Игровой просвятительский урок «Герб. Гимн. Флаг» с объяснением значений символов

22
0
Материал опубликован 2 December 2015 в группе
Тема: «Герб. Гимн. Флаг.»

Цель: показать учащимся значение символов Российского государства как атрибутов государственной власти и суверенитета.

Задачи:

объяснить назначение государственных символов;

раскрыть смысл герба, гимна и флага Российской Федерации.

Форма проведения: познавательная игра.

(«Символы государства Российского».)

Материалы: изображение государственных флагов Франции, России и Нидерландов; запись музыки гимна РФ, цветные значки для команд (красный, желтый, зеленый); игровое табло для подсчета очков; самодельные значки «Знатоку Геральдики» (по количеству игроков в команде).

Я считаю, что мероприятие целесообразно провести в форме познавательной игры, требующей предварительной подготовки участников. Следует создать группу «архивариусов», включив в нее сильных учащихся, которые находят материал об истории государственных символов Российской Федерации – гербе, флаге, гимне, готовят рисунки флагов и гербов, приносят аудиозапись гимна РФ. Остальные ученики делятся на команды: «красные», «желтые» и «зеленые», как в тлепередаче «Колесо истории». Они также собирают материал о государственной символике России и изготавливают яркие цветные значки для своей команды. Учитель рекомендует литературу, доступную пониманию учащихся 5 класса.

Разминка (повторение).

Учащимся предлагается отгадать кроссворд «Качества личности».

 

По горизонтали:

3. Качество человека, которому противно врать, он всегда говорит правду. (Честность)

5. Качество человека, который никогда не хвалится своими достижениями и не считает себя лучше других, не гонится за похвалой и наградой. (Скромность)

6. Качество человека, который не боится опасностей и всегда придет на помощь к тому, кто в этом нуждается. (Мужество)


 

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

По вертикали:

Качество человека, который никогда не говорит правду, привык лгать. (Лживость)

Качество человека, который любит только себя, не заботится о других. (Эгоизм)

Качество человека, который всего боится и не придет на помощь в случае опасности. (Трусость)

В целях повторения пройденного материала можно также провести игру-моделирование на тему :«Федерация» (карточкам одного набора сопоставляются соответствующие карточки другого набора):

Федерация

Особое устройство государства; объединение частично самостоятельных государств

Субъект федерации

Территория, вошедшая в состав федерации

Штаты

Субъекты федерации США

Земли

Субъекты федерации Германии

Провинции

Субъекты федерации Канады

Область

Субъект РФ

Города федерального значения

Москва, Санкт-Петербург

Референдум

Всеобщий опрос населения

Сепаратист

Сторонник выхода из единого государства

Край

Субъект РФ

1-й этап «Геральдический».

Учитель объясняет значение слова ГЕРАЛЬДИКА (наука о гербах) и задает вопросы командам.

«Архивариусы» из первой группы зачитывают краткую справку о гербе РФ:

Первый государственный герб России появился в конце XV в. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Рисунок герба выполнил художник Е. И. Ухналев. Слово «герб» пришло в русский язык 16-17 веке, что означает в переводе с немецкого языка «наследство». Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

Вопросы командам:

Когда двуглавый орел стал использоваться в государственной символике России? – Печать Ивана III, 1497 г.

Что держал в своих лапах двуглавый орел до 1917 г.? – Скипетр и державу как символы государственной власти.

Что держит в лапах двуглавый орел, изображенный на современных российских монетах? – Ничего.

Каким цветом в геральдике обозначается золото, каким – серебро? – Желтым, белым.

Какие фигуры выступали над шлемом дворянского герба И. С. Тургенева? – Три страусовых пера.

Как называется надпись на ленте, помещаемая под щитом и выражающая жизненные позиции и идеалы владельца герба? – Девиз.

Каков девиз современного государственного герба Франции? – Свобода. Братство. Равенство.

2-й этап «Все флаги в гости к нам».

Историческая справка (зачитывают «архивариусы» из второй команды):

Флаг – официальный государственный отличительный знак государства… представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой. Прежде, чем стать госудаственным символом, он играл роль символа защиты воинов, шедших в сражение. С принятием христианства…его величайшая святыня – Крест Господень – также появилась на знаменах. Дмитрий Донской в 1380 г. накануне Куликовской битвы молился изображению Спаса на великокняжеском стяге. Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». В 1699 г. Петр I создает военно-морской флаг, состоящий из трех равных по ширине горизонтальных полос, собственноручно написав на чертеже обозначение цветов: «белое, синее, красное». Горизонтальное расположение полос заимствовано у голландцев, но цвета никакого отношения к ним не имеют. В голландском флаге присутствует не красный, а оранжевый цвет – родовой цвет принцев Оранских, династия которых заняла голландский престол и правит по сей день. Цвета нашего флага соответствовали установившейся к концу 17 в. традиции изображения цветов одежды Богородицы, которая, по мысли Петра Великого, оберегает флот российский и царя. Осенью 1700-1701 гг. появляется Андреевский флаг – голубой косой крест на белом поле. В 1990-1991 гг. бело-сине-красный флаг снова появился на улицах российских городов уже как символ широкого демократического народного движения.

Далее от каждой группы вызываются по одному участнику игры. Они должны определить, какой из предложенных флагов – российский.

Затем – вопросы командам.

Под каким стягом сражался Дмитрий Донской в Куликовской битве? – Черный стяг с ликом Спаса.

Под каким стягом Иван Грозный завоевал Казанское ханство? – Малиновый стяг.

Какой флаг был водружен над поверженным рейхстагом в 1945 г.? – Красное Знамя Победы.

Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации? – 22 августа.

Во сколько раз ширина флага меньше его длины? – В полтора.

Что означало опустить знамя в сражении? – Признать поражение.

Как называются люди, несущие знамена? – Знаменосцы.

Назовите основные части знамени. – Полотнище, древок, навершие.

Что обозначают цвета на современном российском флаге? – Белый: божественный свет, олицетворяет мир, чистоту, благородство; синий: небесную сферу, символ Богоматери; красный: земной шар, символ отваги и мужества.

3-й этап «Музыкальный».

Историческая справка (дает третья группа «архивариусов»):

Гимн – один из самых древних вокальных жанров. Это хоровая песня строгого и торжественного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев. В античные времена гимн исполнялся хором в сопровождении лиры. В средние века гимны – достояние церковной музыки. Но некоторые из них вырывались за пределы религиозного искусства. Так, великая французская революция 1789-1794 гг. породила революционные песни, в том числе «Марсельезу», ставшую впоследствии государственным гимном Франции. Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утвержден указом президента В. В. Путина 30 декабря 2000 года. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Звучит гимн России.

Учитель обращает внимание на то, что гимн принято слушать стоя, так как уважение к государственной символике есть уважение к своему государству и к своей стране.

Затем – вопросы командам:

Кто написал слова и музыку современного росиийского гимна? – С. В. Михалков, А. В. Александров.

Марш какого полка приобрел особую известность и тсал главным военным маршем России? – Марш Преображенского полка.

Во времена каких полководцев, благодаря их блистательным победам, был создан гимн-марш «Гром Победы, раздавайся!»? – А. В. Суворова, П. А. Румянцева, Ф. Ф. Ушакова.

Как назывался первый официальный государственный гимн России? – «Боже, царя храни!».

Какой гимн исполялся в России с февраля 1917 года? – «Марсельеза».

Какой гимн звучал в нашей стране в период с 1918 по 1944 г.? – «Интернационал».

В ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР. Какой? – «Союз нерушимый».

В заключение урока подводятся итоги игры. Команда, набравшая больше всего баллов, награждается значками «Знатоку геральдики». Учащиеся в зависимости от количества данных правильных ответов получают оценки за урок.

На дом можно дать следующее задание: выучить наизусть текст государственного гимна России, выполнить рисунки флага и герба любой страны.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.