Урок по литературе «Героизм и патриотизм в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Класс: 7
Цели урока:
образовательные:
- формировать навыки анализа текста литературного произведения;
- актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;
- увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;
- проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;
развивающие:
- развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;
- формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;
- оттачивать умение аргументировать свою позицию;
воспитывающие:
- воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Основная часть
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
К. Г. Паустовский
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Прием «Двуцветный светофор»
(СЛАЙД №1)
- Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный – доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)
- Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко [8] (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/)
Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер – Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)
- Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).
- Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага) [2., С. 103]
- Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа) [2., С. 102]
3. Самоопределение к деятельности
Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)
- Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.
Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу [5., С. 247]
Героизм –
1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма [5., С. 93]
- А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)
Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
4. Работа по теме урока
- Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. [2., С. 102] Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.
Давайте вспомним, за что боролись казаки.
Прием «Кластер» (СЛАЙД № 5)
- Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)
Работа с текстом в группах
Прием «Бланк заказов»
- Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.
5. Динамическая пауза
Прием «Восстанови хронологию»
- Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача – быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».
1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.
2. Дорога до Сечи.
3. Жизнь казаков на Сечи.
4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.
5. Андрий помогает ляхам.
6. Переход Андрия на сторону поляков.
7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.
8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.
9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.
10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.
11. Казнь Остапа.
12. Гибель Тараса Бульбы.
- А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)
6. Подведение итогов работы с текстом
- Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)
Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)
В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести? [1.,С.110-111]
(СЛАЙД № 8)
- в беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» [3., С. 185]);
- в верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» [35., С. 112]);
- в непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» [3., С.249]);
(СЛАЙД № 9)
- в стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру
- в доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» [3., С.249]);
- в неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» [3., С.204]);
(СЛАЙД № 10)
- в бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;
- в способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» [3., С.287]).
7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)
- На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?
8. Осуществление метапредметных связей
- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!
Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) (СЛАЙД № 12)
Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен [6]. Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата – ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале [7].
9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)
- Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…
Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:
- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
- Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.
Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» [9]*
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает. [4., С.150]
10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)
Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)
___________________________________
*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке: https://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch?v=hH_IxNHda80&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com
Заключение
Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).
Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?
«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».
«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».
«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».
«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».
Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.
Список использованной литературы и источников
1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, [2] с.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. – 336 с.
5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
6. https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/07-01-2003/34229-rodionov-0/
7. http://www.pravoslavie.ru/46670.html
8. https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/
9. https://www.youtube.com/watch?v=hH_IxNHda80
Приложение 1
«Бланк заказа» для работы с текстом
Бланк заказа № |
||
Заказ |
Ответ |
Выпол- нено |
В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)? |
|
|
Как показан героизм – высшая степень патриотизма? |
|
|
Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев? |
|
|
Приложение 2
Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом
Приложение 2 "Эпизоды для работы с текстом"
DOCX / 19.68 Кб
Приложение 3
Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.
Никитина Людмила Анатолиевна
Соколова Анна Гарибальдиевна
Савельева Лариса Евгеньевна