Урок 20 (с. 34 - 35)
Тема |
Гласный звук [ы], буква ы. Учение - это труд. Обязанности ученика |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения |
Личностные результаты |
Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение и рассказывают сказку |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Гласный звук [ы], строчная, печатная и письменная буквы ы |
Образовательные ресурсы |
Несколько воздушных шаров. Игрушечные медведь и мышка. Проволока |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку |
индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|||
II. Повторение |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
_ Что произносили? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят слова? - Из чего состоят слоги? - На какие звуки делятся слоги? - Что вы знаете о гласных звуках? о согласных? |
Повторяют изученные звуки |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
Какой одинаковый звук есть в словах? – Соотнесите схемы к словам – Сегодня мы с вами повторим звук [ы] и букву, обозначающей его на письме |
Проговаривают слова и находят лишнее слово – Звук [ы] |
Наблюдают за Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка
|
Коллективная. Практический |
«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления Строят высказывания о своём отношении к учебному труду |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактическое упражнение |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, дидактическое упражнение, беседа |
– Какая разница между словами кукла и куклы? Придумайте предложения с этими словами. – Придумайте пары к словам: машина, корзина, игра |
– Одна, много. Придумывают предложения. – Машины, корзины, игры |
Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов |
Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова |
2. Словообразование. Дидактическая игра «Кто больше?» |
Парная. Словесный, практический, наглядный. Игра, беседа |
Учитель показывает медведя – Как мишку превратить в мышку? – Кто больше придумает слов |
– Заменить в слове букву и на ы. Придумывают слова |
Наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков (мишка – мышка). Осуществляют словообразование. Контролируют свои действия при решении познавательной задачи |
Парный. Придумывание слов |
Физкультминутка
|
Коллективная. Практический |
Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать |
Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 35) |
Парная. Словесный, практический. Беседа, рассказ |
– Иллюстрации к какой русской сказке вы видите? – Назовите все слова, в которых есть звук [ы]. – Расскажите сказку по картинкам |
– «Курочка Ряба» – Мышка, была |
Составляют рассказ |
Парный. Рассказ сказки |
4. Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Где на «ленте букв» расположена буква ы? Почему? |
– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная |
Определяют место изученной буквы Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] |
Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |