«Космическая» головоломка: филворд и кроссворд
Автор: Аминева Сажида Нигаматовна, учитель физики МКОУ «Сибирякская СОШ» Сафакулевского района Курганской области
«Космическая» головоломка: филворд и кроссворд
Автор: Аминева Сажида Нигаматовна,
учитель физики МКОУ «Сибирякская СОШ» Сафакулевского района Курганской области
Село Сарт-Абдрашево
Апрель, 2020
«Космическая» головоломка: филворд и кроссворд
Цель мероприятия:
Развитие логического мышления, памяти, внимания у детей среднего и старшего школьного возраста посредством развивающих и дидактических игр и упражнений.
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Активизация и углубление знаний учащихся о космосе, развитие познавательной активности учащихся, расширение кругозора учащихся.
Задачи мероприятия:
Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.
Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении хода рассуждений, выполнении и достижении результата.
Учить рационально организовать работу индивидуальную или совместную работу.
Учить составлять диалог со сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Возрастная аудитория: 13-17 лет (6-11 классы)
Предмет: физика, астрономия, урочная и внеклассная работа
Источник: учебники физики, астрономии, справочники
Пояснительная записка
Составлены две головоломки: филворд и кроссворд, особенность которых заключается в том, что в них вопросы и ответы одинаковые. Филворд (венгерская головоломка) - это головоломка, для решения которой нужно найти слова в квадрате, заполненном буквами. Слова в филворде могут получаться как по прямой линии, так и по изогнутым горизонтальным и вертикальным линиям, соединенных любыми способами.
Эту головоломку можно использовать по-разному
Проверка знаний учащихся по теме «Космонавтика». Класс разбить на небольшие группы. Каждой группе выдаются бланки кроссворда и филворда. Можно устроить соревнование между группами. Какая группа, лучше справится с выполнением задания, получает более высокий балл за это задание. В конце обязательно нужно проверить ответы групп и оценить выполненную работу.
Если в классе невозможно организовать работу (класс слабый, времени недостаточно и т.п.), можно предложить для индивидуальной работы в качестве домашнего задания отдельным ученикам
Можно класс разбить на пары (по 2 ученика за одной партой). Бланк филворда и соответствующие вопросы раздать одним группам, а другим – бланки кроссворда. При этом ребятам не говорить, что ответы и вопросы в них одинаковые. Дать определенное время для решения головоломок, по истечении которого провести обсуждение полученных ответов и оценить
ГОЛОВОЛОМКИ
«Космический» филворд
Г | А | Г | К | О | П | А | С | Т | В | О | С |
Л | О | А | С | Е | Л | Е | Т | Р | С | О | Т |
Л | П | Р | И | Н | Р | А | Н | О | Н | Л | О |
О | А | Ц | М | И | Е | В | Я | О | Ц | Е | К |
Н | Т | И | Е | Х | Д | Т | И | Б | С | Е | Р |
В | И | О | Д | Р | Н | С | Р | О | Т | А | В |
О | Т | Л | К | А | А | П | У | Е | Н | Н | Л |
Т | Е | Л | О | В | Ц | Н | Т | Л | В | А | А |
Ч | Т | З | С | С | А | И | Я | Е | Е | Я | З |
И | В | Ю | О | К | Т | К | И | С | Л | О | Е |
К | А | Н | О | И | И | О | Г | В | Э | Р | Р |
К | О | С | М | Й | Б | Р | Р | Е | Н | О | К |
1. Человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.
2. Изобретатель в области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей.
3. Самая мощная из советских ракет-носителей.
4. Профессия –предшественница профессии космонавта.
5. Американский космический корабль для полета на Луну.
6. Ближайшая к Земле звезда.
7. Серия советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей.
8. Первый пилотируемый космический корабль.
9. Основоположник космонавтики.
10. Специалист по космонавтике.
11. Древнегреческий ученый, в честь которого назван лунный кратер.
12. Место, где находятся все галактики.
13. Его полет в космос длился 108 мин.
14. Учреждение для проведения астрономических наблюдений и исследований.
15. Траектория движения небесных тел.
16. Прибор, первым изобретателем которого был Г. Галилей.
17. Выдающийся конструктор и ученый,
18. Устройство, которое можно использовать для измерения космических расстояний.
19. Он бывает искусственным и естественным.
20. Космонавт №2.
«Космический» кроссворд
| 1 | | 2 | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | | |
| |||||
| | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | 6 | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | ||
7 | | | | | | | | | | | | | | |
| |||||
| | | | | | | 8 | | | | | | | | ||||||
| | | | 9 | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |||
| | | 10 | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | ||||
| 12 | | | | | | 13 | | | 14 | | | | | | |||||
15 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | 16 | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | 18 | | | | | | | | | | |
| | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | | | | |
| ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | 19 | | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали. 4. Человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.
7. Изобретатель в области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей.
9. Самая мощная из советских ракет-носителей.
10. Профессия –предшественница профессии космонавта.
13. Американский космический корабль для полета на Луну.
15. Ближайшая к Земле звезда.
16. Серия советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей.
17. Первый пилотируемый космический корабль.
19. Основоположник космонавтики.
По вертикали. 1. Специалист по космонавтике.
2. Древнегреческий ученый, в честь которого назван лунный кратер.
3. Место, где находятся все галактики.
5. Его полет в космос длился 108 мин.
6. Учреждение для проведения астрономических наблюдений и исследований.
8. Траектория движения небесных тел.
11. Прибор, первым изобретателем которого был Г. Галилей.
12. Выдающийся конструктор и ученый,
14. Устройство, которое можно использовать для измерения космических расстояний.
16. Он бывает искусственным и естественным.
18. Космонавт №2.
«Космический» филворд - ответы: 1. Космонавт. 2. Цандер. 3. Энергия. 4. Летчик. 5. Аполлон. 6. Солнце. 7. Союз. 8. Восток. 9. Циолковский. 10. Астронавт. 11. Архимед. 12. Вселенная. 13. Гагарин. 14. Обсерватория. 15. Орбита. 16. Телескоп. 17. Королев. 18. Лазер. 19. Спутник. 20. Титов.
Г | А | Г | К | О | П | А | С | Т | В | О | С |
Л | О | А | С | Е | Л | Е | Т | Р | С | О | Т |
Л | П | Р | И | Н | Р | А | Н | О | Н | Л | О |
О | А | Ц | М | И | Е | В | Я | О | Ц | Е | К |
Н | Т | И | Е | Х | Д | Т | И | Б | С | Е | Р |
В | И | О | Д | Р | Н | С | Р | О | Т | А | В |
О | Т | Л | К | А | А | П | У | Е | Н | Н | Л |
Т | Е | Л | О | В | Ц | Н | Т | Л | В | А | А |
Ч | Т | З | С | С | А | И | Я | Е | Е | Я | З |
И | В | Ю | О | К | Т | К | И | С | Л | О | Е |
К | А | Н | О | И | И | О | Г | В | Э | Р | Р |
К | О | С | М | Й | Б | Р | Р | Е | Н | О | К |
«Космический» кроссворд – ответы:
По горизонтали: 4. Космонавт. 7. Цандер. 9. Энергия. 10. Летчик. 13. Аполлон. 15. Солнце. 16. Союз. 17. Восток. 19. Циолковский
По вертикали: 1. Астронавт. 2. Архимед. 3. Вселенная. 5. Гагарин. 6. Обсерватория. 8. Орбита. 11. Телескоп. 12. Королев. 14. Лазер. 16. Спутник. 18. Титов.
| 1а | | 2а | | | | | | | 3в | | | | | | | | | | |
| с | | р | | | | | 4к | о | с | м | о | н | а | в | т | | | | |
| т | | х | | 5г | | | | | е | | | | |
| |||||
| р | | и | | а | | | | | л | | | | | ||||||
| о | | м | | г | | | | | е | | 6о | | | ||||||
| н | | е | | а | | | | | н | | б | |
| | | | | ||
7ц | а | н | д | е | р | | | | | н | | с | | |
| |||||
| в | | | | и | | 8о | | | а | | е | | | ||||||
| т | | | 9э | н | е | р | г | и | я | | р | | | ||||||
| | | | | | | б | | | | | в | | | | | | |||
| | | 10л | е | 11т | ч | и | к | | | | а | | | | | | | | |
| | | | | е | | т | | | | | т | | |
| | ||||
| 12к | | | | л | | 13а | п | о | 14л | л | о | н | | | |||||
15с | о | л | н | ц | е | | | | | а | | р | | | | |||||
| р | | | | с | | 16с | о | ю | з | | и | | | | | | | | |
17в | о | с | 18т | о | к | | п | | | е | | я | |
| | | | | ||
| л | | и | | о | | у | | | р | | | | | | | | |||
| е | | т | | п | | т | | | | | | |
| ||||||
| в | | о | | | | н | | | | | | | | | | ||||
| | | в | | | 19ц | и | о | л | к | о | в | с | к | и | й | ||||
| | | | | | | к | | | | | | | | | |