Проект по созданию альбома «Гербарий. Цветы и листья» (Для детей 4-5 лет)

6
0
Материал опубликован 7 January 2022

Администрация Кстовского муниципального района

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Золотая рыбка»


8 м-он, ул. Островского, д.9, г. Кстово, Нижегородской области, Россия 607664

тел/факс (83145) 93389, 24235, email: mdou33.zolotayarybka@yandex.ru

официальный сайт: zolotayarybka.ucoz.ru




ПРОЕКТ

по созданию альбома

«Гербарий. Цветы и листья».

группа «Рыбка» средняя группа, дети 4-5 лет.















Выполнили воспитатели группы «Рыбка»

Черкасова В.Н

Гудкова С.А.



Кстово 2021

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Актуальность: При огромных возможностях современного мира, многие не успевают разглядеть красоту окружающего. Задача данного проекта привлечь внимание детей и родителей к мгновенности окружающей нас красоты. Ведь дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, без деревьев, так как они помогают нам дышать, лечат от болезней, делают наш мир ярче. Растительный мир – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение растения, его внешний вид, особенности, свойства.

На участке детского сада дети часто интересуются растениями. А если увидели новое растение, вопросов будет масса. Мы воспитатели любим красивые растения и нам всегда интересно узнавать новые факты о них.

В связи с этим пришла идея создания альбома гербария. Своей задумкой поделились с детьми в группе. Рассказали, что такое гербарий. Как его делают. Показали примеры гербария «Осенних листьев». И мы решили попробовать. Говоря простым языком, гербарий — это коллекция засушенных растений.

Возрастная группа: дети средней группы возраст 4-5 лет

Целью проекта стали такие принципы: как расширение знаний детей о цветах и растениях родного края, формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Задачи: знакомство детей с гербарием (сбор, засушка, оформление);

учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;

упражнять в классификации растений;

закреплять умения отражать полученные впечатления в творческих работах;

формировать бережное отношение к природе;

активизировать словарь по данной теме;

формировать умения и навыки наблюдения за объектами природы;

создать условия для развития познавательно исследовательской и творческой деятельности детей

Сроки реализации: 20 сентября по 19 ноября 2021года

Участники: дети, воспитатели, родители.

Взаимодействие с социумом: выставка поделок из осенних листьев совместно с родителями. Листья, например тополя нам принесли родители и также семена одуванчика. Для родителей в приемной выставлена папка передвижка «Гербарий своими руками: советы и секреты». В закрытой группе в одноклассниках родители были оповещены о проведении данного проекта.

Участие нашей группы «Рыбка» в муниципальном конкурсе «Школьный гербарий».

Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательски-творческий.

Предполагаемый результат: дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы. Смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях. Активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе работы над проектом сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Творческие работы, созданные в ходе проекта, будут долго радовать детей и родителей, как продукт совместной деятельности.



п\п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Практическое приложение


I этап - целеполагание

1

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями

20. 09-24.09

воспитатели

Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности. Подбор материала для творческого труда.

2

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

27.09-01.10

воспитатели

Иллюстрации, энциклопедий по теме, театрализованные игры, упражнений на развитие общей и мелкой моторики

Музыкальный репертуар время года «Осень» Чайковского


II этап – разработка проекта

3

Изучение истории возникновения гербария, особенностей собирания растений для гербария, видов растений характерных для нашего края, их названия и история.

04.10-08.10

воспитатели

Презентация что такое гербарий.

4

Разработка: конспекта НОД по экологии

11.10- 15.10

воспитатели

Конспект НОД по экологическому воспитанию для средней группы «Растительный мир нашего края».


5

Создание наглядных и методических пособий, изучение методики изготовления и оформления гербария.

18.10- 22.10


Картотека этапов изготовления альбома гербария, альбом «Гербарий. Цветы и листья»


III этап – выполнение проекта

6

Познавательная беседа «Деревья, что ты знаешь?»; «Цветы нашего края, что ты знаешь о них?»; «Что такое гербарий» с показом альбома. «Осенний гербарий». Беседы о том, как правильно собрать растения для гербария, как правильно засушить их.

25.10- 29.10

воспитатели

Конспект.

Презентация

7

Разучивание стихотворений об осени, цветах и листьях.

01.11- 5.11

воспитатели

Вечер чтения стихов

8

Путешествие по территории детского сада, Экскурсия на близлежащий лужок. Сбор листьев и цветов для альбома «Гербарий»

Засушка растений и систематизация растений

8.11- 12.11

воспитатели

Альбом «Гербарий, Цветы и листья»

9

Чтение экологических сказок. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с растениями и цветами


15.11-17.11

воспитатели


10

Создание и систематизация альбома «Гербарий, Цветы и листья»

01.11- 19.11

воспитатели

Фотоотчет

11

Занятие по экологическому воспитанию для средней группы «Растительный мир нашего края».


2.11

воспитатели

Фотоотчет

12

Дети в группе раскрашивали раскраски «деревья и цветы. Играли в дидактические игры«Загадай мы отгадаем», «С чьей ветки детки?», «Подбери пару», «Что лишнее?», «Найди часть», «Подбери по цвету».

Чтение художественной литературы: М.Волошин, «Осенью», И. Бунин, «Листопад», К.Ушинский, «Спор деревьев», Н. Сладков, «Осень на пороге», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Серова «Наши цветы», загадки про цветы и растения, Л. Талимонова «Цветочный эльфик», А. Карпов «В стране дремучих трав», А. Онегов «На берегу озера»

Театрализация: этюд «Цветок», импровизация на тему «В саду»


20.09- 19.11

воспитатели


13

Рассматривали иллюстрации «Растения лугов и полей»«Полевые цветы», «Какие разные деревья вокруг нас», «Цветы и деревья на картинах художников»

Беседовали о лекарственных растениях

1.11-19.11

воспитатели



IY этап – подведение итогов

14

Презентация детьми своего гербария

2.11


Презентация

15

Выставку работ из сухих листьев

с детьми и родителями.


01.11- 19.11


Фотоотчет

16

Защита проекта

«Школьный гербарий»

14.12


Фотоотчет





Выводы: В результате работы над проектом у детей возрос интерес к природе.

Закрепились и уточнились знания о деревьях и растениях. Появилось желание больше узнать о растительном мире. Сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому. Знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности. Родители были вовлечены в процесс и принимали активное участие. Созданы условия для деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.



Список литературы:

1.Воронкевич О.А. « Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2012 год

2.Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2013. -330 с.

3.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – м144 с., 16 л. вкл.

4.Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.

5.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

6.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи,

Статьи из журналов

1.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27

2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3.Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.

4. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

5. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.

6.Экологические игры Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

7.Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

8. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности

9.Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
10.Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.

































Приложение

Беседа «Что же такое гербарий?»

Гербарий — это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т.д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, Нью-Йоркском ботаническом саду,  Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

поиск и сбор растений;

засушка растений;

систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, собрать гербарии по темам:

осенние листья деревьев и кустарников;

цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

сорняки;

лечебные травы и растения;

ядовитые растения;

комнатные растения;

различные формы соцветий;

сложноцветные;

и любые другие классификации.

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.

Правила сбора растений для гербария.

Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.

Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т.ч. водные растения.

Если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком.

Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.

Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.

Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами.

Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.

Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

Для гербария нельзя собирать больные растения.

Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги.

Сразу же растение расправляется  таким образом, как оно росло: если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой бумаги; один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь представление об обеих сторонах листа;

Если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;

Если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а верхушка должна быть обращена вверх.

По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на мобильных устройствах),

рельеф,

условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света, к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается это растение на местности и др. Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка — не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т.д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс: листы бумаги, в которых лежит растение, т.н. карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно положив между ними дополнительные листы — собственно, все как при сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т.к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т.ч. цветы, можно сушить в песке. Для этого речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги, альбома, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Один из современных способов изготовление гербария и подготовки природного материала - это ламинированние растений специальной прочной пленкой или эконом вариант - ламинирование широким скотчем. Он замечательно подходит для работы с мелкими или цветущими растениями.

Оформление гербария.

Растения крепятся на т.н. гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках, а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа за стебель, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой, леской или горячим клеевым пистолетом.

Папка для гербария.

Сами листы должны быть плотными — можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы. Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости открепить любой лист.

Итак, мы подготовили необходимый природный материал и теперь ничем …







Конспект занятия в средней группе «Деревья»

Цели: Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.

Задачи:

Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Развивающие: Развивать  слуховое внимание  и  память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Предметные картинки по теме, панно «Дерево», листья, картинки веточки деревьев.

Ход занятия:

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О  чём  это  стихотворение? (о дереве.)

2. Основной этап:

Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.) 

Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно

В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.

1-й ребенок. У меня корни.

2-й реб. У меня ствол.

3-й реб. У меня ветки.

В. Это крона деревьев.

4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.

В: Вы собрали дерево.

Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

- Какую пользу приносят корни дереву?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)

Игра «Какой бывает лес?»

Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.

В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.

(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели)

В: Посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.

- Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки - крону)

- Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ЕЛЬ - ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки - хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.

Игра «Подбор слов-действий»

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Игра « Назови ласково». (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)

В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.

Лист- листочек

Береза-берёзонька

Ветка-веточка

Дуб- дубочек 

Дерево - деревцо

Ель - елочка

Сосна - сосёночка

Иголка- иголочка

Рябина - рябиночка

Корень – корешочек



Физминутка (дети образуют круг)

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на месте, расставив руки в сторон).

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками влево- вправо)

Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках)

Упражнение «Топни-хлопни».

Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.

слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», «осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.

Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.



Упражнение «Один – много»

У меня лист, а на дереве. (листья).

У меня ветка, а на дереве. (ветки).

У меня дерево, а в лесу. (деревья).

У меня корень, а у деревьев. (корни).

У меня ствол, а у деревьев. (стволы).

У меня береза, а в лесу. (березы).

У меня елка, а в лесу. (елки).

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна - кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).

- Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)

(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель, бумагу;

• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.



ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?



Беседа "Цветы садовые и луговые" (средняя группа)

Задачи:

1. Обогащать активный словарь по теме “цветы”. Рассказывать детям об охране растений. (”Речевое развитие”.)
2. Прививать любовь к цветам; формировать бережное отношение к природе.
3. Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда.
 (”Социально-коммуникативное развитие”.)
4. Развивать художественное восприятие цветов.
5. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. 
(”Художественно-эстетическое развитие”.)
6. Развивать двигательную активность посредством физкультминутки. (”Физическое развитие”.)

Методы и приемы:

Практические: рисование на цветной соли, импровизация под музыку “Танец цветов”.

Наглядные: рассматривание картинок цветов.

Словесные: отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактическая игра, рассуждения, формулировка выводов.

Материалы и оборудование: игрушка кукла Ромашка, муз. центр, запись музыки, салфетки, тарелочки, цветная соль, мольберт, искусственные цветы, картинки цветов.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная.

Физкультминутка: “Мы цветы в саду сажаем”.

Игровая.

Игра “Назови ласково”, “Подбирай, называй, запоминай”.

Изобразительная.

Рисование на цветной соли “Цветы”.

Познавательно – исследовательская.

Рассматривание картинок цветов луговых и садовых, сравнение.

Коммуникативная.

Беседа о цветах садовых и луговых, отгадывание загадок.

Музыкальная.

Музыкальное сопровождение, импровизация “Танец цветов”.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Совместный труд при уборке рабочего места после окончания работы.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога.

Деятельность воспитанников.

Целевые ориентиры.

1

Введение в игровую ситуацию.

Появляется кукла Ромашка, от лица игрушки педагог загадывает загадки:

Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки.)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк. (Одуванчик.)

Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки –
Только тронь мои цветки! (Роза.)

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке. (Ландыш.)

Эй, звоночки,
Синий цвет, –
С язычком,
А звону нет! (Колокольчик.)

Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
В еду не годится. (Василек.)

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых! (Пион.)

Здороваются с игрушкой.

Отгадывают загадки.

Проявление интереса к ситуации. Развивает внимание. Логическое мышление.

2

Обращает внимание детей на вывешенные на мольберте картинки цветов – отгадки.

Кто ухаживает за цветами в саду?

А кто ухаживает за луговыми цветами?

Рассматривают цветы, называют цвет цветка. Слушают объяснения педагога.

Развивается познавательный интерес. Активизация внимания.

3

Предлагает от лица Ромашки потанцевать. “Танец цветов”.

Раздает каждому ребенку цветок, по желанию. (Красные, синие, желтые.)

Включает музыкальное сопровождение, показывает движения.

Танцуют, импровизируют.

Формируют навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

4

Педагог предлагает игру “Назови ласково”.

Ромашка..
Тюльпан..
Роза..
Василек..
Лист..
Лепесток..

Подбирают слова, в уменьшительно ласкательной форме.

Развивают фонематический слух.

5

Проводит физкультминутку: Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.

Выполняют упражнения.

Снимается напряжение.

6

Предлагает игру: “Подбирай, называй, запоминай” На клумбах цветы (что делают?).. Из садовой лейки цветы(что делают?)... Выращенные цветы ножом (что делают?)..
В букеты цветы (что делают?)… Цветами люди (что делают?)..

Заканчивают предложения словами – действиями.

Развивают умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия.

7

Предлагает рисование на цветной соли, пальчиками “Цветы для Ромашки”. Малоподвижным детям – красную, фиолетовую, розовую соль. Подвижным детям – синего, зеленого цвета, бирюзового.

Рисуют пальчиками на цветном песке.

Рассматривают, какие цветы нарисовали дети, называют их.

Улучшение эмоционального состояния.

Закрепление лексической темы “Цветы”.

8

Педагог от лица куклы Ромашки прощается с детьми.

Прощается с куклой.

Закрепляют навыки культурного поведения.




t1641545490aa.gif




Мотыльки игривые, жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки, песня перепёлки.

Мяты аромат, лета нежный взгляд

И до белых мух с дудочкой пастух.

- Ромашка, клевер, василек, одуванчик – это все луговые цветы , которые мы с вами видели на прогулке , на экскурсии за пределами детского сада и также эти цветы вы могли видеть на полянках в парках гуляя с родителями.



t1641545490ab.jpg

















Музыкальная разминка Е. Железнова «Автобус». Едим дальше. Дети сидят на стульях и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку в автобусе.

- Ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами приехали? (Ответы детей. Правильно, в лес)

- А что вы знаете про лес? Что такое лес? Посмотрите и послушайте. Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный.  Все деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Не зря деревья называют зелёными легкими планеты. Весной и летом деревья и цветы расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, с цветка на цветок, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена. (Показ картинки «Луг»)

- Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад. А какие деревья зимой, посмотрите внимательно. Иллюстрации зимнего леса. Обратите внимание, как в лесу красиво и тихо.


t1641545490ac.jpg














III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист? ” (игра на развитие речи)

- Лист берёзы – берёзовый лист.

- Лист дуба – дубовый лист.

- Лист липы – липовый лист.

- Лист осины – осиновый лист.

- Лист клёна – кленовый лист.

- Лист тополя – тополиный лист.

- Лист рябины – рябиновый лист.

- Хвоя ели – еловая хвоя.

-t1641545490ad.jpg Хвоя сосны – сосновая хвоя.






IV. Выходит Снеговик: Здравствуйте детишки, что это у вас такое красивое и яркое! (экран телевизора луг и лес, картинки на доске) (Ответы детей)



Снеговик: Какие деревья и цветы разноцветные, красивые. Зимой, к сожалению, я никак не могу увидеть и потрогать их по-настоящему.

Воспитатель: А мы с ребятами знаем способ, как тебе в этом помочь.

t1641545490ae.jpg



Воспитатель с детьми предлагает Снеговику внимательно рассмотреть альбом с гербарием, обращают внимание на имеющиеся записи – этикетки. Дети рассказывают, какие цветы, и листья они знают. Вспоминают, какие цветы и листья собрали вместе с воспитателями. Воспитатель рассказывает, что это гербарий – коллекция высушенных растений или некоторых их частей, сохранённые в этом альбоме.

Снеговик: Ребята спасибо большое. Я впервые увидел цветы и листья. Я очень рад нашей встречи, но мне пора возвращаться пока я не растаял.

Воспитатель: Снеговик, вот тебе на память разноцветные листья и цветы, которые ребята раскрасили самостоятельно.

Сt1641545490af.jpg неговик: Спасибо. До новых встреч.













VI. Заключение. Муз. разминка Е. Железнова «Автобус». Возвращаемся домой из леса.

- Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были, о чём говорили, что видели?

Рефлексия – что узнали. Подведение итогов - благодарю детей за хорошую работу на занятии.









Стихи о Деревьях

Т.Белозёров «Чем пахнут деревья»

Бурей

Пахнет

Старый

Дуб.

Верба —

Ветром.

А берёза —

Ясным солнышком,

Морозом

И дымком

Весёлых

Труб.

 

М. Бородицкая

* * *

Жёлудь в лужице лежит,

Жёлтый лист над ним кружит,

А внутри дубок живой

Шелестит во сне листвой.

 

И. Токмакова «Деревья»

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

 

Ели

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

 

А внучата — ёлочки,

Тонкие иголочки —

У лесных ворот

Водят хоровод.

 

Ива

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

 

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару...

Дайте осинке

Пальто и ботинки —

Надо погреться

Бедной осинке.

 

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

 С. Есенин «Черёмуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила.



Стихи о цветах для детей дошкольного возраста

Народные песенки-потешки о цветах

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

 

Дождик, дождик, припусти,

Чтобы житу подрасти,

Травке напиться,

Цветам раскрыться.

 

В землю лен ушел,

Синю шапочку нашел.

Из земли вырастал —

Весь мир одевал.

 

Ай, на горе мак, мак,

Под горою так, так!

Маки, маковочки,

Золотые головочки!

Лепесточки горят.

Со мной говорят.

 

Стихи русских поэтов для детей о цветах

А. Майков «Голубенький, чистый»

  

А. Толстой «Колокольчики мои...» (отрывок)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

 

Саша Черный «Синий-синий василек»

Синий-синий василек,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей желтой ржи

Ты смеешься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

 

И. Тургенев «Цветок» (в сокращении)

Тебе случалось — в роще темной,

В траве весенней, молодой,

Найти цветок простой и скромный?

Он ждал тебя — в траве росистой

Он одиноко расцветал...

И для тебя свой запах чистый,

Свой первый запах сберегал.

 

Л. Чарская «В Царстве маков» (отрывок)

Много в поле чудных маков —

Красных, нежных, бархатистых,

Меж обильных хлебных злаков,

Меж колосьев золотистых.

Сорван девочкой-плутовкой,

Шепчет ей цветок, кивая

Темно-алою головкой:

«Ты не рви нас, дорогая.

В знойный полдень жарким летом

Мы так ярко расцветаем

И с застенчивым приветом

Всем головками киваем».

 

Л. Чарская «Вышла наша крошка»

Вышла наша крошка ранним утром в поле,

Много увидала цветиков на воле

Цветиков душистых: розовую кашку,

Синюю фиалку, белую ромашку,

Дикого левкоя венчик серебристый,

Одуванчик нежный, белый и пушистый.

От цветка к цветочку, от травы к былинке

Переходит крошка... Хорошо



Загадки о цветах

 Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

 

Мы грибы несли в корзине

И еще цветочек синий.

Этот полевой цветок -

Тонкий нежный... (василек)

 

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

 

Тот, кому уже семь лет,

Скажет: "Школа, здравствуй!

У меня в руках букет -

Праздничные... (астры) "

 

Вася в класс принес цветы

Небывалой красоты.

Лепестки как из пластмассы

У цветов Василия.

Дайте поскорее вазу,

Он поставит... (лилии)

 

Ежик в рощице, у кочки

Говорит Мишутке:

"Видишь синие цветочки?

Это - ... (незабудки)"

 

В мае - желтый, а в июле -

Он пушистый мячик.

На него мы чуть подули -

Взвился... (одуванчик)

 

 

Он растет повсюду летом -

В поле и у кочек.

Он изящен, фиолетов,

Это - ... (колокольчик)

 

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

Но колюч в саду... (шиповник)

 

Разукрашиваем летом

Клумбы, парки, цветники

Мы своим морковным цветом,

А зовемся... (ноготки)





Загадки о деревьях

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

***

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

(Ёлка)

***

Пахучим сладким цветом

Ты каждый год цветешь.

И мед свой жарким летом

Ты пчелам отдаешь.

(Липа)

***

Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это

«Снежинки» подарит.

(Тополь)

***

Очень часто над водою,

Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет…

(Ива)

***

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

***

Летом — снег!

Просто смех!

По городу летает,

Почему же он не тает?

(Тополиный пух)

***

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?

(Тополь)

***

Из цветков душистых гроздь

К нам в окно стучит, как гость.

Мы окошко распахнём

Аромат весны вдохнём.

(Сирень)

***

Будто рыженькая свечка,

На холме стоит у речки.

Растрепалась ото сна

В иглах, в шишечках ...

(Сосна)

***

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

***

Летом одевается,

Зимой раздевается.

(Дерево)

***

Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.

(Яблоня)

***

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Голова – до тучи,

Плечи пораздвинул,

Руки пораскинул,

Пальцы узловаты,

Силы непочаты.

(Дуб)

***

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

***

Выросли на дереве

Вкусные сережки,

Круглые и красные,

Кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних

Скажем сразу: это…

(Вишня)

***

Высоконько стоит,

Далеконько глядит,

Станет старушкой —

Будет избушкой.

(Сосна)

***

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его?

(Каштан)

***

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

***

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист — ладошкой,

С длинной ножкой.

(Клён)

***

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем.

(Тополь)

***

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

Но колюч в саду…

(Шиповник)





Фотоотчет

t1641545490ag.jpgt1641545490ah.gift1641545490ai.jpgt1641545490aj.jpg









t1641545490ak.jpgt1641545490al.jpg

t1641545490am.jpg



t1641545490an.jpg

t1641545490ao.jpgt1641545490ap.jpg

t1641545490aq.gift1641545490ar.jpgt1641545490as.jpgt1641545490at.jpgt1641545490au.jpgt1641545490av.gif

t1641545490aw.jpgt1641545490ax.jpg

t1641545490ay.jpgt1641545490az.jpgt1641545490ba.jpgt1641545490bb.jpgt1641545490bc.jpgt1641545490bd.jpgt1641545490be.jpgt1641545490bf.jpg

t1641545490bg.jpgt1641545490bh.jpg











t1641545490bi.jpg

t1641545490bj.jpg













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.