12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Панюкова Ольга Васильевна1205
Окончила СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского в 2017г. Стаж работы 16 лет. Учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., Ивантеевский район п. Восточный
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Восточный Саратовской области Ивантеевского района»

 

 

Учитель начальных классов: Панюкова Ольга Васильевна

2016г.

Цель: формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России - флагу, гербу, гимну; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей, развивать творческое воображение детей.

Оборудование: изображение государственного герба и флага РФ, презентация, выставка детских рисунков на тему: «Наша Родина – Россия».


Презентация
RAR / 1.33 Мб

Ход классного часа.

I. Организационный момент.

Слайд 2. «… Два мира есть у человека:

один, который нас творил,

Другой, который мы от века к веку

Творим по мере наших сил..!»

Н. Заболоцкий.

- Сядет тот, кто сможет объяснить смысл стихотворения, написанного на мониторе компьютера.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы.

- Итак, о чём же это стихотворение? Как вы его понимаете? (ответы детей)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.

- Послушайте стихотворение Н. Забилы «Лучшая на свете»

Как велика моя земля. И поезд по стране моей

Как широки просторы! К границе до границы

Озёра, реки и поля, Не меньше, чем за десять дней

Леса, и степь, и горы.… И то едва домчится.

Раскинулась моя страна И в городах, и средь морей

От севера до юга: И средь колхозных пашен -

Когда в одном краю весна, Везде вы встретите людей.

В другом – снега и вьюга Родных, российских наших.

В Москве ложатся спать сейчас, Живём мы в радостном краю,

Луна глядит в оконце. И знать его должны мы -

Дальневосточник в тот же час Россию. – родину свою.

Встаёт, встречая солнце. Которой лучше нету.

- О чём это стихотворение?

- Ребята, а что же такое - Родина? Что входит в слово Родина? Что человек считает своей родиной? Давайте послушаем стихотворение Любовь Баевой (она живёт в г. Вольске), которое она написала в 2001г.

 

Я – человек будущего.

Не думала, далёк ли, близок.

Но новый век уж наступил.

И вот сейчас передо мною выбор –

Куда учиться мне пойти.

Я – гражданин своей России

Её прогресс и у меня в руках.

И я должна собрать все силы.

Чтоб «не упасть в её глазах».

Давайте вспомним мы историю страны

Она ведь долго и упорно поднималась,

Ей помогали наши деды и отцы,

А мы должны беречь всё то.

Что нам с трудом досталось.

Пусть я ещё студентка молодая:

Но вскоре буду я учить детей.

И, первоклашкам глазки раскрывая,

Прекрасных выращу их них людей.

Профессия моя гласят, уж не престижна,

Но я не верю в то, что говорят.

Ведь педагог, как записная книжка,

До крайности идеями полна

Плохих профессий вовсе не бывает.

Каждая работа хороша;

Вот врач кого-то вновь спасает

А журналист об этом написал…

Нахваливать профессий нет смысла,

Зависит всё от самого себя,

И, если нравится тебе твоя работа,

Ты будешь счастлив с ней всегда.

На мне лежит ответственность большая

Я – будущего человек.

А для страны – ячейка небольшая.

Но я в ответе за «свой век».

 

- Как называется наша Родина?

- Что значит предложение «Я – будущего человек»

- Итак, путешествие начинается!

Первая станция «Символическая» . С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.

К примеру, проходя мимо дома. На котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.

- А теперь задание: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия - остановка автобуса; железнодорожный переезд: книжный магазин, лесная зона.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

Задание; соединить стрелочками название государственного символа и его определение.

 

Прикреплённое к древку полотнищ определённого размера и цвета

Гимн

 

 

 

Флаг

 

 

 

Официальная эмблема государства

 

 

 

Герб

 

 

 

Торжественная

песня

 

 

 

- Мы прибываем на следующую станцию – «Наша родина – Россия»

Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Столица нашей Родины – город Москва.

Рассматривание карты РФ.

Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в неё испокон веков жили наши отцы и деды.. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас.

 

- В слово родина входит очень много. И часть из них мы сейчас рассмотрим, узнаем, отгадав несколько загадок и ребусы.

Анализ половиц и загадок с детьми.

Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (солнце)

Солнце - на лето, зима – на мороз.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Где уничтожается природа, так иссякает жизнь.

На выдумку природа таровата.

Солнце, луна, звёзды – красота неба; леса и ягоды – красота гор.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Физминутка.

Звучит мелодия народной песни.

- Следующая станция «Герб России»

- Дети, кто знает значение слова «герб»?

- У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». (Запись этого слова на доске). Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России.

Рассматривание герба России.

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (щит)

- Послушайте историю герба РФ.

Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки передвигаться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового русского государства появился свой, новый герб.

Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы? Две головы, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой власти, держава – символ могущества страны.

- В центре герба ещё один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы)

- Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России)

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия.

_ Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Посмотрите репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его поданные воочию убедились в силе христианской веры и скрестились. Позже Георгий был призван святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающем копьём змея, является гербом, т.е. отличительным знаком, Москвы - столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

- Где можно встретить изображение российского герба?

Физминутка.

Звучит народная музыка.

- Мы прибыли на станцию «Флаг России».

- Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

Кремль – место работы президента РФ. Над здание Большого Кремлёвского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный) красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый.

Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко. Красная площадь и т.д.)

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента РФ. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

- Итак, ребята, зачем же нам нужен флаг? Где его можно увидеть?

- Из каких частей состоит флаг? (Из древка и полотнища)

- Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт)

Практическая работа.

Дети изготавливают любой флаг по выбору.

- Следующая станция «Гимн России»

У каждого государства есть и свой гимн.. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приёмах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Прослушивание гимна.

- почему мысль об отечестве связана с мудростью предков?

- Найдите слова, которые звучат, как клятва.

- Что значит «священная»? (Ответы детей)

- Что такое «держава»? (Государство в высоком понимании)

- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

III. Итог занятия.

- Ребята, давайте объясним смысл предложения Бердяева «… Кричать о любви к Родине, ничего для неё не сделав, просто безнравственно…» и стихотворения

«… мне не думать об этом нельзя,

И не помнить об этом не вправе я,

Это наша с тобою Земля,

Это наша с тобой биография…»

- А сейчас проверим, как вы запомнили, символы нашего государства, которые нужно помнить и прославлять.

 

По горизонтали:

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. 7. Как называют воина, который сражался на коне. 9. Столица нашей Родины. 10. Главный символ (эмблема) любого государства, города. 11. Какого цвета щит на гербе России.

По вертикали:

1. Золотой шар с крестом наверху. 2. Птица, изображённая на российском гербе. 4. Как иначе называется флаг? 5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? 6. Жезл – символ власти – это… 8. Сколько голов у орла на гербе России? 10. Торжественная песня – символ государства.

 

Ответы: По горизонтали: 3. Георгий. 7. Всадник. 9. Москва. 10. Герб. 11. Красного.
По вертикали: 1. Держава. 2. Орёл. 4. Знамя. 5. Синий. 6. Скипетр. 8. Две .

10. Гимн

 

- Вспомните, что мы увидели сегодня за окнами нашего «поезда»

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Посмотри, леса какие,

И сады шумят кругом.

Наша Родина – Россия –

Хорошеет с каждым днём!

(О. Высотская)

- Почему хорошеет наша Родина?

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

- Итак, ребята, что же самое главное вы поняли из нашего урока?

- Что взяли себе на заметку?

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.