Годовая контрольная работа по биологии (11 класс)
Годовая контрольная работа
учебник: Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
Содержательные блоки: Вид. Экосистемы
Биология, 11 класс
ВАРИАНТ 1
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа включает в себя 8 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Ответы на задания записывайте на отдельном листе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1.Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?
Ответ __________
2. Какие критерии вида описаны в тексте?
Сорока обыкновенная предпочитает опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. Хвост у неё длинный, ступенчатый, служит рулём и балансиром при резких движениях на земле и в полёте. Голова, крылья и хвост чёрные, а брюшко белое. Сорока всеядна: истребляет клопа-черепашку, долгоносика, саранчу, мелких мышевидных грызунов, личинок майских жуков, гусениц непарного шелкопряда. Весной разоряет птичьи гнёзда, выпивает яйца и поедает птенцов, расклёвывает на бахчах арбузы, дыни, яблоки в садах, огурцы. Сорока откладывает 7—8 зелёных яиц, усеянных бурыми пятнами.
Ответ: ___________________________________________________________
3. В организации живой природы выделяют восемь уровней. Каждый последующий обязательно включает в себя предыдущий. Перечень биосистем (от молекулярных систем до биосферы) по их структурной сложности представляет собой некую иерархию форм жизни, где каждый тип биосистем как бы находится на определенном уровне (ступени) — выше или ниже один по отношению к другому.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены три элемента. Расположите эти элементы, в той последовательности, в которой они располагаются по уровням организации живой природы от низшего уровня к высшему. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.
1 |
2 |
3 |
Ответ |
4. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Питекантроп |
Неандерталец |
Кроманьонец |
Перечень таксонов:
1.Тип Хордовые
2.Тип Членистоногие
3.Семейство Голубиные
4.Семейство Гонимиды
5.Подцарство Одноклеточные
6.Отряд Приматы
Ответ |
5. Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА |
|
ФАКТОР СРЕДЫ |
1) антропогенные 2) абиотические |
|
А) искусственное орошение земель Б) падение метеорита В) распашка целины Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
6.
6.1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: тля, паук, чёрная смородина, божья коровка, скворец.
Пищевая цепь
→ |
→ |
→ |
→ |
Ответ: _____________________________________________________________
6.2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу дождевых червей (в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной ласки массой 102 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка
7. Ниже приведен перечень терминов. Все они кроме двух используются в учении о биосфере. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биокосное вещество
2) ноосфера
3) биологический круговорот
4) ароморфоз
5) гибридизация
Ответ: |
8. На рисунке изображен Динотерий - вымершее животное, обитавшее 50-1,5 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).
Геохронологическая таблица
Годовая контрольная работа
учебник: Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
Содержательные блоки: Вид. Экосистемы
ВАРИАНТ 2
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа включает в себя 8 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Ответы на задания записывайте на отдельном листе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1. Изучите рисунок. Какая форма естественного отбора представлена на рисунке?
Ответ: _____________________________
2. Какие критерии вида описаны в тексте?
Свиной цепень имеет размеры тела до 3 м. На голове кроме присосок имеются крючья. Взрослый червь обитает в тонком кишечнике человека, а личинка — в теле домашних или диких свиней. Размножается партеногенетически, характерна высокая плодовитость.
3. В организации живой природы выделяют восемь уровней. Каждый последующий обязательно включает в себя предыдущий. Перечень биосистем (от молекулярных систем до биосферы) по их структурной сложности представляет собой некую иерархию форм жизни, где каждый тип биосистем как бы находится на определенном уровне (ступени) — выше или ниже один по отношению к другому.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены три элемента. Расположите эти элементы, в той последовательности, в которой они располагаются по уровням организации живой природы от низшего уровня к высшему. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.
1
|
2 |
3 |
Ответ: |
4. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Питекантроп |
Неандерталец |
Кроманьонец |
Перечень таксонов:
1.Царство Животные
2.Инфраклас Сумчатые
3.Семейство Голубиные
4.Семейство Гонимиды
5.Подцарство Одноклеточные
6.Род Люди
Ответ |
5. Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР |
|
ВИД ФАКТОРА |
A) хищничество Б) отсутствие корма B) снежный покров Г) бобровая плотина Д) внесение удобрений в почву Е) смена времен года |
|
1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
6.
6.1 Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: ласка, листовой опад, крот, дождевой червь.
Пищевая цепь
→ |
→ |
→ |
6.2 «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу чёрной смородины (в кг), необходимой для нормальной жизнедеятельности одного скворца массой 72 г, который поедает насекомых, вредящих смородине.
7. Ниже приведен перечень терминов. Все они кроме двух используются в учении о биосфере. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) косное вещество
2) ноосфера
3) биологический круговорот
4) симбиоз
5) гетерозис
Ответ |
8. На рисунке изображен Тритемнодон - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ на - на уровне отряда, семейства)
Геохронологическая таблица
Мага