12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кушнарева Татьяна Николаевна59977 Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт» |
Задания для уроков географии «География в стихах и прозе», (6 класс)
Источник изображения:
Цель: расширение и углубление знаний о географических объектах, особенностях, описанных в отрывках известных литературных произведений.
Задачи:
- сформировать географические представления учащихся через использование на уроке художественного творчества;
- прививать уважение к русскому поэтическому слову.
Чтобы урок географии был интереснее, выразительнее, и учащиеся смогли познать внутреннюю красоту окружающего нас мира, использую в учебном процессе не только полотна великих русских художников, но и отрывки из литературных произведений.
Литературные средства обучения, представленные классической поэзией или прозой, дают возможность учащимся изучить географию глубоко и всесторонне.
Литературные задания могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве мотивации учебной деятельности, при проверке домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся (решать в любом случае педагогу).
6 класс – Тема «Закономерности распространения живых организмов на Земле»
При знакомстве с типами растительного покрова на земном шаре, учащимся необходимо проанализировать стихотворение «В степи» - Алексея Васильевича Кольцова (региональный компонент).
Задание 1. Какой растительный покров преобладает в степной зоне?
«В небе зоренька занимается,
Золотой рекой разливается, —
А кругом лежит степь широкая,
И стоит по ней тишь глубокая…
Ковылём густым степь белеется,
Травкой шёлковой зеленеется.
Ты цветёшь красой, степь привольная,
Пока нет ещё лета знойного:
Всю сожжёт тогда тебя солнышко,
Попалит твою травку-цветики!
Пока нет ещё время тяжкого —
Тёмной осени, ветра буйного:
Разнесёт тогда он по воздуху
Всю красу твою — ковыль белую!
После выполнения задания просмотр Диафильма.
6 класс – Тема «Вулканы»
Задание 1.
Какое природное явление описано в стихотворении великого русского поэта, а также изображено на картине К. Брюллов. «Последний день Помпеи»?
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»
А. С. Пушкин – 1834 год.
Ответ: извержение вулкана.
Задание 2.
О каком вулкане идёт речь? Найдите его на карте.
Ответ: Везувий – действующий вулкан на юге Италии.
6 класс – Тема «Погода и климат»
Задание 1.
Установление какой погоды описывается в отрывках известных литературных произведений?
1/ Мороз и солнце; день чудесный…
А. С. Пушкин
2/Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали…
Н. М. Рубцов
Ответы:
6 класс – Тема «Движение вод в Мировом океане»
Задание 1.
Во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке?
1/ «Кругом бушевал воздух; немое смятение охватывало пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Это был шторм. Ослепительная
фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел,
падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным светом пролив, превращённый в сплошную оргию пены и водяных пропастей…»
2/ «Пролив … стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как
рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят.»
А. Грин «Пролив бурь»
Ответ: Шторм – 9 баллов, штиль – 0 баллов.
6 класс – Тема «Реки в природе и на географических картах»
Задание 1.
О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?
«Семь тысяч рек, ни в чём не равных,
И с гор стремящих бурных бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль, - семь тысяч рек,
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.»
Ответ: о реке Волга.
Используя на уроках географии отрывки из литературных произведений русских поэтов, писателей, педагог развивает у школьников эстетическое отношение к окружающей нас действительности.
Желаю всем успехов!
Комментарии (45)
сменить сортировкуВ ответ Буньков Андрей Владимирович
В ответ Кушнарева Татьяна Николаевна
В ответ Буньков Андрей Владимирович