Предварительный просмотр презентации
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Рыбкиной Н.В.
Международные исследования Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся 15-летнего возраста (выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.
Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только: Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только: – при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся; – переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях
Во втором десятилетии XXI в. «глобальные компетенции» стали рассматривать как один из видов функциональной грамотности, и международное исследование качества образования PISA в 2018 г. включило в объекты проверки глобальную компетентность (Global Competence) школьников, осенью 2020 г. результаты проведенного в 2018 г. исследования по направлению «глобальные компетенции» были представлены международной общественности.
Глобальная компетентность в исследовании PISA определяется как многомерная способность, которая включает в себя ряд компетенций: изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и содействовать коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Глобальная компетентность-это специфический обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацелен на формирование универсальных навыков.
Определению глобальной компетентности в международном исследовании качества образования PISA соответствуют четыре направления формирования и оценки «глобальных компетенций»: Определению глобальной компетентности в международном исследовании качества образования PISA соответствуют четыре направления формирования и оценки «глобальных компетенций»: 1. Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения; 2. Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других; 3. Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии; 4. Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию
Деятельность, направленная на формирование глобальной компетентности школьников, вносит вклад в • формирование российской гражданской идентичности обучающихся; • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций; • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; • разумное и безопасное использование цифровых технологий ; • применение обучающимися технологий совместной / коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада
Комплексное задание для 5 класса «Найдёныш» (5 заданий). Прочитайте текст и выполните задания 1-5. Найдёныш На прогулке пятиклассники увидели, как на углу улицы остановился автомобиль и из открывшейся дверцы на тротуар полетел странный чёрнобелый клубочек. Это был котёнок. Так владельцы автомобиля избавились от него. Дети подобрали котёнка и сделали всё, чтобы помочь ему. Маша и Серёжа стали звонить родителям: не разрешат ли они забрать найдёныша домой. Мама Маши сразу согласилась. Так пятиклассники спасли котёнка, а он нашёл настоящих хозяев.
1. Основываясь на информации текста, укажите, для чего дети подобрали котенка. Выберите верный ответ. 1) Дети подобрали котёнка, чтобы играть с ним. 2) Дети подобрали котёнка, чтобы покормить его. 3) Дети подобрали котёнка, чтобы рассказать о нём родителям. 4) Дети подобрали котёнка, чтобы спасти ему жизнь.
2. Возвращаясь домой, школьники обсуждали поступок владельцев автомобиля. Серёжа сказал: «В больших городах часто можно встретить бездомных животных – собак и кошек. Этим животным нужна помощь, их жизнь всегда находится под угрозой». Какие из следующих действий помогут решить проблему, о которой говорит Серёжа, а какие – не помогут?
Отметьте «Поможет решить проблему» или «НЕ поможет решить проблему» для каждого действия. Действие Поможет решить проблему Не поможет решить проблему Ввести запрет на жизнь бездомных животных в городах и сёлах Создавать приюты для бездомных животных Искать хозяев бездомным животным Ввести наказания за жестокое обращение с животными – домашними и бездомными Заботиться о редких и исчезающих видах животных Создавать зоопарки для экзотических пород животных
3. После события на прогулке школьники решили, что должны оказывать помощь животным. Старшая сестра Маши помогла им создать группу в одной из социальных сетей и разместить в ней сообщение: 3. После события на прогулке школьники решили, что должны оказывать помощь животным. Старшая сестра Маши помогла им создать группу в одной из социальных сетей и разместить в ней сообщение: Домашние животные нередко попадают на улицу и остаются без помощи по вине их хозяев. В некоторых государствах существуют законы, которые регулируют содержание домашних животных. В нашей стране такого закона пока нет. Давайте воздействовать на тех, кто безответственно относится к домашним животным! Давайте заботиться о бездомных собаках и кошках! Если ты не можешь завести домашнего питомца, стань волонтёром (добровольцем-помощником) в приюте для животных!
В комментариях к этому сообщению были высказаны критические замечания. Автор одного из них, пользователь с ником «Несогласный» написал, что не существует действий по защите животных, которые школьник может предпринять самостоятельно, без участия взрослых. В комментариях к этому сообщению были высказаны критические замечания. Автор одного из них, пользователь с ником «Несогласный» написал, что не существует действий по защите животных, которые школьник может предпринять самостоятельно, без участия взрослых. Какие из следующих высказываний вы можете использовать для опровержения мнения «Несогласного», а какие не можете?
Отметьте «Я могу использовать» или «Я НЕ могу использовать» для каждого высказывания. Высказывание Я могу использовать Я НЕ могу использовать Участвовать в защите животных могут и взрослые, и дети, но только разными способами Дети не зарабатывают деньги, они могут помочь бездомным животным только теми средствами, которые предоставили им взрослые Школьники могут высказать своё мнение, если сталкиваются с жестоким отношением к животным Заботу о собственном домашнем животном тоже можно считать участием в защите кошек и собак от жестокого обращения Законы о наказании за жестокое и безответственное отношение к животным принимают взрослые
4. Спасённый котёнок рос быстро. Но оказалось, что у Машиной подруги Веры аллергия на кошачью шерсть, и она не может приходить в гости к Маше и общаться с ней, как раньше. Вера чувствовала себя плохо, даже когда котёнка закрывали в одной из комнат. Дружба девочек могла оказаться под угрозой. Что вы посоветуете девочкам для того, чтобы они не прекратили своё общение? Дайте совет и обоснуйте его. Совет: Обоснование:
5. Когда в доме Маши появился котёнок, девочка спросила маму: «А почему ты сразу разрешила мне принести домой выброшенного котёнка? Ты даже не видела его. Он мог оказаться некрасивым, больным, мог просто не понравиться тебе». 5. Когда в доме Маши появился котёнок, девочка спросила маму: «А почему ты сразу разрешила мне принести домой выброшенного котёнка? Ты даже не видела его. Он мог оказаться некрасивым, больным, мог просто не понравиться тебе». Предположите, какой ответ могла дать мама Маши (выскажите два предположения). Предположение 1: Предположение 2:
Открытый банк заданий: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Система оценивания http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii