География сельского хозяйства и рыболовства мира
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «География»
на тему
«География сельского хозяйства и рыболовства»
Автор: Киселева А.А., преподаватель географии
Пояснительная записка
Урок-это солнце, вокруг которого как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий.
Н.М.Верзилин.
Выбор преподавателем методов и приемов обучения должен проходить прежде всего на уровне развития познавательных способностей как группы в целом, так и отдельных обучающихся.
В данной методической разработке отражено проведение комбинированного занятия - изучение нового материала с практическим применением теоретических знаний. Применяемый метод - лекция с элементами беседы. Этот метод продуктивен, так как преподаватель, путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Но следует помнить, что большое число вопросов, включаемых в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их раскрыть. Это наиболее распространенный метод дидактической работы. Помимо этого, в разработке использован метод практического обучения. Практическое задание включено в методику не случайно, так как конечным результатом освоения материала по географии является умение применить его на практике. А именно, обучающиеся должны без затруднений указать на тематической карте географические объекты, представленные в изучаемых темах. В данном случае-указать на карте мира районы возделывания основных сельскохозяйственных культур.
Кроме того, при выполнении практических заданий создается благоприятная обстановка, способствующая установлению контакта преподавателя с обучающимися.
Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям в составлении своего алгоритма проведения занятия по теме «География сельского хозяйства и рыболовства». Разработаны варианты заданий для контроля знаний по теме (карточки).
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Разработаны методические рекомендации проведения учебного занятия, в которых описаны методика проведения, используемые приемы, и методы.
2.Составлена технологическая карта учебного занятия.
3.Разработан сценарий проведения занятия.
1.Методические рекомендации по проведению учебного занятия
Данная тема изучается в рамках темы «Мировое сельское хозяйство и глобальная продовольственная проблема», предусмотренной рабочей программой УПУ.08 География по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Программа учебной дисциплины разработана с учетом:
- Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. № P-98;
- Федеральной рабочей программы СОО «География», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Лекция с элементами беседы и практического занятия.
Время, отведенное на изучение темы:
Место проведения: Учебная аудитория.
Цели занятия:
Образовательная: сформировать представление о структуре сельского хозяйства и рыболовства мира; познакомить с понятием «зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства, с ролью и развитием рыболовства; формирование и закрепление умений.
Развивающая: развить память, внимание, умение анализировать информацию, работать с картами Атласа
Воспитательная: повысить географическую и экологическую культуру обучающихся, совершенствовать навыки общения, воспитать уважительное отношение к труду в аграрной сфере.
Планируемые результаты
Личностные:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; |
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде. |
Метапредметные: -самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; |
-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности.
Предметные:
-понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; -владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем. |
Принципы обучения: принцип научности, доступность изложения, принцип наглядности.
Основные понятия и термины: товарное сельское хозяйство, потребительское сельское хозяйство, «Зеленая революция», селекция, аквакультура.
Межпредметные связи: история, обществознание, биология.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».
3.Политическая карта мира.
4.Контурные карты мира.
5.Рабочие тетради.
Структура занятия:
1.Организационный момент - 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и плана урока - 2 мин.
4.Изучение и усвоение нового материала - 75 мин.
Метод: лекция с элементами беседы и практической работы
План:
Сельское хозяйство-ведущая отрасль материального производства.
География сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания.
Понятие о «Зеленой революции».
География рыболовства мира.
Выполнение практического задания-работа с контурной картой мира.
Закрепление изученного материала - 5 мин.
Метод: блиц-опрос
Подведение итогов урока - 3мин.
Домашнее задание - 2 мин.
На основании предложенного материала, а также карт Атласа составить кроссворд «География сельского хозяйства и рыболовства мира».
2. Технологическая карта учебного занятия
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формы работы |
Подготовительный (организационно мотивационный) | Приветствие обучающихся. Отметка отсутствующих на занятии | Встают, приветствуют преподавателя | Групповая |
Основной. Изучение нового материала | Озвучивает тему и цели урока. Организует диалог, беседу с обучающимися. Создает эмоциональный настрой. Излагает новый материал, проводит параллель с изученным материалом ранее по обществознанию, истории, биологии. Обеспечивает наглядность изложения материала, показывая названные географические объекты на карте мира. Обеспечивает мотивацию мыслительной деятельности, задавая наводящие вопросы по теме. | Слушают, записывают информацию в рабочие тетради. По необходимости задают вопросы с целью уточнения и получения дополнительной информации. Отвечают на поставленные вопросы. По мере необходимости работают с политической и контурной картой мира. Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная |
Закрепление изученного материала. Рефлексия | Обобщает полученные на уроке сведения, проводя блиц-опрос | Обучающиеся систематизируют информацию, отвечая на вопросы, высказывают свою точку зрения | Индивидуальная и групповая. |
Подведение итогов урока | Оценивает работу обучающихся на занятии, задает домашнее задание | | |
3. Конспект урока
1. Сельское хозяйство-ведущая отрасль материального производства.
Слово преподавателя: Сегодня мы приступаем к изучению темы «География сельского хозяйства и рыболовства мира». Нам предстоит узнать о структуре сельского хозяйства, об основных районах возделывания сельскохозяйственных культур. Познакомиться с понятием «зеленая революция».
Сельское хозяйство - самая древняя и наиболее зависимая от природных условий отрасль экономики. Оно в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. В мировых масштабах в сельскохозяйственной отрасли занято более 1 млрд. человек. В развивающихся странах в этой сфере работает от 70 до 90% населения.
В чем заключается значение сельского хозяйства?
Ответ обучающихся: Сельское хозяйство играет важную роль, обеспечивая население продуктами питания, а промышленность сырьем. Кроме того, это источник доходов населения.
Слово преподавателя: По современным археологическим данным, сельское хозяйство, начавшееся с одомашнивания животных и выращивания культурных растений, зародилось примерно 8-10 тыс. лет назад в горных районах Ирана и Ирака, в Индии и Китае, на Мексиканском нагорье. Экспедиции Всесоюзного института растениеводства 1919-1939 гг. возглавляемые выдающимся биологом и географом Н.И. Вавиловым, доказали, что большинство культурных растений произошло из семи главных ареалов: Центральноамериканский, Андийский, Средиземноморский, Эфиопский, Юго-Западноазиатский, Южноазиатский тропический, Восточноазиатский. Из почти 300 тысяч. растений, существующих на Земле, человеком используется около 23 тысяч.
Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:
1)Товарное сельское хозяйство, которое включает:
а) интенсивное земледелие; б) интенсивное животноводство.
2)Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает
а) плужное и мотыжное земледелие; б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; в) собирательство, охоту, рыболовство.
В экономически развитых странах, достигших постиндустриальной стадии развития, преобладает высокотоварное сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс в этой группе стран приобрел форму так называемого агробизнеса, который наряду с производством сельскохозяйственной продукции включает ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и др.
Традиционное потребительское сельское хозяйство представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории. В этом секторе сохраняются подсечно-огневое земледелие. Подсечно-огневое хозяйство связано с охотой и собирательством. | Товарное сельское хозяйство развивающихся стран - это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение. Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве». Типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы. |
2. География сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания.
Слово преподавателя вспомните структуру сельского хозяйства, которую вы изучали ранее.
Ответ обучающихся: Сельское хозяйство состоит из двух отраслей- растениеводство и животноводство. (Заполнить совместно с обучающимися таблицу на доске)
Сельское хозяйство | |
Растениеводство | Животноводство |
Зерновые культуры | Скотоводство |
Кормовые культуры | Овцеводство |
Технические культуры | Свиноводство |
Корнеплоды | Птицеводство |
Плодовые культуры | Коневодство |
Слово преподавателя Растениеводство. Основные сельскохозяйственные культуры. География их возделывания
1) Пшеница – Китай, США, Индия, Бразилия, Канада.
2) Рис – Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш.
3) Кукуруза – США, Китай, Бразилия, Франция, Мексика.
4) Лен – Россия, Белоруссия.
5) Сахарный тростник – Индия, Куба, Бразилия, Китай, Мексика.
6) Подсолнечник – Россия, Украина, Аргентина, Китай, США.
7) Кофе – Бразилия, Колумбия, Индия.
8) Чай – Индия, Китай, Шри – Ланка, Кения, Индонезия.
9) Картофель – Китай, Россия, США, Польша.
10) Бананы – Эквадор, Панама, Индия.
Какие факторы влияют на распространение тех или иных сельскохозяйственных культур?
Ответ обучающихся: В основном, условия произрастания, климатические условия.
Слово преподавателя: Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они совместно решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д. Растениеводство остается главной отраслью сельского хозяйства мира, так как играет важную роль в обеспечении населения Земли продовольствием. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Они занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади. Зерновое хозяйство мира держится на пшенице, рисе, кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора.
Главные страны – экспортеры зерна- США, Канада, Австрия и Франция. Рис – одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае ещё задолго до нашей эры. Главные страны-экспортеры риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия. Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Основными ее производителями остаются США, а также Китай и Бразилия.
Какая клубнеплодная культура является самой распространенной?
Ответ обучающихся: Картофель.
Слово преподавателя: Родина картофеля – Южная Америка, нагорье Перу. Первое место в мире по сбору картофеля занимают Китай, Россия, США, Польша.
Сахарные культуры. Сахарный тростник выращивается на его «второй родине» - в Америке, в районах с тропическим и субтропическим климатом;
Сахарная свекла – культура умеренного пояса. Главные её производители – Россия, страны Зарубежной Европы и Северной Америки.
Тонизирующие культуры – чай, кофе, какао. Родина чая – Китай. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии – особенно Индия, Китай и Шри-Ланка. Родина кофе – Африка. В наши дни 2/3 его сбора дают страны Латинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия.
Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения планеты. 2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение; их доля особенно велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. По сбору сои 1 место в мире занимают США, арахиса – Индия, оливок – Италия. Ведущие производители подсолнечника: Россия, США, Аргентина.
Непродовольственные культуры. Из волокнистых культур известен хлопчатник. Мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн. т; первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают страны Азии, вторе место- страны Америки, третье место- страны Африки. Другие волокнистые культуры: лен – ¾ мирового производства льна приходится на Россию и Беларусь.
Главные страны-экспортеры
продуктов животноводства и живого скота
Продукты животноводства и живой скот | Главные страны - экспортеры |
Говядина и телятина | Австралия, Германия, Франция, Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия |
Свинина | Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада |
Баранина и ягнятина | Новая Зеландия, Австралия, Великобритания |
Мясо птицы | Франция, США, Нидерланды, Бразилия |
Шерсть | Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР |
Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции
Сельскохозяйственная продукция | Главные страны-экспортеры |
Пшеница и кукуруза | США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, Россия |
Рис | Таиланд, США |
Сахарный тростник | Бразилия, Куба, Австралия, о. Маврикия |
Чай | Индия |
Кофе | Бразилия |
Какао | Кот-д Ивуар |
Хлопок | США, Узбекистан, Китай, Пакистан, Индия, страны Африки, Парагвай, Австралия |
Каучук | Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины |
Табак | США, Китай, Индия, Бразилия |
Отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, называют селекцией. Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями.
3.Понятие о «Зеленой революции»
Слово преподавателя: «Зеленая революция» — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР. Начало Зелёной революции было положено в Мексике в 1943 г. К 1956 году Мексика полностью обеспечила себя зерном и начала его экспорт. За 15 лет урожайность зерновых в стране выросла в 3 раза. Эти разработки были использованы в селекционной работе в Колумбии, Индии, Пакистане,
«Зеленая революция» включает три основных компонента:
1.Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.
2.Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).
3.Широкое применение современной техники, удобрений, и других химикатов.
«Зеленая революция» ознаменовала собой начало новой эры развития сельского хозяйства на планете, когда сельскохозяйственная наука смогла предложить ряд усовершенствованных технологий для фермерских хозяйств в развивающихся странах.
Прогрессивные последствия «зеленой революции»:
1.В результате, некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в зерне путем собственного производства.
2.Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза. Современные сорта позволяют повысить среднюю урожайность за счет более эффективных способов выращивания растений и ухода за ними, их большей устойчивости к насекомым-вредителям и основным болезням.
3.Увеличился спрос на машины и удобрения.
Почему же, «зеленая революция» далеко не полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды? В чем ее проблемы?
Ответ обучающихся: она носит очаговый характер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.
4. География рыболовства мира
Слово преподавателя: Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества. Его значение – удовлетворение потребности человечества в животном белке. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 170 млн. т в год.
В географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века произошли большие изменения - после второй мировой войны традиционно главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США). Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную и восточную часть Тихого океана. В наши дни улов рыбы и добыча морепродуктов составляют 64%. Улов рыбы и добыча морепродуктов в Индийском океане составляют 9%. Более ста видов рыб вылавливают в Баренцевом море. Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов 50% приходится на искусственное рыборазведение – аквакультуру. 85% её дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия. Аквакультура зародилась в Китае 4 тыс. лет назад, до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. В целом 4/5 всей продукции аквакультуры дают страны Азии.
5.Выполнение практического задания
Пользуясь картой атласа «Сельское хозяйство», отметить на контурной карте мира районы возделывания основных сельскохозяйственных культур.
6.Закрепление нового материала:
Слово преподавателя: Подводя итог занятия, продолжите фразу:
Сегодня я узнал (-а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял (-а) задания…
Я понял (-а), что…
Для проверочной работ
Раздаточный материал
Приложение 1. Контурная карта мира
Карта "Сельское хозяйство"PDF / 114.83 Кб
Приложение 2 Карточки контроля знаний
Вариант 1
Выбрать правильный ответ
1.Зеленая революция – это:
а) движение за восстановление вырубаемых лесов;
б) экологическое движение против строительства АЭС;
в) преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники.
2.Какие культуры обеспечивают более 70% мирового сбора зерновых:
а) кукуруза, овес, просо;
б) кукуруза, пшеница, рис;
в) рожь, рис, кукуруза;
г) пшеница, рожь, кукуруза.
3.Установить соответствие:
1. Кофе а) США, Бразилия, Китай.
2. Рис б) Бразилия, Колумбия, Индия.
3. Соя в) Китай, Индия, Индонезия.
4. Дать определение Аквакультуры.
Вариант 2
Выбрать правильный ответ
1.Традиционное потребительское сельское хозяйство включает:
а) интенсивное земледелие;
б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;
в) собирательство, охоту, рыболовство.
Дополнить определение:
2.Отрасль сельского хозяйства, которая занимается выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, называется…….
3.Установить соответствие:
1.Олива а) США
2.Арахис б) Италия
3.Соя в) Индия.
4. В каких странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса?
Список использованных источников и литературы:
1.География. 11 класс: учебник: углубленный уровень / В.Н. Холина. – М.: Просвещение, 2021.
2.Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/В.П. Максаковский-М.: Просвещение, 2020
3. Атлас Экономическая и социальная география мира
Интернет-ресурсы
https://urok.1sept.ru/articles/559773
Работа, выполненная студентомPDF / 104.64 Кб