Урок 19 (с. 32 - 33)
Тема |
Гласный звук [ы], буква ы. |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения |
Личностные результаты |
Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение и рассказывают сказку |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Гласный звук [ы], строчная, печатная и письменная буквы ы |
Образовательные ресурсы |
Несколько воздушных шаров. Проволока |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку |
индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|||
II. Речевая разминка Повторение |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка |
– Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? – Проговорим скороговорку: У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны Растут ге-ор-ги-ны |
– Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с... – Ш-ш-ш… Проговаривают скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
Какой одинаковый звук есть в словах? Учитель показывает один шар – Что у меня в левой руке? в правой руке? – Установите сходство и различие слов: шар, шары. – Произнесите слова: шар, шары. Чем второе слово отличается от первого? – Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ы] и буквой, обозначающей его на письме |
Рассматривают шары. – Шар. – Шары. – Сходство: один – Звук [ы] |
Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33) |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа |
– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуковой анализ. – Звук [ы] выделяется протяжным произнесением из слияния ры. Это гласный звук |
Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод |
Выделяют звук [ы] Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный |
Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ |
2. Знакомство |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы. – Найдите букву ы на «ленте букв». Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. – На что похожа буква ы? – Выложите букву ы из проволоки |
Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву ы |
Находят букву ы |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с рисунком (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Беседа, работа |
– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук |
– Мыши, сыр, часы |
Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове |
Фронтальный. Устные ответы, правильно читают |
4. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференцированное задание |
Коллективная. Словесный. Чтение, беседа |
– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32) – Что вы узнали о ней? – Прочитайте стихотворение – Найдите слоги со звуком [ы]. – Дома выучите стихотворение |
– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука. – ны, -ры, -вы. |
Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву |
|
5. Работа с пословицей
|
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Какие обязанности есть у ученика? |
Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя |
Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. Высказывают свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?» Строят высказывания о своём отношении к учебному труду |
Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, |
Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать |
||||
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Где на «ленте букв» расположена буква ы? Почему? |
– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная |
Определяют место изученной буквы Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] |
Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |