Урок 17 (с. 28 - 39)
Тема |
|
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения |
Личностные результаты |
Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [и]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы И, и. Пословица; значение слова |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. http://planuroka.ru/archives/1564/ |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
II. Речевая разминка. Игра-сказка |
Коллективная. Словесный, практический. Игра |
– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем. – Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья |
Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту |
Анализируют смысл сказки. Соотносят сюжет сказки и свои действия |
Коллективный. Выполнение движений языком |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III. Постановка учебной задачи. |
Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки |
– Отгадайте загадку: В узкий глазок вдета тонкая нитка – И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик… – С какого звука начинается отгадка? – Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? |
Слушают загадку, называют отгадку: – Иголка. – Звук [и]. – Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей |
Совместно с учителем формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29) |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа |
– Рассмотрите схему слова иголка. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Что вы можете сказать о втором слоге? – Что вы можете сказать о третьем слоге? |
Рассматривают схему. – Три слога. – Второй. – Один звук – [и]. – Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол]. – В третьем – слияние согласного с гласным [ка] |
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделяют звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова |
Фронтальный. Устные ответы. Слого-звуковой анализ слова |
2. Знакомство со звуком [и] и буквой И
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование |
– Еще раз произнесите первый слог. – Сколько в нем звуков? – Какой это звук? – Почему? –Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты |
– [и]. – Один. – Гласный. Объясняют. Слушают учителя |
Наблюдают над особенностями произнесения звука [и]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [и] гласный. Проводят ассоциации |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, моделирование буквы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И. (Учитель показывает карточку с буквами И, и.) – Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа? Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. – Сколько здесь дощечек? – Три! – А какая буква? – И! Е. Тарлапан Буква И наискосок Примеряла поясок. Сверху вниз его тянула — К правой ножке пристегнула. Г. Ванюхина – Выложите букву И из счетных палочек |
Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворения. Выкладывают из счетных палочек букву И |
Моделируют букву |
|||
3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание |
Индивидуальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная? |
Читают стихотворение, находят букву И в словах, называют |
Узнают, сравнивают |
Индивидуальный. Чтение |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. |
Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Дидактическая игра «Кто больше?» |
Коллективная. Словесный. Дидактическая игра |
– Кто назовет больше всех слов – Определите место звука [и] – Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? |
Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова. – Мягко |
Слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и] |
Коллективный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём. Дальше мы пешком пойдём |
Выполняют движения по тексту |
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 28) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ |
– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»? – Расскажите о своем лучшем друге. – Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»? |
Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге |
Раскрывают смысл пословицы. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба» |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ, лексическое значение слов |
– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?» – Сколько букв И в пословице? |
Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их |
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают букву И |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
||
2. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28) |
Групповая. Словесный, практический |
– Кого вы видите на рисунке? – Опишите, как он одет. – С кем беседует Иван-царевич? – Кто обычно в сказках живет – Кого ищет Иван-царевич? – Придумайте предложение к схеме |
– Ивана-царевича. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту» |
Составляют рассказ |
Групповой. Рассказ по картинке, предложение |
3 Работа с «лентой букв» |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение |
– Гласные буквы располагаются на красном фоне. – А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков |
Характеризуют гласные А, О, И. Осуществляют классификацию по заданным критериям |
Фронтальный. Характеристика гласных А, О, И |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |