12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косова Ольга Николаевна821
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

   Яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами путей влияющий на человека, его психологию, думы и творчество. Яркие краски в их гармоничном сочетании природных процессов есть не только внешнее выражение закономерностей вещества и энергии - это неотъемлемая часть самой природы, среди которой живет, работает и создает мыслящий человек. А. Е. Ферсман

Познавательно - творческий проект на тему:

«Формирование творческого мышления через гармонизацию эмоционального состояния с помощью цвета»

«Планета цвета»

(творческое название)

Тип проекта: творческий, познавательный, оздоровительный.

Доминирующий метод: творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный (10 месяцев)

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители

Возраст детей: 5 - 6 лет

Образовательная области:

·    социально-коммуникативное развитие;

·    познавательное развитие;

·    речевое развитие;

·    художественно-эстетическое развитие;

·    физическое развитие.

Актуальность: Дошкольное детство - мир впечатлений и хорошего настроения.

Цвет - одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок. Цвет влияет на людей на подсознательном уровне, он воздействует на наши органы чувств, лечит нас; цвет может успокоить, тонизировать, повлиять на настроение. Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.

Гипотеза: Если рассматривать цвет не только как сенсорный эталон, но как многогранный объект, то можно говорить о его значимости в жизни людей: цвет как эстетический фактор; цвет как выражение психоэмоционального состояния человека, его активности; цвет как средство творчества; цвет как ориентир в произвольной деятельности и др. Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать не только специалисту по изодеятельности, но и воспитателю использовать цветотерапию в различных видах деятельности детей, а также родителям в режиме взаимодействия. 

Цель проекта: формирование чувства цвета и развитие цветовосприятия у дошкольников.

Задачи проекта:

Развитие психических процессов, познавательных способностей.

Развитие творческой самореализации у детей.

Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения у детей.

Расширить восприятие цветовой гаммы.

Помочь детям осознать особые цветовые пристрастия.

Закрепление сенсорных эталонов

Формирование коммуникативных навыков у детей, повышение самооценки.

Развитие творчества и креативности участников проекта.

Нахождение оптимальных методов и приемов работы с детьми по развитию цветовосприятия воспитателями и родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

Сформированность представлений о цвете и его оттенках, о взаимосвязи цвета и настроения человека;

Преобладание положительного эмоционального настроя

Снижение заболеваемости

Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;

Развитие познавательного интереса к окружающему миру; коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества, познавательно – исследовательских навыков.

Для родителей:

формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности;

вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Для педагогов:

повышение теоретического уровня и профессионализма;

внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы по развитию диапазона цветовосприятия у дошкольников;

личностный рост, самореализация.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (август, 2012)

2 этап – основной (сентябрь – апрель, 2012)

3 этап – заключительный (май, 2012)

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога:

- проведение первичной диагностики по выявлению уровня знаний по теме на начало реализации проекта;
- консультации со специалистами ДОУ;
- составление плана работы над проектом;
- сбор методического материала необходимого для реализации цели проекта;
- разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности;
- организация в группе развивающей среды по теме проекта;
- изготовление пособий

Деятельность детей:

- создание интереса у детей, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы;

Взаимодействие с семьей:

- проведение родительского собрания (ознакомление родителей с целями

и задачами проекта);
- привлечение родителей к совместной детско – родительской деятельности по поиску информации о цветотерапии, изготовление атрибутов, рисунков;

- оснащение игротеки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

2 этап – Основной (реализация проекта): реализация задач проекта в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей со взрослыми.

Рассматривание иллюстративного материала.

- Репродукции картин: «Золотая осень», «Лето» И.Левитана, Ван Гога «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Март» Акимушкина, Клода Моне "Мост Ватерлоо. Эффект тумана", итальянского художника Пино «Розовое очарование», И. Айвазовский «Морской пейзаж», - иллюстрации «Сказочная птица» (гжель), «Маки», «Апельсины», «Васильки».

Здоровье.

- релаксационное погружение в цвет, ощущение цвета

- расслабление по контрасту с напряжением

- расслабление с фиксацией внимания на дыхание

- использование анализаторов:

вкусовой (восприятие разнообразных вкусовых ощущений),

тактильный (пальчиковые игры),

слуховой (сопровождение цвета музыкой),

обонятельный (ароматы цветных стран выражаются через угощение

«Ах, как вкусно»),

зрительный (через изобразительную деятельность и «погружение» в

предметную среду определенного цвета),

- закаливание (теплое и холодное воздействие, хождение по цветным

дорожкам),

- гимнастика для глаз в цветовом оформлении,

- тренинг «Цветной клубочек»,

- пальчиковая гимнастика,

- купание в «цветном душе»,

- аромотерапия,

- релаксация по музыку.

Социализация.

- Дидактические игры:

«Угости гномов фруктами и овощами»,«Кто в каком вагон едет?», «Цветное чаепитие у Маши и Даши», «Пестрый клоун», «Вкусная палитра», «Ягоды поспели», «Волшебные цвета», «Веселые краски», «Основные и составные цвета», «Какие цвета есть на картинке»,«Гусенички», «Теплый - холодный», «Времена года», «Подбери необходимые краски»,

- игра «Найди путь к дому в цветной стране» (ориентировка по схеме, по плану),

- тренинг «Цветной клубочек»,

- игры – драматизации: «Путешествие колобка», «Волшебное превращение»,

- строительные игры: «Домик для Феи», «Замок»,

- словесные игры: «Он, она, оно, они», «Родственные слова», «Самое красивое», «Повтори по памяти».

Физическая культура.

Упражнения с цветными предметами, физминутки.

Коммуникативная деятельность.

Чтение художественной литературы:                                           

Г. Поженян «Есть у моря свои законы», стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной», Н. Сурьянимов «Синие цветы гжели», Ю. Дорожен «Сказочная Гжель», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», М.Яснов «О картинах», Дж. Родари «Фиалка на северном полюсе», Г. Богумилова «История слоненка», И. Пивоварова «Как бабочка собиралась на бал», Нищева Н.В. «Разноцветные сказки», О. Уальд «Мальчик – звезда», С.Т.Аксаков «Цветик-семицветик».


 

Виртуальные экскурсии по темам:

«Подводный мир», «Голубая планета», «Краски Земли».

Познавательная деятельность.

- Беседы: «Ощущение цвета», «Действие цвета на характер человека»,

- занятия по цветотерапии: «В гостях у зеленой Феи», «Синяя птица счастья», «Царство красок», «Подарки принца из оранжевой страны»,

- плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики и плоскостных цветных фигур.

- Математические игры:

«Цветные фигуры», «Собери фигуру», «Расскажи про свой узор», «Палочки в ряд», «Новогодние елочки», использование цветных палочек, кубиков, резинок.

Экспериментирование.

- «Играем с красками»

- «Разноцветные шарики»

- «Таинственные картинки»

- «Цветной песок»

Просмотр мультфильмов:

«Похитители красок», «Петух и краски», «Радуга», «Веселая радуга».

Музыкально – художественная деятельность.

- Слушание музыки.

Песни о цвете: В. Шаинского «Голубой вагон», с. А. Арканова, Г. Горина,м. К. Певзнера «Оранжевая песенка», м. В. Шаинского, с. Э. Успенского «Дети любят рисовать», м. Б. Савельева, с. Л. Рубальской «Разноцветная игра», песня «Радуга» на стихи Р.Голосовой.

- Музыкальные произведения: «Колыбельная» Моцарт,   «Вальс ля-мажор» Шопен, «Рондо – каприччиозо», «Лунная соната» Бетховен,   фрагмент из оперы «Кармен» Бизе, марш из балета «Конёк-Горбунок» Пуни,   «Венгерская рапсодия №2» Лист, «Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Чайковский.

- «Музыка для релаксации», «Звуки природы».

- Танцевальные движения под музыку, движения под определенный ритм, движения с предметами, движения образы с использованием цвета «Танец желтых жителей», «Танец маленьких зеленых приведений в Зеленой стране».

Продуктивная деятельность.

- Знакомство с основными оттенками цветов,

- рисование акварельными красками «Красная страна», «Сладкая сказка»,

- рисование с элементами аппликации «Листопад»,

- рисование акварелью по мокрому листу «Зеленое приведение»,

- рисование пальцем «Оранжевое настроение»,

- рисование красками на снегу,

- рисование мелками на асфальте,

- аппликация «Синяя птица счастья»,

- аппликация «Цветная мозаика»,

- лепка «Путешествие желтого колобка»

- лепка и раскрашивание снежных фигур,

- составление дизайна интерьера для дома и групповой комнаты,

- составление коллажа «Цветная страна»

Досуговая деятельность:

«Путешествие в цветную страну»

«Цветик - семицветик»

«Желтая солнечная физкультура»

Работа с родителями.

- Оснащение развивающей среды (подбор игрушек для цветных стран, шитье костюмов для фей);

- информационный материал:

«Цветовые предпочтения»

«Психологическая характеристика цвета»

«Самовыражение в цвете»

«История лечения цветом»

«Цветотерапия - наиболее естественный путь лечения»

«Цвет лечит болезни»

«Цвет и эмоции человека»;

- памятка для родителей «Цвет в детской комнате»;

- вовлечение родителей в профилактику и коррекцию эмоционально – волевых процессов у детей при помощи цветотерапии;

- консультация для родителей по составлению цветных историй.

- презентация проекта «Цветотерапия»

3 этап: Заключительный

Деятельность педагога:

итоговый мониторинг (выявление знаний о цвете и предпочтения);

итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы)

сбор полученного материала по проекту, монтаж, защита проекта на педагогическом совете в ДОУ.

Деятельность детей, взаимодействие с семьей:

праздничное открытие игротеки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;

- «Прогулка по осеннему лесу» (физкультурно-оздоровительное занятие с родителями и детьми );

- сладкий стол.

В результате реализации проекта пополнилась предметно – развивающая среда группы: игротека «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» новыми куклами – феями, дидактические игры, дидактические пособия: цветные домики, наборами цветных предметов, атрибуты для подвижных игр, костюмы и ткани для театрального уголка, альбом «Цвета и цветы», CD- диск «Звуки природы», раскраски, информационный материал для родителей, природный материал, презентации, книги и мультфильмы по теме проекта.

Перспективы: Постановка новой проблемы, разработка и реализация

нового проекта «Использование элементов сказкотерапии в «цветных сказках»» для детей 6 – 7 лет.

Методическое обеспечение:

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г.
2. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М., «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
4. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), // под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., «Просвещение», 1969 г.
5. Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. – СПб.: Изд-во «Вектор», 2009. – 160с. – (Практики для начинающих).

 6. Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка. - СПб.: Изд-во "Образование", 1994. - 230 с.

 7. Ерофеев В., Нестандартные методы оздоровления. - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.

 8. Нищева Н.В., Разноцветные сказки. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

9. Журнал “Дошкольное воспитание”, №2, 1991, №4, 2007.

10. Журнал “Ребёнок в детском саду” №4, 2007.

 Интернет ресурсы:

www.liveinternet.ru .

www.doshkolarik.com.ua

www.pedsovet.su.

www.fotki.yandex.ru

www.chitalnya.ru

www.viki.rdf.ru.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.