12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аитова Марина Сергеевна75

t1686135843aa.gif


 


 


 

t1686135843ab.gif

Тема урока: «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Тип урока

Урок открытия нового знания .

Цель:

 

 

Задачи:

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

 

познакомить с орфограммой «Буквы О/Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»

освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

 

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать правильность выполнения задания.

Соотносить собственный ответ с предложенным.

Коммуникативные УУД

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Аргументировать выбор буквы.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Группировать слова по заданному основанию.

Предметные:

Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове, распределять слова по заданному основанию.

Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Использовать в речи речевые единицы, сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова.


 

Ход урока

 

Мотивация к учебной деятельности.

С помощью картинок и слов соберите высказывание (Слайд 1, 2)

Ключом к любой науке является вопросительный знак

- Как вы понимаете это высказывание? Чем оно может помочь на уроке?

 

Актуализация знаний

Минутка чистописания:(Слайд 3)

Букву «П» перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получили букву ...Ц

 

Очень часто под окошко

Воробьишки прилетают,

Очень шумно и дотошно

Эту букву обсуждают! Ч

 

Для шипенья хороша

В алфавите буква ...Ш

 

Не получится борща,

Если нет в нем буквы ...Щ

 

Целый час жужжит уже

На цветочке буква .. Ж

 

- Как называются звуки, которые обозначаются этими звуками?

- Орфографическая минутка (Слайд 4)

- Обозначение звука [о] после шипящих и ц – это орфограмма, вы умеете ее проверять в корне. Какое правило помогает в этом?

- Запишите под диктовку слова, обозначьте орфограмму.

Шёлк, крыжовник, жёлтый, чёлка, шорох, шорты, расчёска

- Проверьте правильность выполнения (Слайд 5), докажите правильность написания, затем оцените свою работу.

 

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(Слайд 6, 7, 8)

- Прочитайте стихотворение:

Я нарисую март карандаш…м.
Прозрачным, призрачным пейзаж…м
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисаж…м.

 

- Объясните значения слов пейзаж, вернисаж

- В каких словах есть орфограмма «звук [о] после шипящих»? (Слайд 9)

- Какую букву надо писать на месте пропуска? Запишите эти слова в тетрадь карандашом

(дети предлагают варианты и фиксируют затруднение)

 

Выявление места и причины затруднения

 

- Чем отличаются слова от тех, которые писали ранее? (орфограмма в окончании)

- Почему разошлись мнения в написании буквы?

 

Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте тему урока и цели (Слайд 10, 11, 12)

- Поработаем с рубрикой «Давай подумаем» (Слайд 13)

- Прочитайте пары слов, попробуйте определить закономерность в написании букв О, Е (буква О под ударением)

 

VI. Реализация построенного проекта

- Какой вывод вы можете сделать?

- Проверим себя по учебнику. Прочитайте название блока и тему, затем рубрику «Тайны языка»

- Мы оказались правы? Это открытие?

- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм. (Слайд 14)

- Какое же новое знание мы открыли?

 

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упр. 1 стр. 70

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова в два столбика, объясняют орфограмму.

Упр. 2 – работа в парах с самопроверкой по эталону (Слайд 15)

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 16)

Упр. 4 стр. 71

 

Задание для группы (карточка)

 

Приход весны приветствуем с … . Солнышко озаряет

землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.

Они свили гнездо под … сарая. Очень скоро над … ребята увидят своих новых соседей!

Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш

 

- Назовите слова на изученную орфограмму.

 

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (Слайд 17)

 

Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

Смогли на него ответить?

Подведение итогов и самооценка работы (Слайд 18, 19)

 

Домашнее задание: правило наизусть, упр. 2

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пt1686135843ac.gif риход весны приветствуем с … . Солнышко озаряет

землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.

Они свили гнездо под … сарая. Очень скоро над … ребята увидят своих новых соседей!

 

Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш


 

 

 

 

t1686135843ac.gif

 

Приход весны приветствуем с душой. Солнышко озаряет

землю своим теплым лучом. Колокольчики ландышей звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют вестницей весны.

Они свили гнездо под крышей сарая. Очень скоро над дачей ребята увидят своих

новых соседей!


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 07.06.23 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Марина Сергеевна, спасибо за публикацию. Было бы здорово, если бы Вы добавили презентацию к уроку.
Селиванова Галина Геннадьевна, 08.06.23 в 13:33 0Ответить Пожаловаться
Марина Сергеевна, спасибо! Мне понравились групповые задания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.