12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина51

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

 

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные государственные стандарты для начальной и основной школы (1 и 5-ые классы). В обновлённых стандартах сформулированы определённые требования к предметам всей школьной программы каждого уровня. Кроме того, ими предусмотрено личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и другие). Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA
Одной из самых важных является читательская функциональная грамотность, а основой ее формирования – смысловое чтение. Что же такое «смысловое чтение»?

Чтение –это многофункциональный процесс.С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объёмом информации.

Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учёбе.

С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.

И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека

 

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: 

а) просмотровое;

б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации);

в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

 

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Цель смыслового чтения –максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты: понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять и генерировать

 

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в

системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятны и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

 

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом

 

I этап. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).

На этом этапе работы с текстом решаютчя следующие цели:

Определение целей и задач чтения;

 

ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте

актуализация предшествующих знаний

диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий;

побуждение к чтению.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

тематику текста;

перечень поднимаемых в нем проблем;

ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, нацио­нальность и т. д.)?

Где и в какое время может происходить действие?

3. Сформулировать предположения о тематике текста на
основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомиться с новой лексикой и определить темати­ку/проблематику текста на основе языковой догадки.

Учащимся предъявлены новые слова.

Задача учащихся — определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.

6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста

 

 II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: понимание текста на уровне содержания.

1.Первичное чтение текста. 

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

 

Виды анализа художественного произведения

Анализ развития действия (вслед за героем)

Анализ художественных образов

Проблемный анализ

Стилистический анализ

 

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.  

  

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)

Упражнения и задания

Опровергнуть утверждение или согласиться с ним.

Доказать, что…

Охарактеризовать…

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

составить план текста, выделив его основные мысли.

Рассказать текст от лица его главного героя.

Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

Придумать, что могло бы случиться, если бы…

Придумать новый конец текста.

Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. И точно передают содержание текста.

Написать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.

 

Подготовка учителя к работе над произведением

1. Определи жанр произведения.

2. Назови тему (о чём?) и главную мысль (что об этом хотел сказать автор?)

3. Выдели элементы композиции:

экспозиция (не всегда)

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

эпилог (не всегда)

4. Раздели текст на части.

5. Составь план текста (осмысление сюжета).

6. Реши, что хочешь сообщить слушателям, о чём задуматься.

7. Прочитай текст выразительно.

 

Литература:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.\

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.

Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение, 2012 – 47 с.

Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.