Проведение внеклассного мероприятия к 70-летию Нюрнбергского процесса в рамках декады истории «Голос правды»

2
0
Материал опубликован 20 November 2015 в группе
Отчет Ненева О.С. о проведении внеклассного мероприятия к 70-летию Нюрнбергского процесса в рамках декады истории
Тема: "Голос правды"
Дата: 20 ноября 2015 г.
Класс: 8, Лозымский филиал ГОУ РК "РЦО"
Количество учащихся: 6 детей
 
Цели:
1. Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества;
2. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника;
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
 
Задачи:
1 Образовательные:  дать представление о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность
2 Развивающие: 
· развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; 
· продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
· развивать внимание, память, творческое мышление учащихся
3 Воспитательные: 
· воспитывать чувства сострадания и милосердия; 
· способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.
 
Урок посвящен 70-й годовщине Нюрнбергского процесса.
Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.
Предварительная работа: несколько учащихся получают задание подготовить сообщения по темам: "История фашизма и нацизма", "Лидеры нацистского движения". На руки они получили от учителя книги по данной теме, чтобы позаниматься в палатах и подготовиться.
Оборудование: ноутбук, доска, мел, учебная литература
Образовательные технологии
⦁ ИКТ
⦁ Игровая
⦁ личностно-ориентированная
⦁ технология проблемного обучения
⦁ технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения
⦁ технология группового коллективного творческого дела
 
 
План:
1. История возникновения фашизма и нацизма.
2. Лидеры нацистского движения.
3. Просмотр иллюстраций через ноутбук
4. Выводы, подведение итогов.
Ход урока 
I. Учитель: Наше мероприятие посвящено 70-летию Нюрнбергского процесса - Международного суда над лидерами нацизма. Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны. История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированных  территориях.
II. Слово обучающихся (сообщения) + слово учителя: Нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации  и геноциду. Вообще все взаимоотношения людей регулируются декларацией по правам человека, нарушение которой есть наказуемое преступление. 
Всеобщая декларация прав человека:
· Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
· Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
III. 1) Слово учителя. Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и  незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в  Нюрнберге стал первым в  истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба  — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и  военных деятелей. С  тех пор прошло 70  лет...
8  августа 1945  г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и  Франции заключили соглашение об  организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во  всем мире: надо было дать суровый урок авторам и  исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и  убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В  дальнейшем к  соглашению официально присоединились еще 19  государств, и  Трибунал стал с  полным правом называться Судом народов.
2) Просмотр иллюстраций через ноутбук и обсуждение просмотренного материала:
1.  Кто из нацистских преступников не присутствовал (и почему) на Нюрнбергском процессе? (Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.).
2. Кто курировал обвинительный процесс с советской стороны? (Вышинский - бывший прокурор СССР; текст акта о безоговорочной капитуляции Германии привёз Вышинский).
3. Какие разногласия возникли между советской стороной обвинения и союзниками (США) в отношении вопроса: как судить? (В СССР судебному разбирательству предшествовало предварительное расследование, знакомство с делом, доказательствами, обвинительным заключением. Советская сторона настаивала на предварительном следствии. В США только в суде узнают об обвинении, о доказательствах вины).
С Вашей точки зрения, объективно ли такое разбирательство? Почему?
4. По каким правилам судили нацистских преступников? (по правилам, которые предложила советская делегация; советский уголовный процесс демократичнее американского).
5. Каким был представлен в СМИ образ Геринга? (миротворец, рыцарь в неволе).
С какой целью создавался данный образ? Вы считаете это правильным? Почему?
6. Кто являлся главным свидетелем обвинения советской стороны на Нюрнбергском процессе? (бывший немецкий фельдмаршал Ф. Паулюс, чья группировка была окружена советскими войсками и капитулировала в 1943 г. в районе Сталинграда. После капитуляции армии Паулюса в Германии был объявлен государственный траур. О том, что Паулюс в советском плену не упоминалось; фельдмаршала похоронили с почестями. "Лучше смерть, чем плен," - заявил Гитлер).
7. Какова роль Паулюса на Нюрнбергском процессе? (Именно Паулюс мог доказать, что план Барбаросса был разработан до 1941 г.; фашистское руководство утверждало, что угроза исходила от СССР, а Германия только упреждала опасность. Документы обвинения, представленные на процессе, неопровержимо свидетельствовали о том, что все акты фашистской агрессии планировались и подготавливались задолго до их осуществления.
8. При каких обстоятельствах было осуществлено нападение на СССР? Какие факты фашистских преступлений представлены в виде доказательства чудовищных деяний нацистов в фильме, представленном на Нюрнбергском процессе? (1. Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн."
 2. Военные преступления:
· Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море.
· Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.
· Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море.
· Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
· Германизация оккупированных территорий.
3.Преступления против человечности: Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их).
9. Выскажите свою точку зрения, почему именно в Нюрнберге состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками? (рядом находилась тюрьма, где находились нацистские преступники; в Нюрнберге в 1933 г. состоялся I съезд нацистов после прихода к власти; в этом городе нацизм и должен быть уничтожен).
10. Какие взаимоотношения сложились между советской и американской сторонами обвинения (Руденко и Джексоном) в ходе процесса? О чём свидетельствуют изменения в отношениях?(Сначала натянутые, т.к. американская сторона диктовала условия, затем отношения значительно "потеплели" в ходе совместной работы против фашистских лидеров. Спустя полгода после начала процесса с заключительными речами выступают обвинители. Их речи отмечены единодушием. Оценка лиц и фактов в соответствии с нормами международного права и морали, требование наказания военных преступников одинаково звучали в речах всех обвинителей.)
11. С какими трудностями столкнулась советская делегация на Нюрнбергском процессе? (трудности перевода - количество переводчиков значительно меньше, чем у союзников, работа шла круглосуточно; обвиняемые намеренно путали переводчиков - Геринг; нацисты вели себя вызывающе, сплочённо, отрицали свою вину, имели хороших защитников).
12. Как вы считаете, какие события могли изменить ход процесса в пользу обвиняемых лидеров фашизма? (Речь Уинстона Черчилля в Фултоне, где он заявляет, что коммунизм - угроза миру; речь дала начало холодной войне, вселила надежду обвиняемым. Почувствовав первое дыхание «холодной войны», подсудимые сделали ставку на максимальное затягивание процесса. Они надеялись, что вот-вот Нюрнбергский трибунал распадётся, прекратит свою деятельность.
13. Каковы итоги Нюрнбергского процесса? (30  сентября  — 1  октября 1946  г. Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в  тяжких преступлениях против мира и  человечества. 1 октября на последнем, 403-м заседании председателем Трибунала приговор был объявлен каждому обвиняемому в отдельности. Суд Народов приговорил к смертной казни через повешение главных военных преступников: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Иодля, а также Бормана, дело которого было рассмотрено заочно. К пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер. Четверо подсудимых приговорены к различным срокам тюремного заключения: Дениц – к 10 годам, Ширах и Шпеер – к 20, Нейрат – к 15 годам. Шахт, Папен и Фриче были по суду большинством голосов оправданы.  Приговор Нюрнбергского трибунала был встречен с глубоким удовлетворением всеми народами, заинтересованными в сохранении мира и предотвращении преступлений против человечества. Подавляющее большинство немецкого населения, по данным многочисленных опросов общественного мнения, также считало, что суд в Нюрнберге проводился в соответствии с принятыми нормами международного права, был законным, а его приговор справедливым.
Выводы. Нюрнбергский процесс фактически подтвердил главный вывод о сущности фашизма, как открытой террористической диктатуры. Трибунал перед всем миром раскрыл человеконенавистническую сущность нацизма, его идеологических и политических установок. Трибунал изобличил преступный характер расовой доктрины гитлеризма, являвшейся идейной основой для подготовки и развязывания агрессивной войны, для массового истребления людей. Материалы процесса раскрыли также агрессивную сущность концепции «жизненного пространства», широко использованной для оправдания захватнической политики германского фашизма. Нюрнбергский процесс со всей убедительностью показал, что фашизм у власти – это война, это разгул жесточайшего массового террора, это геноцид в отношении славянских и других народов, это уничтожение миллионов ни в чём не повинных людей. Он наглядно и убедительно продемонстрировал всю опасность возрождения фашизма для судеб мира и по праву вошёл в историю как процесс антифашистский.
Суд Народов явился одной из важнейших вех на пути развития прогрессивных принципов международно-правовых соглашений, положил начало формированию «нюрнбергского права», т. е. системы юридических норм, которые призваны охранять мир, вести борьбу с агрессией, как с величайшим преступлением, а в случае, если она развязана, осуществлять защиту жертв войны и привлекать к ответственности виновников агрессии и военных преступников. В Нюрнберге впервые в истории, как уголовные преступники, были наказаны государственные руководители, виновные в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, претворён в жизнь принцип, гласящий: «положение в качестве главы государства или руководящего чиновника правительственных ведомств, равно как и то, что они действовали по распоряжению правительства или выполняли преступный приказ, не является основанием к освобождению от ответственности». Трибунал подчеркнул, что преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путём наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены нормы международного права.
С началом холодной войны активизировались силы, желающие пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и  даже свести к  нулю главенствующую роль Советского Союза в  разгроме фашизма, поставить знак равенства между Германией, страной-агрессором, и  СССР, который вел справедливую войну и  ценой огромных жертв спас мир от  ужасов нацизма. 26  миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в  этой кровавой бойне. И  больше половины из  них  — 15  миллионов 400 тысяч  — это были мирные граждане. Появилась масса публикаций, фильмов, телевизионных передач, искажающих историческую реальность. При этом используется типичный прием  — показать известных фашистов на  бытовом уровне: смотрите, это самые обычные и  даже милые люди, а  вовсе не  палачи и  садисты.)
Почему же о преступлениях  нацизма нельзя забывать?
Учитель: 
Массовый геноцид, расовая зачистка началась с земель Германии, затем и на оккупированных территориях.  Были созданы концентрационные лагеря, в которых царили жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства.  В концлагерях уничтожали  людей других народов в промышленных масштабах. Нацисты с презрением относились к людям других рас. В концлагерях все заключенные имели нагрудный личный номер и отличительный знак заключенного (желтая звезда, например, означала, что узник по национальности еврей). К заключенным обращались только по номерам, которые те должны были знать наизусть.
Преступление нацистов заключается еще и в том, что именно они завязали Великую Отечественную войну, пытаясь в короткие сроки захватить СССР, чтобы владеть ресурсами Урала и Зауралья.  Однако желаемое оказалось не осуществить. 
Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. 
Дети рассказывают примеры зверств нацистов в годы ВОВ на основе прочитанных художественных книг и просмотренных военных художественных и документальных фильмов.
Учитель: Принимаю все ваши суждения. Да, существует большое количество доказательств зверств нацистского режима, зафиксированных как самими нацистами, так и очевидцами тех событий.   Современным жителям планеты нельзя их игнорировать и забывать: благодаря исторической памяти человечество сможет избежать тех же ошибок. 
Сегодня нацизм подобно птице Фениксу возрождается из пепла второй мировой и принимает новые формы, совращая умы современной молодежи, создавая для них ложные идеалы. Нацизм эволюционирует. 
Учитель. Нельзя забывать историю своей страны, нельзя наглухо закрыть страницы истории. Без прошлого нет настоящего и будущего. Для тех же, кто забывает уроки истории, кто преднамеренно предаёт их забвению, грозным предостережением звучит Приговор Нюрнбергского трибунала. Он и сегодня служит делу мира, зовёт к бдительности, ведь незнание истории, забвение прошлого могут дорого обойтись новому поколению. У преступления против человечества нет срока давности. Попытки возрождения нацизма необходимо пресекать, не допускать фальсификации исторических фактов.
В этом году Россия отмечала Великий праздник - 70-летие Победы в ВОВ.  Советский Союз внёс решающий вклад в победу во II мировой войне. В войне с фашизмом решалась судьба не только нашей страны, но и всего мира. Важнейшим итогом войны был прежде всего разгром держав, вставших на путь откровенной агрессии, пренебрежения нормами международного права. Большое значение имело поражение политики, основанной на воинствующем национализме и расизме, воплощённых в идеологии фашизма.
Победа в войне способствовала признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов.
Основным источником победы советского народа в войне был его патриотизм, понимание угрозы уничтожения человечества. Победа далась большой ценой: разрушение и уничтожение советских городов, сёл и деревень. Потери Красной Армии за годы войны составили около 12 млн. человек. От бомбёжек, репрессий, голода и болезней на оккупированных территориях погибло 13 млн. человек. Почти каждая семья потеряла отца, сына, брата... И тем не менее долгожданный День Победы стал в народном сознании радостным праздником, означавшим конец страшной, кровопролитной войны.
Комментарии
Комментариев пока нет.