках и сдают выполненные задания учителю.

Рассматривают фотографии на экране. Вспоминают существенные признаки представителей разных рас и отвечают на листочках

1-негроидной,2-европеидной,

3-монголоидной

Вспоминают, что такое религия? Какие виды религий известны? Их особенности и классификацию. Отвечают на поставленный вопрос:

Ислам,

Буддизм,

4 – Христианство.

Рассматривают фотографии , предложенные на экране, вспоминают в какой теме видели эти изображения и где расположены данные памятники культуры и архитектуры. Ответы записывают на листочках.

- Храм Василия Блаженного в Москве

- Тадж – Махал в Индии 3 - Буддистский монастырь в Гималаях

Сравнивают полученные ответы с ответами на экране. Объясняют причины своих ошибок.

Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Страны мира».

Формулируют задачи урока «Страны мира».

Предполагают результаты деятельности на уроке.

Готовность начать урок.

Умение анализировать статистические данные, делать выводы. Умение объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Умение различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран.

Умение анализировать различные источники географической информации, формулировать и аргументировать свое мнение.

Тестирование 1 (Приложение 4)

Умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение анализировать географическую информацию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

II.Операционно-познавательная часть

Этап 2. Предъявление нового учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения

Политическая карта мира – это карта стран, которых в настоящее время насчитывается более 230.

Политическую карту мира называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражение все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

Предлагает рассмотреть политические карты мира разных периодов (Приложение 5) и сформулировать определение страны, для слабых учеников предлагается найти определение на сайтах http://slovorus.ru/index.php, http://ru.wikipedia.org, в большом энциклопедическом словаре, географическом словаре,

корректирует ответы учащихся.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- Найдите в тексте учебника (с.22) признаки отличия стран друг от друга.

Анализируют политические карты, выделяют существенные признаки понятий «страна», предлагают свои определения страны, выбирают определение для записи в тетради.

Записывают в тетради определение страны:

Страна – это территория внутри четко установленных границ, в пределах которой действует определенная система власти (управления).

Анализируют информацию текста учебника (с.22) и выделяют признаки квалификации стран. Записывают в тетрадь признаки:

Территория;

Численность населения;

Политическое устройство;

Уровень экономического развития.

Умение анализировать различные источники географической информации, строить логические цепочки, выдвигать предположения, делать выбор. Умение определять существенные признаки понятия «страна».

Умение анализировать текстовую информацию учебника, находить необходимую информацию, выделять критерии для классификации стран

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня.

Дает задание учащимся: Найдите на политической карте крупнейшие по площади страны и подпишите их на контурной карте.

Предлагает определить географическое положение стран, стимулируя активное участие всех учащихся к выполнению задания. Пользуясь политической картой, заполните таблицу «Географическое положение стран» (Приложение 6)

Обменяйтесь своими данными в своих группах. Совпадают ли ваши записи?

Дает задание учащимся: По тексту учебника (с.23) составьте схему «Политическое устройство стран»

Предлагает задания группам:

1.Одним из главных показателей экономики страны является стоимость произведенных товаров и услуг за год. Проанализируйте диаграмму «Экономическая мощь стран ( по стоимости произведенных товаров и услуг)» ( рис. 16 учебника) и ответьте на вопрос: Может ли Россия претендовать на звание высокоразвитой страны?

2. Проанализируйте круговую диаграмму (рис.17 с.24 учебника) «Структура хозяйства некоторых стран». Определите важнейшие географические и экономические факторы, на сложившееся соотношение.

3. Проанализируйте диаграммы «Экономическая мощь стран ( по стоимости произведенных товаров и услуг)» и «Структура хозяйства некоторых стран» ( рис. 16 и 17 на с.24). Ответьте на вопрос: Какой должна быть богатая страна?

Группам предлагаются задания:

Выделите критерии по которым дано описание стран (Приложение 8)

Выполняют работу в картах. Работают с политической картой мира и контурной картой.

Анализируют политическую карту, выделяют признаки географического положения стран, заполняют таблицу в тетради.

Обсуждают в группах полученные результаты, делают выводы.

Отвечают на вопрос учителя. Приблизительный ответ:

Нет, стран по каждой группе гораздо больше, чем ячеек таблицы.

Анализируют информацию текста учебника (с.23) и выделяют признаки понятий «республика», «монархия». Составляют схему, обсуждают и сравнивают в своих группах и с предложенной учителем (Приложение 7), делают выводы о политическом устройстве стран.

Анализируют диаграмму «Экономическая мощь стран (по стоимости произведенных товаров и услуг)» рис.16 с. 24 учебника, обсуждают данные, обобщают информацию и делают выводы. Отвечают вопрос учителя.

Предполагаемый ответ:

Может, если будет производить много товаров и услуг, востребованных на мировом рынке.

Анализируют диаграмму «Структура хозяйства некоторых стран» рис.17 с. 24 учебника, обсуждают данные, обобщают информацию и делают выводы. Представители группы отвечают на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Если в странах основу экономики составляет сельское хозяйство, то уровень развития экономики низкий (африканские и азиатские страны). В странах, где главный в экономике является промышленность есть возможность развиваться и достигать хороших показателей. А страны с высоким показателем сферы услуг относятся к высокоразвитым.

Анализируют диаграммы «Экономическая мощь стран ( по стоимости произведенных товаров и услуг)» и «Структура хозяйства некоторых стран» (рис.16 и 17 с. 24 учебника), обсуждают данные, обобщают информацию и делают выводы. Представители группы отвечают на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Богатой считается такая страна, у которой экономика основывается на сфере услуг: банковское дело, образование, здравоохранение, связь, СМИ, транспорт.

Анализируют текстовую информацию, выделяют признаки классификации стран.

Умение моделировать информацию из одного источника в другой.

Умение анализировать картографическую информацию, формулировать и аргументировать свое решение.

Умение организовывать учебное сотрудничество , находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов.

Умение находить необходимую информацию, выделять существенные признаки понятий «республика», «монархия», моделировать текстовую информацию.

Умение анализировать разнообразную географическую информацию, делать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение анализировать разнообразную географическую информацию, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение анализировать разнообразную географическую информацию, делать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение определять критерии классификации стран (Приложение 8)

III.Рефлексивно-оценочная часть

Этап 4. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

-Стимулирует активное участие всех учащихся в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Зависят ли страны друг от друга? Как? Почему?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.


 

Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы:

Было ли вам интересно на уроке?

Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?

Сумели ли вы применить свои знания?

Какой отметкой вы оценили бы свою работу на уроке?

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Обобщают информацию, высказывают свои предположения, дают развернутый ответ.

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, осмысливают свои действия, выявляют положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Ученики сдают тетради и контурные карты для проверки работы на уроке

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение критически оценивать свою деятельность

Этап 5. Подготовка учащихся к работе вне школы.

Комментирует домашнее задание: приготовьте пересказ §7, выполните задание 9 на с. 26 учебника, на контурной карте «Страны мира» отметьте 10 крупнейших стран по численности населения, по 5 стран с монархической и республиканской формой правления, 7 экономически высокоразвитых стран

Записывают домашнее задание

Приготовление пересказа §7, нанесение на контурную карту «Страны мира» 10 крупнейших стран по численности населения, по 5 стран с монархической и республиканской формой правления, 7 экономически высокоразвитых стран, составление списка стран, которым можно дать краткую характеристику стран и стран, о которых услышали впервые на уроке

Приложения

Приложение 1

Распределение населения Земли по высотным зонам

Части света

Высота над уровнем моря, м

Ниже

200

От 200 до

500

От 500 до

1000

От 1000 до 2000

Выше

2000

Средняя высота обитания

Средняя высота терри-тории

Население, %

В метрах

Европа

69

24

7

-

-

170

300

Азия

56

24

12

7

1

320

950

Африка

32

24

21

21

2

590

750

Северная Америка

47

33

8

8

4

430

700

Южная Америка

42

15

23

9

11

345

580

Австралия и Океания

73

18

8

1

-

95

350

Вся суша (без Антарктиды и Гренландии)

56

24

12

7

1

320

725

Приложение 2

Размещение населения

Приложение 3

Распределение современного населения Земли (по Д. Харрисону)

Среда обитания

Площадь,

% от общей площади суши

Население,

% от населения

Средняя плотность

     
       

Засушливые земли и пус­тыни

18

4

0,2

       
       

Тропические леса и кустар­ники

15

28

1,9

Саванны и степи умеренно­го пояса

21

12

0,6

Смешанные леса умеренного пояса

7

39

5,6

Жестколистные вечнозеле­ные леса и кустарники средиземноморского типа

11

4

4

       

Тайга

10

11

0,1

Полярные земли и тундра

16

<1

0,01

       

Горные районы

12

12

1

Приложение 4

Представители каких рас здесь изображены?

Какие из этих религий относятся к мировым?

1) Ислам

2) Буддизм

3)Язычество

4)Христианство

5) Православие

Что это?

Приложение 5

Приложение 6

Заполните таблицу «Географическое положение стран»

островные

полуостровные

приморские

континентальные

страны-архипелаги

         
         
         

Приложение 7

Приложение 8

Мексика расположена на юге материка Северная Америка. Его территория равна 1958,2 тысяч квадратных километров. По территории среди стран западного полушария Мексика занимает пятое место. На севере она граничит с Соединенными Штатами Америки, на юге - с Гватемалой и Белизом, на востоке омывается водами Мексиканского залива, на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана. Страна богата полезными ископаемыми: нефть, газ, ртуть, серебро, цинк, свинец, уран и другие. По населению Мексика - третья страна западного полушария. В 2010 году численность населения Мексики по данным ООН составляла 112 468 855 человек.

Мексика - федеративная республика, состоящая из 31 штата и Федерального округа. Верховная власть осуществляется президентом, являющимся главой правительства. Законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов, избираемой сроком на три года, и сената, в котором избираются по два сенатора от каждого штата сроком на шесть лет.

Государственный язык - испанский, однако во многих отдаленных районах широкое распространение имеют индейские языки. Этнический состав: метисы - 60 %, индейцы - 30 %, европейские народы - 9 %. Возделывают кукурузу, фасоль, рис, сорго, пшеницу. Технические культуры - хлопок, сахарный тростник, кофе. Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Добывают полезные ископаемые. развито машиностроение, химическая промышленность, металлургия, пищевая промышленность.

 

Страна Канада является второй по величине (вслед за Россией) страной в мире и занимает площадь около 10 миллионов квадратных километра. Протяженность ее границ составляет 7 730 километров с запада на восток, и Канада имеет всего одного соседа – США. Страну омывают сразу три океана: на западе - Тихий, на востоке - Атлантический, на севере - Ледовитый.

Еще в 1867 г. Канада стала первым доминионом в составе Британской империи. Ныне по государственному строю это вполне суверенное государство. Но поскольку Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией, главой государства формально считается английская королева, которая назначает генерал-губернатора Канады по рекомендации ее премьер-министра.

Канадское население сильно урбанизировано и индустриализировано. Бòльшая часть населения живёт в городах. Канадская экономика всё больше базируется на сфере услуг, но сельское хозяйство и промышленность по-прежнему значительны. Будучи индустриальной, современной державой, страна Канада занимает сильные позиции в мировой экономике. В Канаде очень низкий уровень безработицы, поэтому имеются рабочие места для прибывших специалистов. В стране стабильный демократический режим, низкий уровень преступности, совершенная правовая система.

В Канаде проживают 34 этнические группы, каждая из которых состоит, как минимум, из 100 000 человек. Население самой большой этнической группы (около 40%), которое называет себя «канадцами», считается то, чьи далекие предки приехали в Канаду еще во времена колонизации. Это население относит себя к канадскому этносу, и собственно является канадским населением. Далее следуют англичане (около 20%), французы (16%), шотландцы ( 14% ), ирландцы ( 12,9% ), немцы ( 9,3% ), итальянцы (4,3%), китайцы (3,7%), украинцы (3,6%), североамериканские индейцы (3,4%) и евреи (1,5%0).

Египет расположен в северо-восточной части Африки. Северные берега омываются водами Средиземного моря(Атлантический океан), с востока граничит с Палестиной и Израилем(страны Азии) и омывается водами Красного моря (Индийский океан) воды Средиземного и Красного моря соединяются Суэцким каналом на северо-востоке страны; на юге граничит с Суданом; на западе – с Ливией. Египет занимает площадь 1 001 450 км², это в четыре раза больше, чем Великобритания, в два раза больше, чем Франция, но в три раза меньше Якутии. В стране проживают Арабские народы, разводят верблюдов и лошадей, занимаются земледелием.

Египет является республикой. Конституция принята в 1971. Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатное Народное собрание. Исполнительная власть принадлежит президенту, который формирует Совет министров и назначает премьер-министра. Административно-территориальное деление 26 губернаторств.

Население Египта составляет 86,6 млн. человек. Египетские арабы, бедуины и берберы составляют 99% населения, остальные — греки, нубийцы, армяне и другие европейцы .94% верующих — мусульмане-сунниты, коптские христиане и другие общины — 6%. Официальный язык — арабский, но французский и английский широко распространены. Городское население 45%. Плотность населения 74,6 чел./км2. Народы занимаются выращиванием зерновых культур (пшеница, кукуруза, просо и бобы), длинноволокнистого хлопчатника, сахарного тростника, люцерны, картофеля, лука, цитрусовых. Из отраслей промышленности наиболее развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая промышленность, производство минеральных удобрений, стройматериалов. Значительную часть валютных поступлений (около 2,5 млрд. долл. в год) Египет получает от международного туризма.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.