Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Гласные о, е, ё после шипящих в разных частях слова»

1
1
Материал опубликован 20 November 2019

МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа»

Суксунского района Пермского края



Технологическая карта

урока русского языка в 7 классе

«Гласные о, е, ё

после шипящих

в разных частях слова»



Разработчик: Рогожникова Алевтина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Поедуги, 2017



Тема урока: Гласные о, е, ё после шипящих в разных частях слова

Цель урока: формирование способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением алгоритма, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, основных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний. 

Предполагаемые результаты урока:

Личностные: принятие и более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, систематизации и обобщения в ходе создания алгоритма.

Предметные: используя продуктивные задания, обобщить сведения о правописании гласных о, е, ё после шипящих и ц в разных морфемах, создать алгоритм - опору для правильного написания слов с одной из самых сложных орфограмм русского языка.


Этап урока

Задачи

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Эмоциональный настрой на работу.

Метод «Ассоциации»:

К – красота…

О – организованность…

М – мама…

Ф – фантазия…

О –  отдых…

Р –  радость…

Т– тепло…

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

Подготовка рабочего места, эмоциональный настрой на работу. Участие в диалоге с учителем

Учащиеся подбирают слова, начинающиеся с указанной буквы

Познавательные: принятие учебно-познавательной задачи.

Регулятивные: планирование необходимых действий и операций

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

Создает затруднение в индивидуальной деятельности, связанное с необходимостью систематизации изученных способов действий: от частного – к общему

Запись на слайде:

Девчёнка печот пирожёк с пунцёвым крыжёвником.


Выполнение заданий и ответы на вопросы учителя:

- Обратите внимание на запись. Что – то не так? Кто исправит?

- Какое правило объединяет эти слова? Сформулируйте его.

Личностные: осознание ответственности за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи

Познавательные: умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности

3.Постановка учебной задачи

Подготовка мышления учащихся и осознание ими учебной задачи

Организует деятельность учеников по исследованию учебной ситуации; ставит совместно с детьми учебные задачи.

- Что вызвало затруднение при выполнении предложенного задания?

- Почему?

-Какие орфографические правила регулируют написание подобных примеров?


Вспоминают все орфографические правила, изученные в 5-7 классах

Исследуют ситуацию и предлагают способ действия

Личностные: осознание своих трудностей и стремление их преодолеть

Познавательные: установлении причинно-следственных связей

Регулятивные: понимание необходимости обобщения большого объёма знаний

4. Построение проекта выхода из затруднения

выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез (моделирование информации новым способом)

Ставит перед детьми вопрос: «Как имеющуюся информацию сделать компактной?»

Предлагает способ систематизации информации.

В завершении этапа устанавливает, что учебная задача разрешена. 


Планируют и корректируют свою деятельность по составлению алгоритма по теме, работая в группах.

Представляют итоги работы (алгоритм)


Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями

Познавательные: установлении причинно-следственных связей

Регулятивные: планирование необходимых действий

5.Первичное закрепление

Формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности.

Организует коммуникативное взаимодействие;

Организует проговаривание во внешней речи сконструированный плана действий (новый способ) с его обоснованием;

организует взаимопроверку.

Ознакомившись с опытом работы Натальи Романовой из Санкт – Петербурга, предлагаю воспользоваться её методикой изучения данного материала: просто и понятно, удобно школьникам.

Представляют итоги работы (алгоритм)


Познавательные: структурирование изученного материала

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Самопроверка усвоения способов действий, на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Организует выполнение самостоятельной работы для учащихся самопроверку и фиксацию результатов;

создает ситуацию успеха (для слабых –яркие схемы –шпаргалки), способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. 

Выполнение тренировочных упражнений:

Эстафета «Исправь ошибки!»

Инструктажом, пропажой, ношой, обобщённый, обогащонный, моржом, рассерженный, стужой, испечонный, тушонка, печом, горячо, грушей, медвежёнок, речонка, выкорчовывать.


Познавательные: приобретают умения использовать алгоритм в практической деятельности

Регулятивные: самооценка своей работы, исправление ошибок

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Включение в систему знаний и повторение

Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике.

Организует выполнение заданий, в которых требуется применить изучаемые способы действия в систему знаний;

организует проверку и получает обратную связь.

Один ученик готовясь к олимпиаде по русскому языку, работает со словарями.

Рассказ об обратном словаре (с ним сталкиваемся редко!)

Работа с толковым словарём Ожегова

-Что объединяем все эти слова? Как вы думаете, какими из этих профессий можно овладеть в наши дни? А какими нельзя? Почему?




Непростое задание «Соберём мозаику» для «сильных»


Должно получиться: Влечёт камышовый шёпот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе чёрной извилистой лентой.

Для других - отгадайте загадки.

Отгадки – слова с шипящей. Отгадайте слово и объясните орфограмму.

1. Он – отросток боковой,

Вырос и молчок.

Никогда густой листвой

Не шумит… (сучок)

2. Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок,

Музыканта звать… (сверчок)

3.На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке-

Породы ежовой (Крыжовник).

4.Вкус его, как у конфет,

Но у него начинки нет,

В фольге он плиткою лежит.

На что сластена так глядит? (Шоколад)

5.У иголочки шажок

Называется …(стежок)

6.Горбат, не носит одежонок,

Живет в пустыне…(верблюжонок)

1)Работа с интерактивными тренажёрами (дифференцированная) из Интернета

2) Работа со словарями, составление предложений по схеме.

Выберите два слова из обратного словаря:

монтажёр

дирижёр

коммивояжёр

ретушёр

С любыми 2 составьте предложения по схеме:

сущ. И.п сущ. И.п.

[ - ].

В работе вам поможет толковый словарь

Соберём мозаику

Из предложений, приведенных ниже, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.

1) Юношу влеч…т наука. (Сказуемое)

2) Охотничья тропка растворилась в камыш…вых джунглях. (Определение в форме мн. ч. П.п. поставьте в форму И.п. ед.ч., м.р.)

3) В тайге был слышен таинственный ш…пот и ш…рох. (Однородные подлежащие)

4) К реке, текущей бурным потоком, подошла группа туристов. (Словосочетание, в котором главное слово - сущ. с предлогом, а зависимое - причастие)

5) Вдоль ш…ссе раскинулись необъятные просторы полей. (Обстоятельство, выраженное сущ. с наречным предлогом)

6) Ч…рной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (Определение, выраженное прилагательным в форме ж.р., ед.ч., Т.п.)

7) По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (Словосочетание сущ. +прил. в форме ж.р., ед.ч., Т.П.)

Познавательные: приобретают умения использовать алгоритм в практической деятельности

Регулятивные: самооценка своей работы, исправление ошибок

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.Рефлексия

деятельности

(чемодан, мясорубка корзина для мусора)


Самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.

Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся.

Организует фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности в речи. Организует самооценку деятельности на уроке

Организует определение дифференцированного домашнего задания


Рассматривают рисунок и выбирают предмет: чемодан – всё пригодится в дальнейшем; мясорубка – информацию переработаю, корзина – всё выброшу.

Регулятивные: оценивание своей деятельности

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Алевтина, спасибо за материал.

24 December 2019

Похожие публикации