12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Дудзинская20

Тема урока: Государственные символы России. 7 класс

Цель:

Способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации

Задачи:

Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.

Воспитывать чувство патриотизма.

Развивать мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма обучения: групповая и индивидуальная

Оборудование:

Учебное пособие «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, - М., «Просвещение» 2019.

Компьютер и мультимедийный проектор.

Государственные символы: флаг, герб, гимн.

Запись государственного гимна РФ, видеоролика песни «Я – русский».

Презентация «Государственные символы России»

На каждой парте карточки с заданиями.

Доска: Записано число, тема урока.

Понятия: флаг, герб, гимн, вексиллология, геральдика, символ.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Личностные УУД

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Урок начинается в холле у стенда с государственными символами России.

Учитель:

- Ребята, во многих школах нашей страны имеются музеи воинской славы, патриотические уголки, стенды, содержащие важную информацию о нашем государстве – Российской Федерации.

- Что мы видим на стенде санатория? Какие изображения, портреты? - ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН РОССИИ, В.В. Путин.

Президент – это кто? - Президент  - должностное лицо, избираемое народом.

- Как вы думаете, для чего у нас размещены эти изображения? --ЭТО важно для страны, ЭТО символы… отличительные знаки.. ЧТОБЫ по символическим знакам страна была узнаваема.

Учитель: Правильно, любое государство мира имеет флаг, герб и гимн.


Учащиеся проходят в кабинет, рассаживаются за парты.

- Ребята, вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока

Дети: О государственных символах России.

Учитель:

Мы открываем неделю патриотического воспитания в нашем санатории с знакомства с главными символами нашей страны. Приглашаю вас, ребята и гостей в познавательное путешествие. Желаю Хорошего настроения в приобретении новых знаний!

На доске написана тема урока, число, понятия: государственные символы, флаг, герб, гимн.

Учитель: Неделя посвящается памяти героев Великой Отечественной войны (какие годы ВОВ? – 1941-1945), а также памяти всех героев нашей страны- участников военных событий за пределами России и ребятам-участникам СВО, которая проводится в настоящее время войсками России, ДНР и ЛНР по освобождению украинских территорий – ДНР, ЛНР от НАЦИСТОВ. (форма ФАШИЗМА) . Цель России – защита российского государства от проявлений нацизма, фашизма и обеспечение безопасности всего российского народа.

(Нацист Это человек, который считает свою нацию, имеющей право и даже долг 

господствовать над другими народами. Это человек, который многие другие народы считает неполноценными. Это человек, который относится к людям другой расы или национальности с превосходством, высокомерным презрением, в лучшем случае, с благодушным снисхождением. Фашизм — это человеконенавистничество. Фашизм — это презрение к другим народам. Фашизм — это культ грубой силы. Фашизм — это унижение человеческой личности.)

Неделя, в рамкахкоторый проходит урок, называется ПАТРИОТИЧЕСКОЙ.

Ребята, что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом?

1.Патриотизм — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей страны. Умение быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

2. Настоящий патриот любит свою страну, но при этом уважает другие народы и страны, их традиции и обычаи. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте.

3.Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.

II. Новый материал.

План.

Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Какие государственный символы есть в России (герб, флаг, гимн)

Каково их назначение.

Где они используются.

(и самый главный вопрос, на который мы ответим в ходе исследования) Сохранены ли в изображении государственных символов России исторические традиции.

(записать число и тему в тетради)

Вступление. Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Государственная символика — установленные конституцией, специальными законами или традициями особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки (символы) государства.

- Что такое Конституция? - основной закон СТРАНЫ.

Основные правила учитель раздает в таблице каждому ученику.

1. Учитель: Как вы думаете, зачем нужны символы? Знание государственных символов своей страны – это патриотизм?

-ДА, это отличительные знаки России, их должен знать каждый гражданин страны.

Учитель: Символы, в том числе и для России нужны как воплощение истории, отражения настоящего, выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Учитель:- Как называется наша Родина? - РОССИЯ

- А какое официальное название нашего государства? -  РФ
- как вы считаете, кто из вас прав, какое правильное название?-    ОНИ РАВНОЦЕННЫ
- где можно найти информацию об этом, в каком документе? -в КОНСТИТУЦИИ РФ

3. Много видел я стран и не хуже её
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?...
С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
И.Северянин "Слова солнца"
4..
На Экране – КАРТА РОССИИ ( с субъектами РФ – 85+4 – всего 89)

- Что такое СУБЪЕКТ - полноправный участник, территория, из которых состоит федерация.

- ребята, найдите на карте России соседние страны, с которыми граничит Россия. Их 16 с учетом морских границ (Япония, США)

На Экране – карта Соседи России

проводится дидактическая игра "Собери ромашку"

Три ученика работают у доски: один называет страны, двое закрепляют лепестки с названиями стран -соседей России- к Ромашке.

-Учитель: молодцы, справились, ребята.

- Посмотрите, Какая богатая Россия – у нее самые длинные морские и сухопутные границы.

5. Учитель:

Начинаем знакомство с государственной символикой нашей страны.

- Первый российский герб появился в к.XVв., первый флаг - в ХVIIв., первый гимн - в XIXв.

- Каждый из современных символов России имеет свою историю, но официальными они были признаны сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия, а ФКЗ-ы РФ "О государственных символах" были приняты в декабре 2000г. Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн - это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации.

Гебр Российской Федерации принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2000 года

Геральдика – наука о гербах.

Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: государственный, земельный, корпоративный, родовой.

Просмотр презентации – информация о гербе России

Информация после слайда про Ивана III

Иван III Васильевич (в позднейшей российской историографии также Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси, в некоторых документах титуловался царём. Результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства, за это он получил прозвище «собиратель земли русской». На гербе изображён двуглавый орёл.

Чтение стихотворение при изображении на слайде Двуглавого орла:

Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.

«Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…»
(М. Шереметьев)

- Что символизирует двуглавый орёл?

( Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу в двух частях света -Европе и Азии: поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая- на Запад при едином теле - едином правлении; символизирует в новых условиях суверенитет как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов Федерации;)

- У России величавой на Гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый, он - России дух свободный!

Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…

6) Где размещается государственный герб Российской Федерации?

(на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях, на пограничных знаках, на знамёнах на флагах Вооружённых Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

Показ учащимся изображения герба РФ на паспорте и на денежных знаках.

Задание учащимся:

Дидактическая игра: Собери герб

Две пары учеников собирают герб из отдельных частей. Оценивают быстроту и аккуратность.

Учитель: Ребята, мы уже говорили, что герб и флаг имеют субъекты (области) и города.

2. Государственный флаг России.

Вексиллология – наука о флагах .

Что такое флаг?

Флаг (знамя) - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета ли нескольких цветов, часто с эмблемой.

Как выглядит современный флаг России? Как мы его опишем?

Послушайте, как звучит его официальное описание по ФКЗ.

"Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3".

Отношение к флагу– отношение к самому государству. Государственные символы обычно основаны на исторических традициях; надругательство над ними является наказуемым деянием.

История появления флагов связана с историей военного дела. Среди воинов они были особо почитаемы и оберегаемы. Потеря флага нередко означала поражение в битве. На Руси на флагах (стягах) изображали лики святых или Спасителя.

С историей нашей страны менялись и её флаги.

(Ваша задача: внимательно просмотреть слайды с изображениями флагов, при этом сравнивая их между собой)

Просмотр презентации о флаге РФ

Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг?

В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр1 поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в 1697-1698 гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства.

Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИКР (бело-сине-красный).

Вопрос:

Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?

ОТВЕТ:

1) древнее понимание строения мира: внизу – физический, выше – небесный, ещё выше – мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь;

2) белый – воздух, синий – вода, красный – огонь;

3) Красный – символ мужества и отваги, голубой – символ Богоматери, белый – мир, чистота, благородство.

Учитель: Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.

22 августа – День Государственного флага РФ

Информация о знамени ПОБЕДЫ

Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения»

Знамя Победы) - знамя, поднятое солдатами Красной Армии на здании Рейхстага в Берлине 1 мая 1945 года[1],. Его подняли три советских солдата: Алексей БерестМихаил Егоров и Мелитон Кантария.

Знамя Победы, изготовленное в условиях поля боя, является официальным символом победы Советского Союза над нацистской Германией во время Второй мировой войны. Это также одно из национальных сокровищ России. Надпись кириллицей гласит:[2]

150- я стрелковаяОрден Кутузова 2-й степень, Идрица Дивизия, 79- й стрелковый корпус3-я ударная армия1-й Белорусский фронт.

Хотя этот флаг был не единственным, который был поднят на Рейхстаге, он был первым и единственным уцелевшим из всех "официальных" флагов, специально подготовленных для поднятия там.

Дидактическая игра

Ребята, Родина, Отечество, Россия – мы часто произносим эти слова, о родине, Отчизне сложено много поговорок и пословиц.

Проведем игру: Собери пазлы (пословицу о Родине, родном доме).

Учитель раздает задания на 2 чел.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой стороне и весна не красна.

Родина — мать, умей за нее постоять

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Родина - мать, умей за нее постоять

Нет в мире краше Родины нашей

Человек без Родины, что соловей без песни

Одна у человека мать, одна у него и родина

При солнце тепло, при Родине добро. 

 Родину — мать учись защищать.

3. Ещё одним символом страны является гимн.

Что это такое?

Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную песню”.

Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях.

Прежде чем мы будем говорить о гимнах и слушать гимны России в различные эпохи, давайте ещё раз вспомним, как надо вести себя в присутствии государственных символов.

Что вы знаете о гимне?

( Гимн является символом того или иного государства. Государственный Гимн имеют все современные государства. Государственный гимн транслируется телерадиоканалами, в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников.)

Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации?

( Во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами: при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом страны, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний...)

Учитель: как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

До XVII в. во время государственных событий исполняли церковные песнопения. При Петре I - "Преображенский марш".

- Первый официальный гимн России "Молитва русских" на слова В.А. Жуковского исполнялся на музыку английского гимна "Правь Британия морями".

- Второй официальный гимн "Боже царя храни". Автором этих строк был замечательный поэт В.А. Жуковский.

С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. “ Интернационал” оставался гимном СССР до 1944 года, когда был создан новый государственный гимн СССР.

- Он сменяется новым гимном, гимном СССР. Этот гимн впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В. Михалков и композитор А.В. Александров.

- Современный гимн за основу взял музыку прежнего гимна СССР, созданную Александром Васильевичем Александровым, а новые слова были написаны Сергеем Михалковым. Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В. Путина 30.12 2000г.

Прослушивание гимна РФ

7) Ребята, предлагаю придумать герб семьи и нарисовать его. (учащиеся заранее готовят эскизы, на уроке оформляют). Рисунки выставляются на доске, оценивают учащиеся.

Звучит песня «Я – русский» в исполнении Ярослава Дронова (Шаман)​​​​​​​

4. Возможные выводы урока, формулируют учащиеся:

- Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

- Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

УЧИТЕЛЬ:

Берегите Россию - нет России другой,

Берегите её тишину и покой

Это небо и солнце, этот хлеб на столе...

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию - нет России другой!

Е. Синицын

Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, какое настроение у вас в конце урока?

Было ли интересно?

Поднимите смайлики, характеризующие ваше настроение и значимость изученного на уроке.

Спасибо за работу! Хорошего дня!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.