Методические разработки по чтению для 1 класса «Гласный звук [а], буквы А. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения»
Урок 13 (с. 20 - 21)
Тема |
Гласный звук [а], буквы А. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки |
Личностные результаты |
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [а], буква А, печатные и письменные, заглавные (прописные, большие) и строчные (маленькие) буквы, «лента букв», пословица, русские народные сказки |
Образовательные ресурсы |
Схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Счетные палочки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, |
Приветствуют учителя. Организуют свое |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Фронтальный. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Слово учителя |
А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку |
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
на слова учителя |
Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Работа с пословицей «Азбука |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Какой учебник лежит у вас перед глазами? – Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? – Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? |
– Азбука. Слушают пословицу, выполняют задание учителя. – С буквой А |
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
ПОВТОРЕНИЕ |
|
Повторяют пройденный материал |
Дают полные ответы |
Фронтальный. Устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21)
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя |
Показывает картинку с изображением астры. – Что изображено на картинке? – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? – Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? – Найдите букву А на «ленте букв» |
– Астра. – [a]. Произносят звук [a] – Гласный. – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград,звук [a] поем. Высказывают свои пред-положения. Находят букву А на «ленте букв» |
Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] |
Фронтальный. Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы |
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек |
Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А |
– Из счетных палочек выложите букву А |
Выкладывают из счетных палочек букву А |
Моделируют букву |
Индивидуальный. Моделирование буквы |
Физкультминутка
|
Коллективная. Практический |
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём… Дальше мы пешком пойдём |
Выполняют движения |
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ |
– Рассмотрите картинку. Кто – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? – Какую букву изучают звери? – Составьте предложение по схеме. – Составьте рассказ «Лесная школа» |
– Звери в лесной школе. – Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. – Звери изучают букву А. (Звери учат азбуку.) Составляют рассказ |
Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Гласный звук [а], буквы А, а |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? – Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А? – Звук [а] гласный или согласный? Почему? – Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. – Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. – Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука |
Слушают стихотворение. Называют слова, начинающиеся на букву А – Гласный. Его можно петь Называют слова. |
Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах |
Фронтальный. Устные ответы. Называют слова, в которых звук [а] есть в начале, |
|
|||||
2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание |
Индивидуальный. Практический. Чтение стихотворения |
– Прочитайте стихотворение |
Дифференцированное задание выполняют читающие ученики |
Вырабатываются навыки чтения |
Индивидуальный. Правильное чтение стихотворения |
3. Работа с пословицами (учебник, с. 20) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Найдите буквы А в пословице. Сколько их? – Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение |
Находят буквы, считают их – 4. Высказывают свое мнение |
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения |
Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка для глаз
|
Коллективная. Практический |
Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Развитие речи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Расскажите , что изображено на картинке |
Составляют предложения по картинке |
Вырабатывается связная речь |
Устные ответы |
V. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились? – Какой звук она обозначает? – Понравился ли вам урок? – Какими красками вы бы его раскрасили? – До встречи в стране Букв! |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
PPSX / 6.99 МбБуква А
WMV / 2.1 Мб