12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кошикова Марина Евгеньевна63
2

Урок «Итоги и уроки Второй мировой войны. Уроки Нюрнбергского процесса»

Пояснительная записка

Интерактивный интегрированный урок по истории (обществознанию, информатике и литературе) «Итоги и уроки Второй мировой войны. Уроки Нюрнбергского процесса» разработан на основе ФГОС, в соответствии с Примерной программой по истории, в курсе Всеобщей истории, в разделе 3 «Человечество во второй мировой войне, в теме «Итоги и уроки Второй мировой войны», как дополнительный урок из резерва учебного времени. УМК «Русское слово», учебник «Всеобщая история. Новейшая история. XX век»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В.Загладин, - 14-е изд.- М.:ООО «Русское слово»- учебник»-2013. Эта тема является составной частью Рабочей программы по истории для 5-9 классов, составленной мной на 2016-2021 г.г. (Автор М.Е.Кошикова)

Цели:

1.Помочь обучающимся самостоятельно сделать вывод об историческом значении Нюрнбергского процесса.

2. Научить обучающихся использовать информационные, интерактивные и печатные средства для поиска информационных ресурсов, необходимых для выполнения поставленной образовательной задачи.

3. Формировать у воспитанников устойчивой жизненной позиции в отношении к войне, насилию и всякого рода экстремизма как к недопустимому средству в решении межгосударственных геополитических и других конфликтов.

4. Развивать у подростков ценностное отношения к человеческой «жизни» как к дару и праву каждого живущего на Земле.

УУД:

Метапредметные: научить детей интегрировать свои знания по истории, обществознанию, литературе и информатике в одном образовательном пространстве.

Познавательные:

Помочь обучающимся получить представление о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность.

Личностные: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их;

Коммуникативные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к  людям других  национальностей, политических и религиозных убеждений. 

Регулятивные: развивать способности адекватно познавать себя и других людей; развивать аналитические способности, творческое мышление и память обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, авторская презентация, учебник, справочный материал, ПК, тетради.

Сценарий урока.

Сообщение темы, кратко целей и задачи урока.

Образовательная задача для обучающихся:

1. Изучить информацию о Нюрнбергском процессе с использованием информационных и интерактивных технологий по данному плану для выполнения задачи №2 .

2. Создать в тетради информационный блок по данной теме, необходимый для выполнения образовательной задачи №3.

3. Составить план эссе на выбранную из предложенных ниже тем.

Домашнее задание: написать эссе по одной из предложенных тем.

Изучение темы урока. Теоретическая часть.

Основное понятие темы:

Нюрнбе́ргский проце́сс - международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции.

Содержание темы.

1. Организация трибунала

2. Подготовка к процессу

3. Члены трибунала

4. Обвинения

5. Ход процесса

6. Приговор

7. Уроки Нюрнбергского процесса

(Детям для работы предлагается справочный материал и авторская презентация с дополнительной информацией по теме и алгоритмом учебных действий. Основные термины, понятия и персоналии в текстах подчеркнуты.

Работа с информацией презентации (каждый пункт рассказывают разные ученики, получившие индивидуальные задания на опережение на предыдущем уроке).

1.Организация трибунала (1 ученик)

1 ноября 1943 был подписан Секретный протокол Московской конференции Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, 18-м пунктом которого была «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». 2 ноября «Декларация…» была опубликована в газете «Правда» за подписями Рузвельта, Сталина и Черчилля. В заключительном абзаце «Декларации…» было указано: «Эта декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определённым географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников». (Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19—30 окт. 1943 г.): Сборник документов / М-во иностр. дел СССР.— М.: Политиздат, 1984. Т. 1.)

Организация трибунала

Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией входе 

Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции, принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа ещё до суда опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма.

2.Подготовка к процессу (2 ученик)

Развязывание Германией агрессивной войны, применяемый как государственная идеология геноцид, разработанная и поставленная на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство, стали широко известными мировой общественности и требовали соответствующей юридической квалификации и осуждения.

Всё это определило беспрецедентный по масштабам и процедуре характер суда. Этим же могут быть объяснены специфические особенности, неизвестные ранее практике судопроизводства. Так, в параграфах 6 и 9 устава трибунала было установлено, что субъектами обвинения могут также стать определённые группы и организации. В статье 13 суд признавался полномочным самостоятельно определять ход процесса.

Одним из пунктов обвинения, предъявленного в Нюрнберге, было рассмотрение вопроса о военных преступлениях («Kriegsverbrecher»).

В связи с этим применительно к ней как субъекту судопроизводства казалось не нужным обращаться к принципу презумпции невиновности. 

Тот факт, что процесс закончится признанием вины обвиняемых, не вызывал ни у кого сомнения. Вопрос состоял в конкретизации и квалификации степени вины обвиняемых. Вследствие этого процесс был назван процессом о главных военных преступниках (Hauptkriegsverbrecher), и суду был придан статус военного трибунала.

Первый список обвиняемых был согласован на конференции в Лондоне 8 августа 1945 года. В него не вошли ни Гитлер, ни его ближайшие подчинённые Гиммлер и Геббельс, смерть которых была твёрдо установлена, но Борман, который предположительно был убит на улицах Берлина, обвинялся заочно.

Одним из инициаторов процесса и его ключевой фигурой был обвинитель от США Роберт Джексон. Им был составлен сценарий процесса, на ход которого он оказывал значительное влияние. Он считал себя представителем нового правового мышления и всемерно стремился утвердить его.

Члены трибунала (3 ученик) Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением (список презентации).

Каждая из 4 стран направила на процесс своих главных обвинителей, их заместителей и помощников (список в презентации).

Обвинения (4 ученик).

Судебный процесс над группой главных нацистских военныхпреступников. Проводился в Нюрнберге (Германия) с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 в Международномвоенном трибунале. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели фашистской Германии: Г. Геринг, Р. Гесс, 

И. фон Риббентроп, В. Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А. Розенберг, Г. Франк, 

В. Фрик, Ю. Штрейхер, В. Функ, К.Дёниц, Э. Редер,Б. фон Ширах,Ф.Заукель, А. Йодль, А. Зейс Инкварт, А. Шпеер, К. фон Нейрат, Г. Фриче, Г. Шахт,

 Р. Лей (повесился до начала процесса), Г. Крупп

 (был признан неизлечимо больным, и его дело было приостановлено), 

М. Борман (судился заочно, т.к. скрылся и не был разыскан) и Ф. фон Папен. 

Всем им было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении

 заговора против мира и человечности: 

(убийство военнопленных и жестокоеобращение с ними, убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной  и частной собственности, установление системы рабского труда и др.), в совер-шении тягчайших военных преступлений. Был также поставлен вопрос 

о признании преступными таких организаций фашистской Германии, как 

руководящий состав Национал-социалистской партии, штурмовые (СА) и

охранные отряды Национал-социалистской партии (СС), служба 

безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо),

правительственный кабинет и генштаб.

Ход процесса. (5 ученик)

В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было 

допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные 

показания и документальные доказательства (в основномофициальные документы германским министерств и ведомств, генштаба, военных концернов и банков).

Для координации действий по расследованию и поддержанию обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от СССР (Р. А. Руденко), 

США (Роберт Х. Джэксон), Великобритании (Х. Шоукросс) и от Франции

(Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб).

6. Приговор. (6 ученик)

30 сентября - 1 октября 1946 был оглашен приговор. 

Все подсудимые, кроме Шахта, Фриче и Папена,были признаны виновными впредъявленных обвинениях и приговорены: Геринг, Риббентроп, Кейтель,Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Йодль, ЗейсИнкварт и заочно Борман - к смертной казни через повешение; Гесс, Функ и Редер

 - к пожизненному заключению; Ширах и Шпеер – к 20, Нейрат - к 15, Дёниц

 к 10 годам тюрьмы. 

Трибунал признал преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав нацистской партии. Член Трибунала от СССР заявил особое мнение, выразив своёнесогласие с оправданием Шахта, Фриче и Папена, а также в связи с отказом признать преступнымиорганизациями также

генштаб и правительственный кабинет. Ходатайства осуждённых

о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь 

на 16 октября 1946 приговор о смертнойказни был приведён в исполнение 

(Геринг покончил самоубийством незадолго до казни).

Учитель делает вывод:

- Нюрнбе́ргский проце́сс -

 первый в истории международный суд, признавший агрессию тягчайшим

уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников 

государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении 

агрессивных войн, справедливо и заслуженно покаравший организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов невинных людей и покорения целых народов. Принципы международного права, 

содержащиеся в Уставе трибунала и выраженные в приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946.

-Давайте прочитаем отрывок из Всеобщей декларации прав человека.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

3этап урока. Практическая часть.

Учитель: - Вспомни из курса обществознания и истории и запиши определения понятий. Те, которые не знаешь, найди в информационных источниках на ПК.

Геноцид – Расизм-Нацизм – Фашизм –Дискриминация –Толерантность -

7.Уроки Нюрнбергского процесса

1)Военная агрессия признана тягчайшим преступлением.

2)Для сохранения мира на Земле требуется приложение усилий всех стран.

- Продолжи список «Уроков Нюрнбергского процесса». Выдели и запиши свои выводы по этому вопросу.

4 этап урока. Задание для домашней самостоятельной работы:
Напишите эссе на выбранную вами тему, например:

1. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ФАШИЗМ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ? ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭТОГО?

2. ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ГЕНОЦИДА?

3. РОЛЬ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

4. НЮРНБЕРГ. УРОКИ ПЕРЕЖИТОГО.

5. ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ ГЕНОЦИДА XX ВЕКА.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.