Годовая контрольная работа по биологии (11 класс)

6
1
Материал опубликован 1 May 2017 в группе

Годовая контрольная работа

учебник: Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

Содержательные блоки: Вид. Экосистемы

Биология, 11 класс

ВАРИАНТ 1

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа включает в себя 8 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Ответы на задания записывайте на отдельном листе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

1.Изу­чи­те ри­су­нок. Бла­го­да­ря ка­ко­му про­цес­су об­ра­зо­ва­лось такое мно­го­об­ра­зие изоб­ражённых ор­га­низ­мов?

Ответ __________

2. Какие кри­те­рии вида опи­са­ны в тек­сте?

 Со­ро­ка обык­но­вен­ная пред­по­чи­та­ет опуш­ки леса, ку­стар­ни­ко­вые за­рос­ли в пой­мах рек, рощи, сады, парки, дре­вес­ные на­саж­де­ния вдоль же­лез­но­до­рож­но­го по­лот­на. Хвост у неё длин­ный, сту­пен­ча­тый, слу­жит рулём и ба­лан­си­ром при рез­ких дви­же­ни­ях на земле и в полёте. Го­ло­ва, кры­лья и хвост чёрные, а брюш­ко белое. Со­ро­ка все­яд­на: ис­треб­ля­ет клопа-че­ре­паш­ку, дол­го­но­си­ка, са­ран­чу, мел­ких мы­ше­вид­ных гры­зу­нов, ли­чи­нок май­ских жуков, гу­се­ниц не­пар­но­го шел­ко­пря­да. Вес­ной разо­ря­ет пти­чьи гнёзда, вы­пи­ва­ет яйца и по­еда­ет птен­цов, расклёвы­ва­ет на бах­чах ар­бу­зы, дыни, яб­ло­ки в садах, огур­цы. Со­ро­ка от­кла­ды­ва­ет 7—8 зелёных яиц, усе­ян­ных бу­ры­ми пят­на­ми.

 Ответ: ___________________________________________________________

3. В ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды вы­де­ля­ют во­семь уров­ней. Каж­дый по­сле­ду­ю­щий обя­за­тель­но вклю­ча­ет в себя преды­ду­щий. Пе­ре­чень био­си­стем (от мо­ле­ку­ляр­ных си­стем до био­сфе­ры) по их струк­тур­ной слож­но­сти пред­став­ля­ет собой некую иерар­хию форм жизни, где каж­дый тип био­си­стем как бы на­хо­дит­ся на опре­де­лен­ном уров­не (сту­пе­ни) — выше или ниже один по от­но­ше­нию к дру­го­му.

 Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фии, на ко­то­рых изоб­ра­же­ны три эле­мен­та. Рас­по­ло­жи­те эти эле­мен­ты, в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в ко­то­рой они рас­по­ла­га­ют­ся по уров­ням ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды от низ­ше­го уров­ня к выс­ше­му. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны фо­то­гра­фии.

 

1

2

3

 

 

 

Ответ

     

4. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Перечень таксонов:

1.Тип Хордовые

2.Тип Членистоногие

3.Семейство Голубиные

4.Семейство Гонимиды

5.Подцарство Одноклеточные

6.Отряд Приматы

 

Ответ

     

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ром среды и груп­пой, к ко­то­рой он от­но­сит­ся: 

ГРУП­ПА

 

ФАК­ТОР СРЕДЫ

1) ан­тро­по­ген­ные

2) абио­ти­че­ские

 

А) ис­кус­ствен­ное оро­ше­ние зе­мель

Б) па­де­ние ме­тео­ри­та

В) рас­паш­ка це­ли­ны

Г) ве­сен­ний раз­лив вод

Д) со­ору­же­ние пло­ти­ны

Е) дви­же­ние об­ла­ков

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

6.

6.1. Рас­пре­де­ли­те ор­га­низ­мы по их по­ло­же­нию в пи­ще­вой цепи. В каж­дую ячей­ку за­пи­ши­те на­зва­ние од­но­го из пред­ло­жен­ных ор­га­низ­мов. Пе­ре­чень ор­га­низ­мов: тля, паук, чёрная смо­ро­ди­на, божья ко­ров­ка, скво­рец.

  Пи­ще­вая цепь

 

Ответ: _____________________________________________________________

6.2. «Пра­ви­ло 10%»: при пе­ре­хо­де с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой 90 % энер­гии рас­се­и­ва­ет­ся. Ис­поль­зуя «Пра­ви­ло 10%», рас­счи­тай­те массу дож­де­вых чер­вей (в кг), не­об­хо­ди­мых для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти одной ласки мас­сой 102 г, в цепи пи­та­ния ли­сто­вой опад → дож­де­вые черви → крот → ласка

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они кроме двух используются в учении о биосфере. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) биокосное вещество

2) ноосфера

3) биологический круговорот

4) ароморфоз

5) гибридизация

Ответ: 

   

8. На ри­сун­ке изоб­ра­жен Ди­но­те­рий - вы­мер­шее жи­вот­ное, оби­тав­шее 50-1,5 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, уста­но­ви­те эру и пе­ри­од, в ко­то­рый оби­тал дан­ный ор­га­низм, а также «близ­ких род­ствен­ни­ков» дан­но­го жи­вот­но­го в со­вре­мен­ной фауне (ответ — на уров­не рода).

  Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

 

Годовая контрольная работа

учебник: Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

Содержательные блоки: Вид. Экосистемы

Биология, 11 класс

ВАРИАНТ 2

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа включает в себя 8 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Ответы на задания записывайте на отдельном листе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. 

1. Изу­чи­те ри­су­нок. Какая форма естественного отбора представлена на рисунке?

Ответ: _____________________________

2. Какие кри­те­рии вида опи­са­ны в тек­сте?

 Сви­ной це­пень имеет раз­ме­ры тела до 3 м. На го­ло­ве кроме при­со­сок име­ют­ся крю­чья. Взрос­лый червь оби­та­ет в тон­ком ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка, а ли­чин­ка — в теле до­маш­них или диких сви­ней. Раз­мно­жа­ет­ся пар­те­но­ге­не­ти­че­ски, ха­рак­тер­на вы­со­кая пло­до­ви­тость.

3. В ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды вы­де­ля­ют во­семь уров­ней. Каж­дый по­сле­ду­ю­щий обя­за­тель­но вклю­ча­ет в себя преды­ду­щий. Пе­ре­чень био­си­стем (от мо­ле­ку­ляр­ных си­стем до био­сфе­ры) по их струк­тур­ной слож­но­сти пред­став­ля­ет собой некую иерар­хию форм жизни, где каж­дый тип био­си­стем как бы на­хо­дит­ся на опре­де­лен­ном уров­не (сту­пе­ни) — выше или ниже один по от­но­ше­нию к дру­го­му.

 Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фии, на ко­то­рых изоб­ра­же­ны три эле­мен­та. Рас­по­ло­жи­те эти эле­мен­ты, в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в ко­то­рой они рас­по­ла­га­ют­ся по уров­ням ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды от низ­ше­го уров­ня к выс­ше­му. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны фо­то­гра­фии.

 

1

 

2

3

 

 

 

Ответ:

     

4. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Перечень таксонов:

1.Царство Животные

2.Инфраклас Сумчатые

3.Семейство Голубиные

4.Семейство Гонимиды

5.Подцарство Одноклеточные

6.Род Люди

 

Ответ

     

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и его видом.

 

ФАК­ТОР

 

ВИД ФАК­ТО­РА

A) хищ­ни­че­ство

Б) от­сут­ствие корма

B) снеж­ный по­кров

Г) боб­ро­вая пло­ти­на

Д) вне­се­ние удоб­ре­ний в почву

Е) смена вре­мен года

 

1) абио­ти­че­ский

2) био­ти­че­ский

3) ан­тро­по­ген­ный

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

6.

6.1 Рас­пре­де­ли­те ор­га­низ­мы по их по­ло­же­нию в пи­ще­вой цепи. В каж­дую ячей­ку за­пи­ши­те на­зва­ние од­но­го из пред­ло­жен­ных ор­га­низ­мов. Пе­ре­чень ор­га­низ­мов: ласка, ли­сто­вой опад, крот, дож­де­вой червь.

 Пи­ще­вая цепь

 

6.2 «Пра­ви­ло 10%»: при пе­ре­хо­де с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой 90% энер­гии рас­се­и­ва­ет­ся. Ис­поль­зуя «Пра­ви­ло 10%», рас­счи­тай­те массу чёрной смо­ро­ди­ны (в кг), не­об­хо­ди­мой для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти од­но­го сквор­ца мас­сой 72 г, ко­то­рый по­еда­ет на­се­ко­мых, вре­дя­щих смо­ро­ди­не.

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они кроме двух используются в учении о биосфере. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) косное вещество

2) ноосфера

3) биологический круговорот

4) симбиоз

5) гетерозис

Ответ

   

8. На ри­сун­ке изоб­ра­жен Три­тем­но­дон - вы­мер­шее жи­вот­ное, оби­тав­шее 50 млн лет назад.


Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, уста­но­ви­те эру и пе­ри­од, в ко­то­рый оби­тал дан­ный ор­га­низм, а также «близ­ких род­ствен­ни­ков» дан­но­го жи­вот­но­го в со­вре­мен­ной фауне (ответ на - на уров­не от­ря­да, се­мей­ства)

 

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А есть ответы?

22 May 2020