Статья «Смысловое чтение как основа функциональной грамотности»
Смысловое чтение как основа функциональной грамотности
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные государственные стандарты для начальной и основной школы (1 и 5-ые классы). В обновлённых стандартах сформулированы определённые требования к предметам всей школьной программы каждого уровня. Кроме того, ими предусмотрено личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и другие). Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA
Одной из самых важных является читательская функциональная грамотность, а основой ее формирования – смысловое чтение. Что же такое «смысловое чтение»?
Чтение –это многофункциональный процесс.С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объёмом информации.
Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учёбе.
С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.
И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства
По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:
а) просмотровое;
б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации);
в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.
Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Цель смыслового чтения –максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты: понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять и генерировать
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в
системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятны и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом
I этап. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).
На этом этапе работы с текстом решаютчя следующие цели:
Определение целей и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте
актуализация предшествующих знаний
диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий;
побуждение к чтению.
Упражнения и задания
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
тематику текста;
перечень поднимаемых в нем проблем;
ключевые слова и выражения и т.д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)? •
Где и в какое время может происходить действие?
3. Сформулировать предположения о тематике текста на
основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
Учащимся предъявлены новые слова.
Задача учащихся — определить основную идею текста.
5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание текста на уровне содержания.
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Виды анализа художественного произведения
Анализ развития действия (вслед за героем)
Анализ художественных образов
Проблемный анализ
Стилистический анализ
4. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)
Упражнения и задания
Опровергнуть утверждение или согласиться с ним.
Доказать, что…
Охарактеризовать…
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.
составить план текста, выделив его основные мысли.
Рассказать текст от лица его главного героя.
Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
Придумать, что могло бы случиться, если бы…
Придумать новый конец текста.
Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. И точно передают содержание текста.
Написать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.
Подготовка учителя к работе над произведением
1. Определи жанр произведения.
2. Назови тему (о чём?) и главную мысль (что об этом хотел сказать автор?)
3. Выдели элементы композиции:
экспозиция (не всегда)
завязка
развитие действия
кульминация
развязка
эпилог (не всегда)
4. Раздели текст на части.
5. Составь план текста (осмысление сюжета).
6. Реши, что хочешь сообщить слушателям, о чём задуматься.
7. Прочитай текст выразительно.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.\
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение, 2012 – 47 с.
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.