Консультация на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ОГЭ»
Тема работы: Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2 по русскому языку в формате ОГЭ
Выполнила: Воложина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Олёкминска
Предисловие.
В этой работе хочу поделиться опытом подготовки учеников 9 класса к сдаче ОГЭ, а именно, к написанию сочинения-рассуждения 15.2. Я выбрала именно этот вариант сочинения потому, что мои дети чаще всего не умеют связно говорить полноценными текстами, а значит и рассуждать на тему 15.1 и 15.3 им будет сложно. Уточнять, почему это происходит, в этой работе я не берусь (скорее всего, это тема другой большой работы). Итак, опыт написания данного сочинения есть, причем успешный, поэтому решила с вами поделиться.
Результаты ОГЭ моих учеников за последние 3 года:
Русский язык ОГЭ:
2015-2016: успеваемость - 100%, качество - 46% (36 учеников)
2017-2018: успеваемость - 100%, качество - 73% (24 ученика)
Литература ОГЭ:
2015-2016: успеваемость - 100%, качество – 50% (2 ученика)
2017 -2018: успеваемость - 100%, качество - 75% (5 учеников)
Перед подготовкой Рабочей программы по русскому языку, я обычно стараюсь разделить ее на три части в зависимости от «силы» класса. Например, в этом году, у меня класс со слабыми мотивационными данными. Поэтому, «Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку» разделена у меня следующим образом:
1 часть. Изложение. Подготовка к заданиям с кратким ответом (№2-14)
2 часть. Подготовка к сочинению 15.2
3 часть. Интенсивная отработка умений и навыков для успешной сдачи экзамена (апрель - май).
Естественно, первое занятие (консультация) начинается со знакомством с требованиями и критериями оценивания сочинения-рассуждения по заданному тексту. Учащимся я обязательно сообщаю, что сочинение необходимо писать по типу рассуждения. В нем должно быть не менее 70 слов, лучше 75. Обязательное наличие 3 абзацев, а также сообщаю о необходимости включения в него двух аргументов из прочитанного текста. На этом же занятии раздаю распечатанные на листе А4 критерии оценивания сочинения, которые ребята вклеивают в тетради для консультаций.
Уже со второго занятия мы начинаем интенсивную подготовку к сочинению 15.2. и на этом же занятии отвечаем на три главных вопроса:
1. Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
|
2. Как писать основную часть?
И здесь я говорю ребятам о том, что основная часть сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
пересказа текста
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно, излагать свои мысли.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . |
3. О ЧЕМ ПИСАТЬ В ЗАКЛЮЧЕНИИ?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Здесь же ребятам напоминаю, что в начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
-
итак,
следовательно,
значит,
таким образом,
мы пришли к выводу,
подводя итог вышесказанному,
делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Далее, я ребятам показываю, пример сочинения-рассуждения:
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… (9) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста (11). Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что… (6). Еще нужно 45 слов! |
Потом, мы с ребятами просто начинаем отработку навыков по поиску аргументов к предложенному фрагменту текста. Таким образом, когда девятиклассники видят, что практически половину слов можно просто запомнить, в них вселяется уверенность в получении хорошей отметки на экзамене, и они начинают серьезнее (ответственно) готовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Надеюсь, мой простой опыт поможет каждому…