Конспект урока «Гласные О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»
Тема урока: «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»
Тип урока |
Урок открытия нового знания . |
Цель:
Задачи: |
Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
познакомить с орфограммой «Буквы О/Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц» освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
|
Планируемые результаты |
Метапредметные: Личностные УУД: Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше». Регулятивные УУД Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Контролировать правильность выполнения задания. Соотносить собственный ответ с предложенным. Коммуникативные УУД Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Аргументировать выбор буквы. Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Группировать слова по заданному основанию. Предметные: Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Устанавливать место и тип орфограммы в слове, распределять слова по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Использовать в речи речевые единицы, сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова. |
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
С помощью картинок и слов соберите высказывание (Слайд 1, 2)
Ключом к любой науке является вопросительный знак
- Как вы понимаете это высказывание? Чем оно может помочь на уроке?
Актуализация знаний
Минутка чистописания:(Слайд 3)
Букву «П» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получили букву ...Ц
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают! Ч
Для шипенья хороша
В алфавите буква ...Ш
Не получится борща,
Если нет в нем буквы ...Щ
Целый час жужжит уже
На цветочке буква .. Ж
- Как называются звуки, которые обозначаются этими звуками?
- Орфографическая минутка (Слайд 4)
- Обозначение звука [о] после шипящих и ц – это орфограмма, вы умеете ее проверять в корне. Какое правило помогает в этом?
- Запишите под диктовку слова, обозначьте орфограмму.
Шёлк, крыжовник, жёлтый, чёлка, шорох, шорты, расчёска
- Проверьте правильность выполнения (Слайд 5), докажите правильность написания, затем оцените свою работу.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
(Слайд 6, 7, 8)
- Прочитайте стихотворение:
Я нарисую март карандаш…м.
Прозрачным, призрачным пейзаж…м
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисаж…м.
- Объясните значения слов пейзаж, вернисаж
- В каких словах есть орфограмма «звук [о] после шипящих»? (Слайд 9)
- Какую букву надо писать на месте пропуска? Запишите эти слова в тетрадь карандашом
(дети предлагают варианты и фиксируют затруднение)
Выявление места и причины затруднения
- Чем отличаются слова от тех, которые писали ранее? (орфограмма в окончании)
- Почему разошлись мнения в написании буквы?
Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте тему урока и цели (Слайд 10, 11, 12)
- Поработаем с рубрикой «Давай подумаем» (Слайд 13)
- Прочитайте пары слов, попробуйте определить закономерность в написании букв О, Е (буква О под ударением)
VI. Реализация построенного проекта
- Какой вывод вы можете сделать?
- Проверим себя по учебнику. Прочитайте название блока и тему, затем рубрику «Тайны языка»
- Мы оказались правы? Это открытие?
- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм. (Слайд 14)
- Какое же новое знание мы открыли?
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упр. 1 стр. 70
Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова в два столбика, объясняют орфограмму.
Упр. 2 – работа в парах с самопроверкой по эталону (Слайд 15)
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 16)
Упр. 4 стр. 71
Задание для группы (карточка)
Приход весны приветствуем с … . Солнышко озаряет
землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.
Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.
Они свили гнездо под … сарая. Очень скоро над … ребята увидят своих новых соседей!
Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш
- Назовите слова на изученную орфограмму.
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (Слайд 17)
Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
Смогли на него ответить?
Подведение итогов и самооценка работы (Слайд 18, 19)
Домашнее задание: правило наизусть, упр. 2
П риход весны приветствуем с … . Солнышко озаряет
землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.
Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.
Они свили гнездо под … сарая. Очень скоро над … ребята увидят своих новых соседей!
Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш
Приход весны приветствуем с душой. Солнышко озаряет
землю своим теплым лучом. Колокольчики ландышей звенят в зеленой роще.
Прилетели ласточки. Этих птиц называют вестницей весны.
Они свили гнездо под крышей сарая. Очень скоро над дачей ребята увидят своих
новых соседей!
Голдина Лилия Вильевна
Селиванова Галина Геннадьевна