12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Анна Гарибальдиевна412
Россия, Тульская обл., п.Сосоновый
9

Урок «Героизм и патриотизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»»



Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

образовательные:

- формировать навыки анализа текста литературного произведения;

- актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

- увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;

- проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

- развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;  

- формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

- оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

- воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

1.    Организационный момент

2.    Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(СЛАЙД №1)

- Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный – доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый  - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

- Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко [8] (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/)

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер – Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

- Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).

- Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага) [2., С. 103]

- Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа) [2., С. 102]

3.    Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)

- Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу [5., С. 247]

Героизм –

1)    мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2)    способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма [5., С. 93]

- А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

- Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. [2., С. 102] Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что боролись казаки.

Прием «Кластер» (СЛАЙД № 5)

 

- Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина.  Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

 

 

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

- Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2).  Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

- Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача – быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

1.    Приезд сыновей Бульбы домой.  Принятие решения поездки на Сечь.

2.    Дорога до Сечи.

3.    Жизнь казаков на Сечи.

4.    Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.

5.    Андрий помогает ляхам.

6.    Переход Андрия на сторону поляков.

7.    Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.                                                                                                          

8.    Разделение казаков.  Речь Бульбы перед боем.

9.    Битва. Тарас убивает Андрия.  Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.

10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.

11. Казнь Остапа.

12. Гибель Тараса Бульбы.

- А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)

6.  Подведение итогов работы с текстом

- Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести? [1.,С.110-111]

(СЛАЙД № 8)

- в беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» [3., С. 185]);

- в верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» [35., С. 112]);

- в непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» [3., С.249]);

(СЛАЙД № 9)

- в стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

- в доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» [3., С.249]);

- в неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» [3., С.204]);

(СЛАЙД № 10)

- в бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

- в способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» [3., С.287]).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)

- На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

            8. Осуществление метапредметных связей 

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) (СЛАЙД № 12)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики.   Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен [6]. Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата – ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале [7].

9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)

- Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…

Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:

- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.

Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» [9]*

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает. [4., С.150]

 

10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)

Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)

___________________________________

*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке: https://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch?v=hH_IxNHda80&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com

 

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»  был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ»,  получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

 

Список использованной литературы и источников

 

1.    Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, [2] с.

2.    Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

3.    Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.:  Азбука, 2015. – 320 с. – ил.

4.    Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. – 336 с.

5.    Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.

6.    https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/07-01-2003/34229-rodionov-0/

7.    http://www.pravoslavie.ru/46670.html

8.    https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/

9.    https://www.youtube.com/watch?v=hH_IxNHda80

 

 

Приложение  1

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

 

 

Как показан героизм – высшая степень патриотизма?

 

 

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

 

 

 

  

Приложение 2

Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом


Приложение 2 "Эпизоды для работы с текстом"
DOCX / 19.68 Кб

Приложение 3 

Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.


Презентация к уроку
PPTX / 31.41 Мб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (3)

Никитина Людмила Анатолиевна, 12.02.18 в 21:56 1Ответить Пожаловаться
Ваш урок очень интересен, насыщен яркими методическими приёмами, что делает его современным. Поздравляю с победой в конкурсе!
Соколова Анна Гарибальдиевна, 13.02.18 в 09:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку моей работы!
Соколова Анна Гарибальдиевна
Комментарий был удалён пользователем 13 фев 2018 в 09:16
Савельева Лариса Евгеньевна, 13.02.18 в 19:30 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе! Урок замечательный!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.