12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Алла Алексеевна29
Россия, Новосибирская обл., р.п. Колывань



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «География»

на тему

«География сельского хозяйства и рыболовства»


Автор: Киселева А.А., преподаватель географии

Пояснительная записка

Урок-это солнце, вокруг которого как планеты,

вращаются все другие формы учебных занятий.

Н.М.Верзилин.



Выбор преподавателем методов и приемов обучения должен проходить прежде всего на уровне развития познавательных способностей как группы в целом, так и отдельных обучающихся.

В данной методической разработке отражено проведение комбинированного занятия - изучение нового материала с практическим применением теоретических знаний. Применяемый метод - лекция с элементами беседы. Этот метод продуктивен, так как преподаватель, путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Но следует помнить, что большое число вопросов, включаемых в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их раскрыть. Это наиболее распространенный метод дидактической работы. Помимо этого, в разработке использован метод практического обучения. Практическое задание включено в методику не случайно, так как конечным результатом освоения материала по географии является умение применить его на практике. А именно, обучающиеся должны без затруднений указать на тематической карте географические объекты, представленные в изучаемых темах. В данном случае-указать на карте мира районы возделывания основных сельскохозяйственных культур.

Кроме того, при выполнении практических заданий создается благоприятная обстановка, способствующая установлению контакта преподавателя с обучающимися.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям в составлении своего алгоритма проведения занятия по теме «География сельского хозяйства и рыболовства». Разработаны варианты заданий для контроля знаний по теме (карточки).

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1.Разработаны методические рекомендации проведения учебного занятия, в которых описаны методика проведения, используемые приемы, и методы.

2.Составлена технологическая карта учебного занятия.

3.Разработан сценарий проведения занятия.


1.Методические рекомендации по проведению учебного занятия


Данная тема изучается в рамках темы «Мировое сельское хозяйство и глобальная продовольственная проблема», предусмотренной рабочей программой УПУ.08 География по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Программа учебной дисциплины разработана с учетом:

- Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. № P-98;

- Федеральной рабочей программы СОО «География», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид занятия: Лекция с элементами беседы и практического занятия.

Время, отведенное на изучение темы:

Место проведения: Учебная аудитория.

Цели занятия:

Образовательная: сформировать представление о структуре сельского хозяйства и рыболовства мира; познакомить с понятием «зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства, с ролью и развитием рыболовства; формирование и закрепление умений.

Развивающая: развить память, внимание, умение анализировать информацию, работать с картами Атласа

Воспитательная: повысить географическую и экологическую культуру обучающихся, совершенствовать навыки общения, воспитать уважительное отношение к труду в аграрной сфере.

Планируемые результаты

Личностные:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде.

Метапредметные:

-самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности.

Предметные:

-понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;

-владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем.


Принципы обучения: принцип научности, доступность изложения, принцип наглядности.

Основные понятия и термины: товарное сельское хозяйство, потребительское сельское хозяйство, «Зеленая революция», селекция, аквакультура.

Межпредметные связи: история, обществознание, биология.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».

3.Политическая карта мира.

4.Контурные карты мира.

5.Рабочие тетради.

Структура занятия:

1.Организационный момент - 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и плана урока - 2 мин.

4.Изучение и усвоение нового материала - 75 мин.

Метод: лекция с элементами беседы и практической работы

План:

Сельское хозяйство-ведущая отрасль материального производства.

География сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания.

Понятие о «Зеленой революции».

География рыболовства мира.

Выполнение практического задания-работа с контурной картой мира.

Закрепление изученного материала - 5 мин.

Метод: блиц-опрос

Подведение итогов урока - 3мин.

Домашнее задание - 2 мин.

На основании предложенного материала, а также карт Атласа составить кроссворд «География сельского хозяйства и рыболовства мира».

2. Технологическая карта учебного занятия

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Формы работы

Подготовительный

(организационно­

мотивационный)

Приветствие обучающихся. Отметка отсутствующих на занятии

Встают, приветствуют преподавателя

Групповая

Основной.

Изучение нового материала

Озвучивает тему и цели урока. Организует диалог, беседу с обучающимися.

Создает эмоциональный настрой.

Излагает новый материал, проводит параллель с изученным материалом ранее по обществознанию, истории, биологии. Обеспечивает наглядность изложения материала, показывая названные географические объекты на карте мира.

Обеспечивает мотивацию мыслительной деятельности, задавая наводящие вопросы по теме.

Слушают, записывают информацию в рабочие тетради. По необходимости задают вопросы с целью уточнения и получения дополнительной

информации.

Отвечают на поставленные вопросы. По мере необходимости работают с политической и контурной картой мира. Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Закрепление изученного материала.

Рефлексия

Обобщает полученные на уроке сведения, проводя блиц-опрос

Обучающиеся систематизируют информацию, отвечая на вопросы, высказывают свою точку зрения

Индивидуальная и групповая.

Подведение итогов урока

Оценивает работу обучающихся на занятии, задает домашнее задание




3. Конспект урока

1. Сельское хозяйство-ведущая отрасль материального производства.

Слово преподавателя: Сегодня мы приступаем к изучению темы «География сельского хозяйства и рыболовства мира». Нам предстоит узнать о структуре сельского хозяйства, об основных районах возделывания сельскохозяйственных культур. Познакомиться с понятием «зеленая революция».

Сельское хозяйство - самая древняя и наиболее зависимая от природных условий отрасль экономики. Оно в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. В мировых масштабах в сельскохозяйственной отрасли занято более 1 млрд. человек. В развивающихся странах в этой сфере работает от 70 до 90% населения.

В чем заключается значение сельского хозяйства?

Ответ обучающихся: Сельское хозяйство играет важную роль, обеспечивая население продуктами питания, а промышленность сырьем. Кроме того, это источник доходов населения.

Слово преподавателя: По современным археологическим данным, сельское хозяйство, начавшееся с одомашнивания животных и выращивания культурных растений, зародилось примерно 8-10 тыс. лет назад в горных районах Ирана и Ирака, в Индии и Китае, на Мексиканском нагорье. Экспедиции Всесоюзного института растениеводства 1919-1939 гг. возглавляемые выдающимся биологом и географом Н.И. Вавиловым, доказали, что большинство культурных растений произошло из семи главных ареалов: Центральноамериканский, Андийский, Средиземноморский, Эфиопский, Юго-Западноазиатский, Южноазиатский тропический, Восточноазиатский. Из почти 300 тысяч. растений, существующих на Земле, человеком используется около 23 тысяч.

Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:

1)Товарное сельское хозяйство, которое включает:

а) интенсивное земледелие; б) интенсивное животноводство.

2)Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает

а) плужное и мотыжное земледелие; б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; в) собирательство, охоту, рыболовство.

В экономически развитых странах, достигших постиндустриальной стадии развития, преобладает высокотоварное сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс в этой группе стран приобрел форму так называемого агробизнеса, который наряду с производством сельскохозяйственной продукции включает ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и др.

Традиционное потребительское сельское хозяйство представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории.

В этом секторе сохраняются подсечно-огневое земледелие. Подсечно-огневое хозяйство связано с охотой и собирательством.




Товарное сельское хозяйство развивающихся стран - это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.

Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве».

Типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы.

2. География сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания.


Слово преподавателя вспомните структуру сельского хозяйства, которую вы изучали ранее.

Ответ обучающихся: Сельское хозяйство состоит из двух отраслей- растениеводство и животноводство. (Заполнить совместно с обучающимися таблицу на доске)

Сельское хозяйство

Растениеводство

Животноводство

Зерновые культуры

Скотоводство

Кормовые культуры

Овцеводство

Технические культуры

Свиноводство

Корнеплоды

Птицеводство

Плодовые культуры

Коневодство


Слово преподавателя Растениеводство. Основные сельскохозяйственные культуры. География их возделывания 

1) Пшеница – Китай, США, Индия, Бразилия, Канада.

2) Рис – Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш.

3) Кукуруза – США, Китай, Бразилия, Франция, Мексика.

4) Лен – Россия, Белоруссия.

5) Сахарный тростник – Индия, Куба, Бразилия, Китай, Мексика.

6) Подсолнечник – Россия, Украина, Аргентина, Китай, США.

7) Кофе – Бразилия, Колумбия, Индия.

8) Чай – Индия, Китай, Шри – Ланка, Кения, Индонезия.

9) Картофель – Китай, Россия, США, Польша.

10) Бананы – Эквадор, Панама, Индия.

Какие факторы влияют на распространение тех или иных сельскохозяйственных культур?

Ответ обучающихся: В основном, условия произрастания, климатические условия.

Слово преподавателя: Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они совместно решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д. Растениеводство остается главной отраслью сельского хозяйства мира, так как играет важную роль в обеспечении населения Земли продовольствием. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Они занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади. Зерновое хозяйство мира держится на пшенице, рисе, кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора.

Главные страны – экспортеры зерна- США, Канада, Австрия и Франция. Рис – одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае ещё задолго до нашей эры. Главные страны-экспортеры риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия. Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Основными ее производителями остаются США, а также Китай и Бразилия.

Какая клубнеплодная культура является самой распространенной?

Ответ обучающихся: Картофель.

Слово преподавателя: Родина картофеля – Южная Америка, нагорье Перу. Первое место в мире по сбору картофеля занимают Китай, Россия, США, Польша.

Сахарные культуры. Сахарный тростник выращивается на его «второй родине» - в Америке, в районах с тропическим и субтропическим климатом;

Сахарная свеклакультура умеренного пояса. Главные её производители – Россия, страны Зарубежной Европы и Северной Америки.

Тонизирующие культуры – чай, кофе, какао. Родина чая – Китай. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии – особенно Индия, Китай и Шри-Ланка. Родина кофе – Африка. В наши дни 2/3 его сбора дают страны Латинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия.

Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения планеты. 2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение; их доля особенно велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. По сбору сои 1 место в мире занимают США, арахиса – Индия, оливок – Италия. Ведущие производители подсолнечника: Россия, США, Аргентина.

Непродовольственные культуры. Из волокнистых культур известен хлопчатник. Мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн. т; первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают страны Азии, вторе место- страны Америки, третье место- страны Африки. Другие волокнистые культуры: лен – ¾ мирового производства льна приходится на Россию и Беларусь.


Главные страны-экспортеры

продуктов животноводства и живого скота

Продукты животноводства и живой скот

Главные страны - экспортеры

Говядина и телятина

Австралия, Германия, Франция, Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия

Свинина

Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада

Баранина и ягнятина

Новая Зеландия, Австралия, Великобритания

Мясо птицы

Франция, США, Нидерланды, Бразилия

Шерсть

Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР


Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Сельскохозяйственная продукция

Главные страны-экспортеры

Пшеница и кукуруза

США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, Россия

Рис

Таиланд, США

Сахарный тростник

Бразилия, Куба, Австралия, о. Маврикия

Чай

Индия

Кофе

Бразилия

Какао

Кот-д Ивуар

Хлопок

США, Узбекистан, Китай, Пакистан, Индия, страны Африки, Парагвай, Австралия

Каучук

Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины

Табак

США, Китай, Индия, Бразилия


Отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых  и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, называют селекцией.  Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями.

3.Понятие о «Зеленой революции»

Слово преподавателя: «Зеленая революция» — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР. Начало Зелёной революции было положено в Мексике в 1943 г. К 1956 году Мексика полностью обеспечила себя зерном и начала его экспорт. За 15 лет урожайность зерновых в стране выросла в 3 раза. Эти разработки были использованы в селекционной работе в Колумбии, Индии, Пакистане,

«Зеленая революция» включает три основных компонента:

1.Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.

2.Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).

 3.Широкое применение современной техники, удобрений, и других химикатов.

«Зеленая революция» ознаменовала собой начало новой эры развития сельского хозяйства на планете, когда сельскохозяйственная наука смогла предложить ряд усовершенствованных технологий для фермерских хозяйств в развивающихся странах.

Прогрессивные последствия «зеленой революции»:

1.В результате, некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в зерне путем собственного производства.

2.Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза. Современные сорта позволяют повысить среднюю урожайность за счет более эффективных способов выращивания растений и ухода за ними, их большей устойчивости к насекомым-вредителям и основным болезням.

3.Увеличился спрос на машины и удобрения.

Почему же, «зеленая революция» далеко не полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды? В чем ее проблемы?

Ответ обучающихся: она носит очаговый характер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.

4. География рыболовства мира


Слово преподавателя: Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества.  Его значение – удовлетворение потребности человечества в животном белке. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 170 млн. т в год.

В географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века произошли большие изменения - после второй мировой войны традиционно главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США). Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную и восточную часть Тихого океана. В наши дни улов рыбы и добыча морепродуктов составляют 64%. Улов рыбы и добыча морепродуктов в Индийском океане составляют 9%. Более ста видов рыб вылавливают в Баренцевом море. Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов 50% приходится на искусственное рыборазведение – аквакультуру. 85% её дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия. Аквакультура зародилась в Китае 4 тыс. лет назад, до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. В целом 4/5 всей продукции аквакультуры дают страны Азии.

5.Выполнение практического задания

Пользуясь картой атласа «Сельское хозяйство», отметить на контурной карте мира районы возделывания основных сельскохозяйственных культур.

6.Закрепление нового материала:

Слово преподавателя: Подводя итог занятия, продолжите фразу:

Сегодня я узнал (-а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял (-а) задания…

Я понял (-а), что…

Для проверочной работ

Раздаточный материал 

Приложение 1. Контурная карта мира


t1714024934ac.jpg


Карта "Сельское хозяйство"PDF / 114.83 Кб


Приложение 2 Карточки контроля знаний

Вариант 1

Выбрать правильный ответ

1.Зеленая революция – это:

а) движение за восстановление вырубаемых лесов;

б) экологическое движение против строительства АЭС;

в) преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники.

2.Какие культуры обеспечивают более 70% мирового сбора зерновых:

а) кукуруза, овес, просо;

б) кукуруза, пшеница, рис;

в) рожь, рис, кукуруза;

г) пшеница, рожь, кукуруза.

3.Установить соответствие:

1. Кофе а) США, Бразилия, Китай.

2. Рис б) Бразилия, Колумбия, Индия.

3. Соя в) Китай, Индия, Индонезия.

4. Дать определение Аквакультуры.

Вариант 2

Выбрать правильный ответ

1.Традиционное потребительское сельское хозяйство включает:

а) интенсивное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство.

Дополнить определение:

2.Отрасль сельского хозяйства, которая занимается выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, называется…….

3.Установить соответствие:

1.Олива а) США

2.Арахис б) Италия

3.Соя в) Индия.

4. В каких странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса?

Список использованных источников и литературы:

1.География. 11 класс: учебник: углубленный уровень / В.Н. Холина. – М.: Просвещение, 2021.

2.Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/В.П. Максаковский-М.: Просвещение, 2020

3. Атлас Экономическая и социальная география мира

Интернет-ресурсы

https://urok.1sept.ru/articles/559773


Работа, выполненная студентомPDF / 104.64 Кб



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.