МОУ "Урусовская СОШ"
Учитель Родькина Надежда Николаевна
2014 год
Русский язык в 5 классе
Тема урока: Гласные и, у, а после шипящих.
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
- Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем: "Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У меня все получается. У меня все хорошо получается. У меня всегда все хорошо получается. Я счастлив."
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем отправимся? Посмотрите на доску (в презентации изображение вагончиков). Верно и на веселом паровозике. А до какой станции?
II. Актуализация и пробное учебное действие.
Чтоб ход паровозу набрать,
Слово Вам предстоит прочитать.
Я думаю, это нетрудный вопрос:
Слово сложи из веселых колес (щ, н, о, ч, и, а).
- До станции Чащино.
- Мы подъехали к станции "Вспоминай-ка".
- Посмотрите сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет с нами (в..сна, цв...ты, тр...ва, д...жди, в...да, гр....чи). Спишите слова, поставьте в словах ударения, отметьте проверяемую гласную.
- Все в вагоны! Мы отправляемся на станцию "Узнавай-ка". Послушайте стихотворение.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ,
С буквой И всегда пиши.
Жирафы, мыши и моржи.
- Кто догадался как звучит тема нашего урока? Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.
- Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ? (таблица в презентации "ЖИ пиши с И".)
III. Работа с текстом.
1. Выпишите слова с сочетанием ЖИ,ШИ, выделите графически орфограмму.
- Животные появились на Земле очень давно. Древние животные были громадными и страшными. Эти великаны питались травой, водорослями или другими животными. И сейчас на Земле живут их дальние родственники. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи.
Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными друзьями и помощниками. Собаки охраняли его и помогали охотиться, на лошади человек ездил, перевозил грузы, пахал, корова давала молоко, пчёлы – мёд. А из оленьих рогов и змеиного яда люди научились делать лекарство.
Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайтесь за всю свою жизнь не погубить ни одного живого существа, пусть ваше сердечко будет добрым ко всему, что бегает, прыгает, плавает, летает, ходит и ползает. (учитель организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся).
Взаимопроверка.
IV. Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
V. Закрепление.
- Остановка "Словознай-ка". Дети вставляют карточки с правописанием ЖИ, ШИ.
VI. Творческая, практическая деятельность.
В презентации красочное изображение лесной полянки.
- Станция Чащино. Ребята мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названии которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?
- Придумайте слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
VII. Самостоятельная работа.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу успешной работы.
У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький.
Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова? Назовите слова, в которых вы применили правила сегодняшнего урока? Придумайте слова, где эта орфограмма встречается в середине слова, в начале, в конце.
Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.
1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.
Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.
2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
3 уровень.
Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….
Молодцы!
VIII. Рефлексия.
- На наше дерево вы можете повесить шары. Если вы усвоили правило лучше, чем в начальной школе - повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным - то синие шары.
Большое спасибо вам за урок.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь — это ж просто.
Лучик солнца — это вам.
Использованная литература.
1. Н.В. Егорова "Поурочные разработки по русскому языку 5 класс". М, Просвещение, 2014 год.
2. Г.В. Цветкова "Русский язык 5 класс. Технологические карты." Волгоград, "Учитель", 2014 год.
3. http: //www. zavuch.info
4. http: //www. festival.1september.ru