Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Гласные о, е, ё после шипящих в разных частях слова»
МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа»
Суксунского района Пермского края
Технологическая карта
урока русского языка в 7 классе
«Гласные о, е, ё
после шипящих
в разных частях слова»
Разработчик: Рогожникова Алевтина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Поедуги, 2017
Тема урока: Гласные о, е, ё после шипящих в разных частях слова
Цель урока: формирование способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением алгоритма, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации
Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, основных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний.
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: принятие и более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, систематизации и обобщения в ходе создания алгоритма.
Предметные: используя продуктивные задания, обобщить сведения о правописании гласных о, е, ё после шипящих и ц в разных морфемах, создать алгоритм - опору для правильного написания слов с одной из самых сложных орфограмм русского языка.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Эмоциональный настрой на работу. Метод «Ассоциации»: К – красота… О – организованность… М – мама… Ф – фантазия… О – отдых… Р – радость… Т– тепло… - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) | Подготовка рабочего места, эмоциональный настрой на работу. Участие в диалоге с учителем Учащиеся подбирают слова, начинающиеся с указанной буквы | Познавательные: принятие учебно-познавательной задачи. Регулятивные: планирование необходимых действий и операций |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности | Создает затруднение в индивидуальной деятельности, связанное с необходимостью систематизации изученных способов действий: от частного – к общему. Запись на слайде: Девчёнка печот пирожёк с пунцёвым крыжёвником. | Выполнение заданий и ответы на вопросы учителя: - Обратите внимание на запись. Что – то не так? Кто исправит? - Какое правило объединяет эти слова? Сформулируйте его. | Личностные: осознание ответственности за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи Познавательные: умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности |
3.Постановка учебной задачи | Подготовка мышления учащихся и осознание ими учебной задачи | Организует деятельность учеников по исследованию учебной ситуации; ставит совместно с детьми учебные задачи. - Что вызвало затруднение при выполнении предложенного задания? - Почему? -Какие орфографические правила регулируют написание подобных примеров? | Вспоминают все орфографические правила, изученные в 5-7 классах Исследуют ситуацию и предлагают способ действия | Личностные: осознание своих трудностей и стремление их преодолеть Познавательные: установлении причинно-следственных связей Регулятивные: понимание необходимости обобщения большого объёма знаний |
4. Построение проекта выхода из затруднения | выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез (моделирование информации новым способом) | Ставит перед детьми вопрос: «Как имеющуюся информацию сделать компактной?» Предлагает способ систематизации информации. В завершении этапа устанавливает, что учебная задача разрешена. | Планируют и корректируют свою деятельность по составлению алгоритма по теме, работая в группах. Представляют итоги работы (алгоритм) | Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями Познавательные: установлении причинно-следственных связей Регулятивные: планирование необходимых действий |
5.Первичное закрепление | Формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности. | Организует коммуникативное взаимодействие; Организует проговаривание во внешней речи сконструированный плана действий (новый способ) с его обоснованием; организует взаимопроверку. Ознакомившись с опытом работы Натальи Романовой из Санкт – Петербурга, предлагаю воспользоваться её методикой изучения данного материала: просто и понятно, удобно школьникам. | Представляют итоги работы (алгоритм) | Познавательные: структурирование изученного материала Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму | Самопроверка усвоения способов действий, на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. | Организует выполнение самостоятельной работы для учащихся самопроверку и фиксацию результатов; создает ситуацию успеха (для слабых –яркие схемы –шпаргалки), способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполнение тренировочных упражнений: Эстафета «Исправь ошибки!» Инструктажом, пропажой, ношой, обобщённый, обогащонный, моржом, рассерженный, стужой, испечонный, тушонка, печом, горячо, грушей, медвежёнок, речонка, выкорчовывать. | Познавательные: приобретают умения использовать алгоритм в практической деятельности Регулятивные: самооценка своей работы, исправление ошибок Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Включение в систему знаний и повторение | Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике. | Организует выполнение заданий, в которых требуется применить изучаемые способы действия в систему знаний; организует проверку и получает обратную связь. Один ученик готовясь к олимпиаде по русскому языку, работает со словарями. Рассказ об обратном словаре (с ним сталкиваемся редко!) Работа с толковым словарём Ожегова -Что объединяем все эти слова? Как вы думаете, какими из этих профессий можно овладеть в наши дни? А какими нельзя? Почему? Непростое задание «Соберём мозаику» для «сильных» Должно получиться: Влечёт камышовый шёпот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе чёрной извилистой лентой. Для других - отгадайте загадки. Отгадки – слова с шипящей. Отгадайте слово и объясните орфограмму. 1. Он – отросток боковой, Вырос и молчок. Никогда густой листвой Не шумит… (сучок) 2. Целый день он спать не прочь, Но едва наступит ночь, Запоет его смычок, Музыканта звать… (сверчок) 3.На ветке – конфетки С начинкой медовой, А кожа на ветке- Породы ежовой (Крыжовник). 4.Вкус его, как у конфет, Но у него начинки нет, В фольге он плиткою лежит. На что сластена так глядит? (Шоколад) 5.У иголочки шажок Называется …(стежок) 6.Горбат, не носит одежонок, Живет в пустыне…(верблюжонок) | 1)Работа с интерактивными тренажёрами (дифференцированная) из Интернета 2) Работа со словарями, составление предложений по схеме. Выберите два слова из обратного словаря: монтажёр дирижёр коммивояжёр ретушёр С любыми 2 составьте предложения по схеме: сущ. И.п сущ. И.п. [ - ]. В работе вам поможет толковый словарь Соберём мозаику Из предложений, приведенных ниже, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы. 1) Юношу влеч…т наука. (Сказуемое) 2) Охотничья тропка растворилась в камыш…вых джунглях. (Определение в форме мн. ч. П.п. поставьте в форму И.п. ед.ч., м.р.) 3) В тайге был слышен таинственный ш…пот и ш…рох. (Однородные подлежащие) 4) К реке, текущей бурным потоком, подошла группа туристов. (Словосочетание, в котором главное слово - сущ. с предлогом, а зависимое - причастие) 5) Вдоль ш…ссе раскинулись необъятные просторы полей. (Обстоятельство, выраженное сущ. с наречным предлогом) 6) Ч…рной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (Определение, выраженное прилагательным в форме ж.р., ед.ч., Т.п.) 7) По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (Словосочетание сущ. +прил. в форме ж.р., ед.ч., Т.П.) | Познавательные: приобретают умения использовать алгоритм в практической деятельности Регулятивные: самооценка своей работы, исправление ошибок Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7.Рефлексия деятельности (чемодан, мясорубка корзина для мусора) | Самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия. | Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся. Организует фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности в речи. Организует самооценку деятельности на уроке Организует определение дифференцированного домашнего задания | Рассматривают рисунок и выбирают предмет: чемодан – всё пригодится в дальнейшем; мясорубка – информацию переработаю, корзина – всё выброшу. | Регулятивные: оценивание своей деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Галина Меркулова