12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Балакирева Татьяна Анатольевна169
Россия, Приморский край, Владивосток
3

Конспект урока по теме: «Гласные после шипящих. Гласные о-е после шипящих в корне слова»



Цель: формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих; повторить орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих», познакомить с орфограммой «Правописание о-е после шипящих в корне слова»

Презентация к уоку

Ход урока:

Разминка. (Слайд 2)

- прочитайте. Найдите ошибки. Запишите предложение в исправленном виде, разберите его.

Шыла вмишке неутаиш.

 

- Посмотрите на тему урока. Какое правило правописания гласных после шипящих встретилось вам в предложении?

- Почему возникает эта орфограмма? (Гласный находится в слабой позиции после шипящего)

Как графически правильно обозначить эту орфограмму?

Лексический диктант ( 3 человека на закрытой доске) – слайд 3

- Кто знает больше слов? (Учитель дает толкование, а дети записывают одним словом, графически обозначают орфограмму)

Цветок желтого цвета, растущий на озерах, реках. (Кувшинка)

Снег в форме причудливого кристалла. (Снежинка)

Глухой частый лес ( Чаща, чащоба)

Крестьянин, пасущий овец в южных районах ( Чабан)

Старинная посуда в форме полушария (Чаша)

Сжимать веки (Щуриться)

Вянущий, болезненный, слабый (Чахлый)

Забор из тесно вбитых кольев (Частокол)

Волшебник, колдун ( Чародей)

След в памяти (Впечатление)

Орган осязания, хватания у некоторых насекомых (Щупальце)

Кто вспомнит три исключения в правописании слов после Ж и Ш? (Слайд 4)

- Что они означают?

- Запишите предложение, в котором есть все три слова-исключения.

Жюри была представлена новая брошюра о развитии парашютного дела в России.

- Выполните морфемный разбор слова «парашютного»

4. - Для чего нужно уметь выделять морфемы в словах? ( Слайд 5)

- Почему в «щетке» -ё, а в «трещотке» - о ?

( Эти два слова подчиняются разным правилам. Щетка – проверочное щетина, а в «трещотке» треск – корень, а ОТК – суффикс)

Прочитайте § 41, верны ли ваши догадки?

Посмотрите графическое обозначение этой орфограммы на стр. 130 «Практики»

Словарная работа (Слайд 6)

Закрепление материала ( Слайд 7)

- Запишите однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какой звук слышится после шипящих под ударением? Какой буквой обозначается?

Жёлтый – желтизна

Жёрдочка – жердь

Шёпот – шептать

Шёлк – шелка

Чёрствый –черстветь

- Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих ( Слайд 8)

Образец: пчелиный – пчёлы

Причесаться

Учебный

Шерстяной

Шелковистый

Желтеть

Чернеть

Черта

Бечева

Дешевле

Подведение итогов.( Слайд 9)

Что нового вы узнали на уроке?

Запишите свой ответ в тетрадь (ответ должен быть полным)

Домашняя работа. (Слайд 10)

Использованная литература:

Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004

Русский язык. Практика. 5 класс.Купалова А. Ю. и др. М.: Дрофа, 2010

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.