12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Вандакуров Дмитрий Евгеньевич
Аккаунт удалён
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 160»

Технологическая карта урока географии

6 класс, курс «География. Начальный курс»

МБОУ СОШ № 160, г. Новосибирск, Новосибирская область

Учитель: Вандакуров Дмитрий Евгеньевич, первой квалификационной категории

Тема: «Биосфера»


 

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Использование ИКТ (с указанием времени).

1. Вводно-мотивационный этап

4-6 минут.

(Введение.

Проверка знаний.)

1.1. Приветствие.

На прошлом уроке мы начали изучать самую удивительную оболочку планеты – «биосферу».

1.2.Устный опрос учащихся. Беседа. Проверка задания в тетради-тренажёре. Демонстрация слайдов. Презентация представлена в приложении 1.

Вспомним информацию прошлого урока:

1. Что такое биосфера?

2. Чем определяются границы распространения биосферы?

3. Прокомментируйте задание в тренажёре на странице 82, № 4. Задание показано в приложении 2.

4. Равномерно ли распределяется живое вещество в биосфере?

Распределение вещества в биосфере подчиняется определённым закономерностям. Основная особенность распределения живого вещества проявляется в размещении животных и растений на суши и в океане. Тема урока «Жизнь в океане и на суше».

Приветствие.

Ответы учеников по желанию.

- Биосфера – оболочка Земли, состоящая из живого вещества планеты.

- Биосфера ограничивается нижним слоем атмосферы – тропосферой, захватывает всю гидросферу и верхние слои литосферы.

- Суша – море: В, Е, З. Толща воды: А, Г, Ж. Морское дно: Б, Д.

- Живое вещество в биосфере распространяется неравномерно: большая часть на суше и меньшая в океанах. На суше также неравномерно, в зависимости от природных условий.

Демонстрация слайдов (в течение всей беседы), презентация создана на основе ресурсов электронного приложения к учебнику.

2.Операционно-деятельностный этап 27 – 30 минут.

(Изучение нового материала).

2.1. Приём «Удивляй!» Демонстрация слайдов.

Животные и растения порой существуют в самых удивительных местах. Например, на большой глубине в океане. Прочитайте (желающий ученик) текст «блокнота» на странице учебника 114.

Желающий ученик зачитывает текст учебника.

- Самая глубоководная рыба была обнаружена научно-исследовательским судном «Витязь» на отметке 7587 м, а различные виды беспозвоночных были подняты глубоководными аппаратами с глубины 11000 м.

Демонстрация слайдов (в течение всей беседы).

2.2. Разминка. Работа с картой. Учитель поочерёдно раздаёт иллюстрации животных и растений, рассказывая об их особенностях, и просит учеников прикрепить их на карту мира или НСО в зависимости от того, где они обитают. Рисунки животных представлены в приложении 3.

Вспомним: какие животные и растения есть в нашей местности, а какие живут на других континентах и в океане.

Кенгуру : спасаясь от диких собак, они прыгают в высоту на 4 метра, развивая скорость до 80 км. в ч.

Осьминог: самка этого водного животного – супер мама, она так тщательно заботится о своих икринках, что не расстаётся с ними и постоянно оберегает их, а после того как вылупляются малыши она умирает.

Ёж: этот зверёк нечувствителен к ядам, что позволяет ему бесстрашно раскапывать гнёзда ос и охотиться на гадюк.

Баобаб: гигантское дерево с очень мощным толстым стволом, плоды его съедобны, а листья используют в качестве приправы.

Сосна: ценная порода хвойных деревьев, отличается смолистой древесиной и редким распространением в южных широтах в виде ленточных боров.

-Почему разные живые организмы обитают в разных местах?

Но существует ряд закономерностей размещения живых организмов по планете.

2.3.1. Чтение текста «со стопам». Чтение и анализ текста по цепочке (ученик читает по одному предложению), начиная с первого абзаца основного текста параграфа на стр. 114. Демонстрация слайдов с дублированием ответов учеников.

Рассмотрим особенности размещения живых организмов в океане. Читая по цепочке текст пункта «Распространение живых организмов в океане» обсудим каждое предложение текста.


 


 

- Что определяет неравномерность распределения живых организмов в водной толще?


 


 


 


 


 


 


 


 

- Почему от экватора к полюсам многообразие видов живых организмов уменьшается, а биомасса возрастает?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Почему больше всего организмов обитает в поверхностных водах океана?


 

2.3.2.Проблемный вопрос. Демонстрация ролика с Видеозадачей. Ролик представлен в приложении 1.

Удивительно, но зная это, малыши детского сада столкнулись с проблемой при разведении рыбок. Они просят вас помочь разобраться с некоторым несоответствием. Давайте посмотрим видеосюжет, в котором они и поделятся своим вопросом.

Итак: почему обитатели аквариума не любят прямые солнечные лучи?

- По какому признаку делятся водные организмы?


 


 

2.4. Объяснение с использованием наглядной модели аквариума. Демонстрация слайдов. Обзор иллюстраций в учебнике.

Нектон – это животные, которые активно плавают в водной толще (демонстрация декоративных рыб в аквариуме, демонстрация слайда).

- Используя текст учебника и рисунок 7.2. на стр. 114 приведите примеры представителей нектона.

- Каковы черты приспособления этих живых организмов?

Бентос – это организмы, обитающие на дне морей и океанов (демонстрация декоративных донных животных в аквариуме, демонстрация слайда).

- Используя текст учебника и рисунок 7.2. на стр. 114 приведите примеры представителей бентоса.

- Каковы черты приспособления этих живых организмов?

Планктон – это мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи, и двигающиеся с током воды (демонстрация декоративного планктона (корм для рыб) в аквариуме, демонстрация слайда).

- Используя текст учебника и рисунок 7.2. на стр. 114 приведите примеры представителей планктона.

- Каковы черты приспособления этих живых организмов?


 

2.4. Промежуточное закрепление. Решение задания в тетради-тренажёре. Задания представлены в приложении 2.

Проверим, как мы разобрались в различиях животных океана. Открываем тетради – тренажёры на странице 78 и выполняем задание №3. Желающий проговорит вслух.

Рассмотрим особенности распространения жизни в мировом океане, решив задание № 3 на странице 79 тетради. Желающий проговорит вслух.


 


 


 


 


 

2.5. Чтение текста «со стопам». Чтение и анализ текста по цепочке (ученик читает по одному предложению), начиная с первого абзаца основного текста параграфа на стр. 115. Демонстрация слайдов.

Рассмотрим особенности размещения живых организмов на суше. Читая по цепочке текст пункта «Распространение живых организмов на суше» обсудим каждое предложение текста.


 

- Почему число видов животных и растений на суше уменьшается от экватора к полюсам?


 


 


 


 


 

- Почему тропические пустыни отличаются небольшим разнообразием жизни?


 


 


 


 

- Проследим смену растительных сообществ по рисунку 7.5?


 


 


 


 

- Почему влажные экваториальные леса отличаются самой большой биомассой?


 


 


 


 


 


 


 


 

- Почему арктические пустыни отличаются минимальной биомассой?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Почему смена растительности и животного мира на суше происходит при удалении от океанических побережий в глубь материков?


 


 


 


 


 

- Проследим смену растительных сообществ по рисунку 7.6?


 


 


 


 


 


 


 

- Почему от подножья к вершине в горах изменяется состав растительности и животного мира?


 


 


 


 


 


 


 

- От чего зависит количество сообществ живых организмов в горах?


 


 


 


 


 


 


 


 

- Почему именно высокие горы в тропических широтах отличаются наибольшим разнообразием видов растений и животных?


 

2.6. Промежуточное закрепление. Решение задания в тетради-тренажёре. Задание представлено в приложении 2.

Проверим, как мы разобрались в факторах, определяющих распространение живых организмов на суше.

Открываем тетради-тренажёры на стр. 80 и выполняем задание №1. Желающий проговорит вслух.

2.7. Рассказ учителя.

Итак: живые организмы на Земле распределяются неравномерно, распределение подчиняется определённым закономерностям. В Океане распространение зависит от глубины, географической широты, удалённости от берега. На суше зависит от географической широты и абс. высоты местности.

Ученики поочерёдно выходят к настенным картам и, прикрепляя изображения животных и растений, называют их места обитания и произрастания.

 

- Кенгуру живут в Австралии.

- Осьминоги обитают – обитатели океанов в тропических широтах.

- Ежи обитают в умеренных широтах, в которых расположена Новосибирская область.

- Баобабы произрастают в саваннах Африки.

- Сосновые боры расположены на территории Новосибирской области.

Желающий ученик отвечает на вопрос.

- Разные животные и растения обитают в разных местах потому, что приспосабливаются к разным природным условиям.

Один из учеников читает текст учебника.

- В Мировом океане разнообразие условий жизни, изменяющихся как по широте, так и с глубиной, определяет неравномерность распределения живых организмов в водной толще.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя

- Неравномерность распределения живых организмов в водной толще определяется разнообразием условий жизни, которые изменяются как по широте так и с глубиной.

Один из учеников читает текст учебника.

- Многообразие видов живых организмов уменьшается от экватора к полюсам, а биомасса – наоборот, возрастает.

Желающие ученики отвечают на вопрос учителя

- Многообразие видов живых организмов уменьшается от экватора к полюсам, так как от экватора к полюсам уменьшается разнообразие природных условий (температура, освещённость).

- Биомасса живых организмов в океане увеличивается от экватора к полюсам так как в прохладной воде растворено больше кислорода, необходимого для жизни.

Один из учеников читает текст учебника.

- Больше всего организмов обитает в поверхностных водах океана, где много света, воздуха и тепла.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя

- Больше всего организмов обитает в поверхностных водах океана у побережий, так как там много света, воздуха и тепла.

Просмотр видеоролика.

Желающий ученик отвечает на вопрос.

- Обитатели аквариума не любят прямые солнечные лучи потому, что они слишком сильно нагревают воду и кислорода в ней становится меньше, а также следует учитывать незначительные размеры аквариума и относительно большие просторы мелководья. Рыбы привыкли жить в сумерках.

Один из учеников читает текст учебника.

- Все водные организмы по условиям обитания делятся на три группы: планктон, нектон, бентос.

Желающий ученик отвечает на вопрос.

- Водные организмы подразделяются на группы по условиям обитания.

Учащиеся наблюдают за демонстрацией наглядной модели аквариума и по желанию отвечают на вопросы.

- Примерами нектона являются рыбы, дельфины и кальмары.

- Обтекаемая форма тела, сильные мышцы, плавники.

- Примерами бентоса являются кораллы, морские звёзды и раки.

- Приспособления, позволяющие прикрепляться ко дну и передвигаться по нему.

- Примерами планктона являются личинки животных и простейшие организмы.

- Выросты на теле (лучи и щетинки), позволяющие удерживаться в толще воды.

Учащиеся выполняют задания в тренажёре, желающий ученик комментирует вслух.

- В данном отрывке идёт речь о планктоне.

- Моржи распространены на побережьях Баренцева и Карского морей Северного Ледовитого океана.

- Животный мир наименее разнообразен в Северном Ледовитом океане.

- Морские черепахи обитают в экваториальных и тропических широтах.

- Сельдь распространена в умеренных широтах.

Один из учеников читает текст учебника.

- На равнинах суши число видов животных и растений в целом возрастает от полюсов к экватору. Изменяется и состав растительного и животного мира.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Число видов животных и растений на суше уменьшается от экватора к полюсам, так как природные условия становятся не благоприятными.

Один из учеников читает текст учебника.

- Исключение составляют тропические пустыни с небольшим разнообразием живых организмов и массой живого вещества.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Тропические пустыни отличаются небольшим разнообразием, так как природные условия суровые и однообразные.

Один из учеников читает текст учебника.

-Смена растительности и животного мира на равнинах происходит в зависимости от географической широты.

Желающий ученик вслух анализирует рисунок в учебнике.

- На экваторе произрастают влажные вечнозелёные леса, в тропиках формируются пустыни и саванны, в умеренных широтах – смешанные и хвойные леса, а у полюсов − мхи и лишайники.

Один из учеников читает текст учебника.

- Вдоль экватора распространены влажные экваториальные леса – это области с самой большой массой живого вещества.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Влажные экваториальные леса отличаются самой большой биомассой, так как в этих широтах значительная влажность и высокие температуры.

Один из учеников читает текст учебника.

- У полюсов сформировались арктические пустыни – области с минимальной массой живого вещества.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Арктические пустыни отличаются минимальной биомассой, так как в этих широтах крайне низкие температуры.

Один из учеников читает текст учебника.

- Природные условия, влияющие на характер растительности на суше, изменяются также и от океанических побережий в глубь материков. Например, на побережье Атлантического океана в Евразии, куда приходит влажный морской воздух, растут широколиственные леса. На той же широте при удалении от океана и уменьшении осадков леса сменяются степями и даже пустынями.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- При удалении от побережий воздух становится более сухой, что сказывается на формировании растительного покрова.

Один из учеников читает текст учебника.

- Широтную смену природных условий на равнинах нарушают горы.

Желающий ученик вслух анализирует рисунок в учебнике.

- У подножий гор растительность лесная, на склонах формируются луга, а на вершинах гор растительность практически отсутствует.

Один из учеников читает текст учебника.

- С высотой становится холоднее, поэтому от подножия гор к вершинам изменяется состав растительности и животного мира.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Состав растительности и животного мира от подножия гор к вершинам изменяется потому, что с высотой понижаются температуры.

Один из учеников читает текст учебника.

- Количество сообществ живых организмов в горах зависит от географического положения гор, их высоты и расположения склонов по отношению к сторонам горизонта.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Количество сообществ живых организмов в горах зависит от географического положения гор, их высоты и расположения склонов.

Один из учеников читает текст учебника.

- Наибольшим разнообразием видов растений и животных, сменяющих друг друга с подъёмом вверх, отличаются высокие горы тропических широт.

Желающий ученик отвечает на вопрос учителя.

- Высокие горы в тропических широтах отличаются наибольшим разнообразием видов потому, что природные условия в этих горах от подножия к вершинам наиболее разнообразны.

Ученики выполняют задание в тренажёре. Желающий комментирует вслух.

- На рисунке А изображена равнина, где главным фактором оказывается географическая широта местности. На рисунке Б показаны горы, где оказывает влияние уменьшение температуры с высотой. А на рисунке В – акватория, где факторами формирования живых организмов является широта местности и глубина.

Ученики слушают обобщение учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Демонстрация слайдов (в течение всей беседы).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Демонстрация любительского видеоролика.

Демонстрация слайдов.

Демонстрация слайдов.

3. Рефлексивно-оценочный этап

6-8 минут. (Закрепление нового материала)

3.1. Работа в группах. Решение групповых заданий. «Создание стенгазеты за пять минут». Раздаточный материал представлен в приложении 4.

Каждая пара получит конверт с заданием, решив которое вы подготовите листовку-заметку в стенгазету, которую мы издадим прямо сейчас. Быстро вооружившись знаниями и клеем, приступаем к работе. По окончании заметку подаём в редакционную коллегию, которая оформляет стенгазету.

3.2. Представление стенгазеты. Представлено на фото в приложении 6.

Редакционная коллегия представляет газету.

Ученики объединяются в микро-группы и пары, получают пакеты с раздаточным материалом, читают задание и приступают к его выполнению. Работа учащихся показана на фото в приложении 5.

После выполнения задания один из учеников относит заметку членам редколлегии, которые прикрепляют листовку с помощью магнита на доску. По истечению 3-4 минут все задания должны быть выполнены, стенгазета создана.

Желающий ученик, ответственный за оформление стенгазеты делает обобщение содержания стенгазеты.

- Из нашей стенгазеты вы сможете узнать о факторах, влияющих на распространение живых организмов на суше и в океане, о сообществах мирового океана и удивительных животных суши и Мирового океана. А также с помощью рубрики «Вопрос – Ответ» вы сможете разобраться в самых актуальных вопросах сегодняшнего урока.

 

4. Домашнее задание

1 - 2 минуты.

4. Обязательное задание для всех учеников: Параграф 39 (прочитать), тестовые задания в тетради-тренажёре на стр. 76, № 4, 5, 7.

Задание по желанию: В тетради-тренажёре на стр. 78, № 1.

Одному или двум ученикам интересующимся географией, отличающимся высокими способностями задается задание повышенной сложности: подготовить сообщение о влиянии живых организмов на другие оболочки Земли (устно).

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.