Статья «Читательская компетенция - компонент функциональной грамотности»
Читательская компетенция - компонент функциональной грамотности
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования и основного общего образования, функциональная грамотность обучающихся проявляется в способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
При этом на уровне начального общего образования данное понятие также включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации.
В проверочной работе, предложенной учащимся начальных классов, реализованы следующие подходы к оценке сформированности читательской грамотности учащихся начальной школы:
в качестве объектов контроля выделены учебные действия и операции, необходимые для характеристики овладения младшими школьниками предметными результатами;
материал, с которым работали учащиеся, включал в себя текстовую информацию и информацию в виде таблиц, был связан определенным сюжетом, соответствующим возрастным особенностям и уровню учебной подготовки учащихся начальной школы;
3) для обеспечения качественной характеристики уровня учебных достижений учащегося работа содержала разные по степени полноты и точности ответов задания;
4) работа включала задания разного типа.
Диагностическая работа
Прочитай текст.
_____________________________________________________________
Для всех этих хищников охота является способом выживания в дикой природе. Не будешь охотиться – погибнешь, вот и наделила природа каждого хищника нужными приспособлениями для удачной охоты. Кого-то – острым слухом, чтобы выслеживать добычу. Других - ловкостью, чтобы хватать. Иных - скоростью и выносливостью, чтобы догнать жертву, добывая себе еду.
Вот сова… Она охотится обычно на закате, в сумерках или при лунном свете. Огромные глаза совы лучше видят вечером или ночью при неярком лунном свете, чем в дневное время. Зато слух у совы великолепный. Мышиное шуршание она услышит за много метров. И тут же молниеносно сорвётся в бесшумный полёт. Мягкие, подбитые пухом перья на крыльях позволяют сделать полёт совы почти беззвучным. Не спастись неосторожным зверькам - мышке, белочке, кролику. Острые когти и сильный изогнутый клюв не выпустят добычу, будь то ящерица, лягушка, птичка или даже рыба.
Орёл - крупная, сильная птица. Благодаря огромным крыльям размахом до двух с половиной метров орёл легко взмывает в самую высь и там зависает в воздухе - парит, высматривая добычу. Острое зрение позволяет ему с высоты двух километров обнаружить не только молодых косуль и оленят, но и мелких животных – зайцев, кроликов, мышей, лис. Тогда орёл камнем падает вниз и хватает добычу острыми изогнутыми когтями.
Часто удача в охоте зависит не только от ловкости, силы, выносливости, но и от умения действовать скрытно и из засады. Таким терпеливым искусным охотником является рысь. Она может очень долго скрытно подбираться поближе к жертве, прячась за упавшие стволы, старые пни, камни. Иногда, подкарауливая дичь, рысь часами сидит, напружинившись, на толстой горизонтальной ветке, терпеливо выжидая удобный момент. Затем молниеносный бросок - и добыча в цепких лапах.
Успешные охотники есть, оказывается, и среди насекомых. Первое место тут, несомненно, занимают стрекозы. Эти изящные хищники способны ловить добычу на лету, атакуя её с невероятной точностью. Промахов практически не бывает, ведь стрекоз отличает высокая скорость и необыкновенная маневренность – способность мгновенно менять направление полёта и зависать над жертвой.
Определи тему текста.
Рассказ о том, как _________________________________________________
Озаглавь прочитанный текст. Запиши заголовок перед текстом.
В первом абзаце найди и подчеркни предложение, которое отражает главную мысль текста.
Составь план текста.
1.__________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
4.__________________________________________________________
5.__________________________________________________________
Каким приспособлением природа НЕ наделила хищников для удачной охоты? __________________________________________
Какие качества помогают удачно охотиться каждому из описанных животных? Установи соответствие.
сова | А) скорость и маневренность |
рысь | Б) терпение и молниеносность |
орёл | В) великолепный слух и бесшумный полёт |
стрекоза | Г) острое зрение |
Найди в тексте и выпиши объяснение значения слова:
Маневренность – это ____________________________________________
На что похоже падение орла с высоты во время охоты?
1) на самолёт 2) на камень 3) на палочки 4) на столбики
9. Отметь верное утверждение.
1) Мягкие, подбитые пухом перья на крыльях делают полёт совы почти беззвучным.
2) Острое зрение позволяет орлу обнаружить добычу с высоты двух метров.
3) Подкарауливая дичь, рысь часами сидит в укрытии под корнями дерева.
10.На кого НЕ охотится сова? Подчеркни нужное.
Мышь, ёж, белка, кролик, барсук, ящерица, лягушка, жук-носорог, птица, черепаха, рыба.
11. В какой книге можно прочитать такой текст? __________________
Результаты диагностической работы показывают, что педагогам требуется обратить особое внимание на работу с текстом. Использовать учебные задания, которые позволили бы специально контролировать готовность и способность учеников действовать по инструкции в рамках предложенного задания. Например, находить только один или несколько ответов в соответствии с заданием, поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта; включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс. Предупреждение трудностей при выполнении проверочной работы будет способствовать правильному пониманию учеником учебных заданий и позволит ученикам продемонстрировать более высокий уровень функциональной грамотности.