12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Александровна Щ.90
Россия, Ярославская обл., Ярославль

МДОУ «Детский сад № 203»


 


 

Тип проекта: Исследовательско - творческий.

Вид проекта: Групповой

Продолжительность: Долгосрочный (1-2 года)

Участники проекта: Воспитатели и дети 4-6 лет, родители воспитанников.

 


 


 


 


 


 


 

ПРОЕКТ

На тему: «Экзотическое дерево»

(для средней группы)


 


 

Выполнила:

Воспитатель группы № 12

Щекина Ольга Александровна


 


 


 


 

Г. Ярославль, 2022

Актуальность. Недавно на полдник ребятам давали мандарины. Они их ели с аппетитом и выплевывали зернышки, которые часто попадаются в мандаринах. Я предложила ребятам попробовать провести эксперимент и плюнуть одно зернышко в землю, а далее понаблюдать прорастет ли оно. Все дети с радостью поддержали эту идею и с нетерпением ожидают результата. У нас есть шанс вырастить настоящее мандариновое дерево!

Объект исследования.

Процесс выращивания мандарина в закрытом грунте.

Предмет исследования.

Мандарин.

Цель.

Создание условий для знакомства дошкольников с экзотическим фруктом (мандарина).

Задачи.

1.     Формировать представления детей дошкольного возраста об экзотическом фрукте мандарине.

2.     Формировать умения дошкольником ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического дерева.

3.     Воспитывать у детей бережное отношение к природе и окружающему миру.

 

Гипотеза.

В условиях группы из косточки мандарина возможно вырастить большое и красивое дерево.

Проблемная ситуация.

Как выращивают такой фрукт, как мандарин?

Принципы работы.

         Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.

         Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.

Фрукт мандарин, горшок с грунтом, лопатка.

Предполагаемый результат.

Детей, с большим интересом занимаются выращивании экзотического растения.

Дети применяют на практике свои теоретические знаний.

Родители активно принимают участие в проектной деятельности.

Связь с другими видами деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).

Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

 

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап

Ознакомление с биологическим описанием экзотического растения.

Беседа «Что такое мандарин? Как он выглядит? История происхождения».

Сбор информации из различных источников об экзотическом растении мандарине.

Помощь в формировании гипотезы.

Ознакомление с полезными свойствами мандарина. Беседа с детьми «Полезные свойства экзотического фрукта мандарина».

Проведение опроса у детей:  

1. Что такое мандарин?

2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта?

Подготовка детей к интервью.

Активное участие в беседе.

Выдвижение гипотезы.

Сбор информации в доступных источниках.

Дети прослушивают рассказ воспитателя о полезных свойствах. Делают выводы.

Рисуют рисунки на тему : «Мандарин и витаминки».

Участие в опросе.

Проведение интервью в старших группах №7 и №6.

Сбор информации в доступных источниках.

-Помощь работника МДОУ (повара),

Беседа «Полезные свойства авокадо. И применение его в кулинарии».

Помощь в сборе информации.

Принести фотографию или рецепт из фрукта авокадо.

 

-

II.

Практический этап

Организация опытно – экспериментальной деятельности.

Изучение и реализация ухода за экзотическими растениями.

Сбор информации из различных источников об уходе за мандарином.

Беседа «Как ухаживать за мандарином?».

Мотивация детей на создание макетов и плакатов совместно с родителями на тему: «Что мы знаем о мандарине!»

Активное участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Сбор информации в доступных источниках об уходе за экзотическими растениями.

Активное участие в беседе.

Активное участие по лепке фрукта мандарина.

Принести ингредиенты для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Помощь в сборе информации.

Помощь в реализации опытно-экспериментальной деятельности.

III. Заключительный этап

Совместное оформление презентации «Выращивание экзотического растения»,

 в группе детского сада

Продолжать поддерживать интерес детей ухаживать за выросшим растением и мотивировать на поиски новой информации, интересующей их о экзотических растениях.

Участие в оформлении презентации.

Участие в мероприятии.

Продолжают бережно ухаживать за растением, поливка, пересадка, подкормка почвы.

Участие в поиске новой информации о новых экзотических растениях интересующих детей.

Знакомство с опытно – экспериментальной деятельностью детей  через презентацию.

Участие в мероприятии.

Поддерживают интерес детей по данной теме.

Помощь в сборе информации о каких-либо новых экзотических растениях.

 

 Реализация проекта.

 

1.     Подготовительный этап

Мотив выбора темы:

Мы много разговариваем с детьми о полезных фруктах и овощах. На этот раз мы разговорились о полезных свойствах мандарина. Но на этом наш разговор не закончился и интерес возрастал. Дети стали задавать вопрос о том, как растет мандарин, где растет, как за ним ухаживать и т.д. Чтоб рассеять интерес детей не только словами, я решила показать им все наглядно, и предложила вырастить мандариновое дерево из косточки, но времени на это надо очень много. Пока мы находимся в средней группе, то у нас есть время вырастить хоть и не полноценное дерево с плодами, а деревце в горшке и наглядно доказать детям, что все в их руках.

 

Ознакомление с биологическим описанием этого растения

Что такое мандарин? 

Дерево небольшого размера, обычно не превышающее в высоту 4 м; к 30 годам, однако, может достичь пятиметровой высоты (урожай с такого дерева составляет 5— 7 тысяч плодов за один сезон).

Молодые побеги тёмно-зелёные. Листья сравнительно небольшие, яйцевидные или эллиптические, черешки почти без крылышек или слегка крылатые.

Цветки одиночные или размещены по два в пазухах листьев. Лепестки матово-белые, тычинки большей частью с недоразвитыми пыльниками и пыльцой.

Плоды многогнёздные и многосемянные, 4—6 см в диаметре; слегка сплюснуты от основания к верхушке, так что ширина их заметно больше высоты. Мандарины выделяются среди других цитрусов тем, что плоды имеют тонкую кожуру, которая легко отделяется от мякоти (у некоторых сортов кожура отделена от мякоти воздушным слоем и почти не касается последней).

Жёлто-оранжевая мякоть плода состоит из множества соковых мешочков — веретеновидных, заполненных соком волосков (по своему происхождению соковые мешочки представляют собой выросты внутренней эпидермы плодолистиков). Плод такого устройства (он происходит из верхней завязи и характерен также и для других представителей рода Цитрусапельсинлимонпомеранец и др.) называется «гесперидий»; это — весьма своеобразная разновидность ягодообразного плода. У мандарина мякоть легко разделяется на 10—12 долек, являющихся гнёздами плода; каждая содержит одно или два семени, расположенных одно над другим.

Наружный слой гесперидия мандарина (который из-за жёлто-оранжевой окраски зрелых плодов называют флаведо — от лат. flavus «жёлтый») содержит большое количество крупных просвечивающих шаровидных желёзок, содержащих эфирное масло. Внутренний слой из-за белого цвета, характерного для зрелых плодов, называется альбедо — от лат. albus «белый»; у мандарина альбедо рыхлое, так что мякоть легко отделяется от кожуры. Этот слой на ранних этапах развития плода служит водоносным слоем, но после формирования соковых мешочков он постепенно атрофируется, обретая губчатую структуру. Сильный аромат плодов мандарина отличает его от других цитрусовых, а мякоть обычно слаще мякоти апельсина.

Мандарин характеризуется необычайным полиморфизмом, в результате чего группы его сортов (или даже отдельные сорта) были описаны разными авторами как самостоятельные виды. Особенно большим разнообразием выделяются плоды тропических сортов.

Созревают в ноябре — декабре.

Родом из южного Китая и Кохинхины; в дикорастущем состоянии неизвесте. В Европу завезён только в начале XIX века.

В Индии, странах ИндокитаяКитаеЮжной Корее и Японии — самая распространённая культура цитрусовых. Широко культивируется также по всему Средиземноморью — в ИспанииИталии (особенно распространён на Сицилии), Греции (особенно распространён в Арголиде), южной ФранцииМароккоАлжиреЕгиптеТурции; выращивается в АбхазииГрузииАзербайджане, а также в США (Флорида), Бразилии и Аргентине.

На территории бывшего СССР мандарины выращивают в Закавказье, в основном на черноморском побережье, в Абхазии и в районе Сочи, которые считаются самыми северными в мире районами их культивирования. В небольших количествах мандарины возделываются в Ленкоранском районе Азербайджана.

 

Виды:

Виды мандаринов в соответствии с «цветовой» классификацией:

красные (Клементин, Тангор, Миннеола, Робинсон, Фаллгло, Храм, Эллендале и другие)

желтые (китайские, турецкие, марокканские и израильские, а также породы Дэнси и Батангас)

зеленые (филлипинские) 

Полезные свойства мандарина для человека.

Придя домой, дети рассказали о своем путешествии по «миру мандарина» родителям. Заинтересовались тогда не только дети, но и их родители!

Детям и родителям было дано задание узнать о полезных свойствах мандарина для человека, (в интернете, в книгах) и принести на распечатанных листах, или выписанную в рукописную информацию по заданной теме на занятие по экологическому кружку. Прочитав новую информацию, мы узнали очень много интересного об этом фрукте.

Положительным следствием систематического поедания мандаринов является то, что холин, содержащийся в цитрусовых, является веществом, который защищает нашу печень от многих негативных факторов, а в случае новогодних праздников, это как никогда кстати. Но здесь также очень важно не переусердствовать в употреблении мандаринов. Сок этих цитрусовых нормализует и улучшает работу пищеварения благодаря стимулированию выработки желудочного сока. Также известный факт, что мандарины обладают антисептическим свойством, эти цитрусовые укрепляют иммунную систему, помогают в профилактике и лечении простуды.

Итак, мандарины имеют большое количество полезных свойств для организма человека, поэтому употребляя эти цитрусовые в ограниченных количествах, вы повысите жизненный тонус и снизите риск развития многих заболеваний. 

Какой сорт лучше всего использовать?

Если вы решили вырастить мандарин в домашних условиях, используя косточку в качестве посадочного материала, то мы вам настоятельно рекомендуем ознакомиться с информацией из данного раздела. Ведь большинство любителей комнатных растений даже не подозревают о том, что далеко не все сорта цитрусовой культуры одинаково хорошо подходят для выращивания в домашних условиях. Ниже приведены лишь основные разновидности, которые заслуживают вашего внимания.

Раннеспелый Шива-Микан. Один из самых неприхотливых сортов, который идеально подходит для выращивания в домашних условиях. Отличительной чертой разновидности являются сильно пахнущие плоды.

Комнатный Муркотт. Порадует своего хозяина одними из самых сладких, медовых плодов. В отличие от предыдущей разновидности, требует к себе гораздо большего ухода (особенно качественным должен быть полив).

Скороспелый Уншиу. Один из самых урожайных сортов. Дерево отличается небольшими размерами, но обильной листвой. Будет радовать человека не только вкусными плодами, но и декоративным внешним видом.

Популярная Клементина. Один из диких видов мандарина, который зацветет лишь в том случае, если хозяин будет его постоянно прививать. Зато мандарин является одним из самых неприхотливых в уходе.

Если же вы займетесь посадкой какого-то другого сорта, то лишь рискуете потратить драгоценное время и силы на бесперспективное занятие. Возможно, вам и удастся вырастить дерево. Однако не факт, что оно будет активно цвести и давать плоды. Кроме того, многие владельцы комнатных растений жалуются, что мандарины с собственно выращенных деревьев попросту невозможно есть. Причина "несъедобности" может крыться в неправильно подобранном сорте или плохом уходе.

Правильная подготовка семян

Если вы решили прорастить косточку мандарина в домашних условиях, то вам потребуется сперва выполнить несколько важных процедур. Процент всхожести семян мандарина оставляет желать лучшего, поэтому большинство профессиональных цветоводов рекомендуют сперва замочить семена в обычной воде, чтобы они как следует набухли. Тем самым повышается вероятность проклевывания.

Самым оптимальным вариантом для такой процедуры является использование обычной марлевой тряпочки. Просто размещаем ткань на столе и выкладываем в нее несколько мандариновых косточек. Закрываем мешочек и опрыскиваем его с помощью пульверизатора. Важно постоянно поддерживать влажную среду, чтобы косточки проклюнулись как можно скорее. А вот подсушивать посевной материал перед посадкой крайне не рекомендуется!

Также любой цветовод может приобрести в специализированном магазине гидрогель и использовать его для того, чтобы вырастить комнатный мандарин из косточки. Просто смешиваем состав с водой, согласно инструкции, после чего помещаем в набухший гидрогель апельсиновую косточку. Старайтесь расположить семя строго по центру, поскольку возле краев находится куда меньше воды. Процент всхожести семян при использовании гидрогеля будет увеличен в несколько раз.

II. Практический этап

Процедура посадки семян

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что вырастет из косточки мандарина? Если нет, то самое время узнать, проведя небольшой эксперимент дома. Несложно догадаться, что процедура посадки семян цитрусовых практически ничем не отличается от других растений. Достаточно будет сделать в почве небольшое углубление (около 1,5 сантиметра), после чего поместить туда пророщенную косточку и присыпать ее землей.

Однако если вы хотите увеличить процент всхожести семян, то настоятельно рекомендуется укрыть емкость с посадочным материалом полиэтиленовым пакетом, образовав тем самым небольшую тепличку. Вот только не забывайте регулярно проветривать сеянцы и удалять лишний конденсат, который будет обязательно скапливаться на поверхности. В противном случае холодная вода приведет к развитию серьезных заболеваний.

Что делать с первыми ростками?

Отвечая на вопрос о том, как заниматься выращиванием мандарина из косточки в домашних условиях, нельзя не отметить тот факт, что сроки всходов могут быть различными (все зависит от сорта и условий содержания). В некоторых случаях первые ростки появляются уже через две недели, а иногда приходится ждать месяц или полтора. Мы лишь рекомендуем вам все это время поддерживать оптимальную температуру почвы, которая колеблется в районе от 18 до 20 градусов для большинства сортов.

Как только появятся первые ростки, необходимо убрать парник и поставить емкости на солнечный участок. Лучшим местом станет подоконник с восточной или западной ориентацией. Если же вы решите расположить мандарин в южной комнате, то обязательно создайте дополнительный источник притенения, чтобы свет был рассеянным. Кстати, в некоторых случаях из одной косточки вырастает сразу два растения, так что вы сможете без проблем их пикировать. 

Изучение и реализация ухода за нашим экзотическим растением.

И так наше экзотическое растение посажено. Теперь остается правильно за ним ухаживать.

Полив. Настоятельно рекомендуется заранее подготавливать воду перед тем, как вливать ее в субстрат. Жидкость для полива не должна содержать в себе вредных химических элементов, поэтому ее следует отстаивать около суток.

Опрыскивание. Мандарин, как и большинство цитрусовых культур, крайне положительно относится к влажному воздуху. Поэтому не забывайте время от времени использовать пульверизатор или парогенератор.

Освещение. В летнее время года с этим вопросом никаких проблем возникнуть не должно. А вот зимой может понадобится дополнительный источник света. Лучше всего использовать для этого люминесцентные лампы.

Пересадка. Данная процедура должна проводится в обязательном порядке каждый год. Если корневая система не будет чувствовать себя комфортно, то добиться цветения не получится.

Удобрения. Мандарин не нуждается в дополнительных подкормках, однако в период цветения эту процедуру необходимо проводить в обязательном порядке, дабы цветки сформировались в плоды.

III. Заключительный этап.

Для родителей была составлена презентация «Выращивание экзотического растения мандарин».

Мы ухаживаем за нашим деревом мандарином почти уже год.

Дети его очень любят и берегут. Сами ухаживают за ним, поливают.

Они очень гордятся своим результатом. Ведь самая основная задача была, что бы дети сами достигли заданной цели и чувствовали, и видели, что все это они сделали сами, своими руками! Ведь самое главное воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе! Учить детей любить природу и все живое!

Вывод:

        В ходе нашей исследовательской работы мы:

1.          Узнали, что больше информации об экзотическом фрукте мандарине;

2.          Ознакомились с биологическим описанием этого растения;

3.          Изучили историю культивирования мандарина;

4.          Узнали о полезных свойствах мандарина для человека;

6.          Изучили прорастание  и посев семян мандарина.

8.          Посадили семя мандарина.

9.          Узнали все об уходе за этим экзотическим растением.

10.      Вырастили дерево мандарина в комнатных условиях дошкольного учреждения и продолжаем его выращивать и ухаживать за ним дальше.

11.      Зафиксировали процесс роста и морфологические изменения мандарина.

12.      Изучили условия выращивания мандарина в закрытом грунте.

13.      Вели наблюдение за ростом и развитием мандарина.

14.      У детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике.

15.      Дети заинтересованы данной темой. Заняты поиском информации о новых экзотических растениях, интересующих их.

16.      Далее мы продолжим изучать такие растения как ананас и авокадо. Данные растения выбрали сами дети.

Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.

Мандарин – это не просто экзотическое растение, а очень полезное, богатое витаминами.

Мы доказали, что из косточки мандарина можно вырастить дерево в условиях группы.

 

 

t1649093420aa.jpg


 


 


 

t1649093420ab.jpg


 


 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ольга Александровна Щ., 04.04.22 в 20:29 1Ответить Пожаловаться
Прошу прощения, я первый раз))
Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.04.22 в 22:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Теперь все на месте!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.