12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Светлана Николаевна245
Очень люблю свою работу и семью. Общий стаж работы 14 лет. Учителем информатики работаю 3 года. Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому я живу, спеша изо дня в день на уроки. Мои мысли постоянно о школе: вечером, ночью, во время каникул.
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

ТЕМА: “Готовимся к работе по ФГОС в 5 классах”.

Подготовила: Андреева Светлана Николаевна учитель информатики и ИКТ

 

СЛАЙД № 1.

Пожалуй, ни одному преподавателю не безразлична проблема мотивации обучения, т. е. умения учить так чтобы было интересно и ученикам и самому учителю.

Думаю, что мы – учителя информатики - несколько отличаемся от других педагогов: у нас в практически полном распоряжении есть кабинет современной техники. Хотим мы или нет, её наличие само по себе меняет порядок традиционной работы.

В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не « получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности.

 

СЛАЙД № 2.

Приоритетным становятся:

достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;

достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования;

достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта – научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя - создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом « ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы « ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ?» Ребенок должен стать « архитектором» образовательного процесса.

 

СЛАЙД № 3.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых к выполнению работы под непосредственным руководством учителя – к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.

Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Вызывает сомнение то, что в концепции внедрения стандартов представление об учителе дается как об идеальном. На самом деле учителю трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее. Это длительный процесс.

Принципиальное изменение целей приводит к появлению ориентира на достижение личностных результатов, таких как личностная и социальная зрелость, проявляемая ребёнком в индивидуальной и совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, с взрослыми), в социальном поведении.

 

СЛАЙД № 4.

Мы можем выстроить новый образ результата, а в отличие от требований, выдвигаемых в прежней системе целевых ориентиров, мы будем действовать в логике «от успешной школы — к успехам ребёнка»:
- школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого;
- учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого ребёнка, заключающийся в возникновении новых предметных, социальных и личностных задач на основе развившихся возможностей ребёнка, создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым ребёнком;

- ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности.

Как заинтересовать информатикой? Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер.

Сказки, игры со словами, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема "умышленной ошибки", приема конкретной ситуации, приема "толстых" и "тонких" вопросов, приема "эффекта 30 секунд", принципа В.Н.Сорока-Росинского: "Поменьше учителя - побольше ученика", составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема "короткой" задачи, применение метода хоровых ответов, - это те "педагогические уловки", которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т.е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма.

 

СЛАЙД № 5.

"Я" (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

"МЫ" (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему?).

"ДЕЛО" (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее). Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов:

 

СЛАЙД № 6.

- Почему я не решил задание №20 теста или решил?

- Я был на верном пути, но растерялся? (Внимание, самообладание?)

- Обращался ли я к дополнительной литературе? (Это первые шаги к саморазвитию.)

- Обсуждал ли с кем-либо решение? (Один ум хорошо, а два лучше.)

- Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии? Чему научился?

- Что у меня получилось и не получилось? Какая помощь мне нужна? (Японская мудрость гласит: "Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно".)

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)

 

СЛАЙД № 7.

Анализ занятия.

Занятие достигло поставленных целей, если:

1) созданы условия для саморазвития и самореализации личности;

2) обучаемые с обоснованием выполняют исследование решения задач, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи;

3) применяют знания и способы действий в измененных и новых ситуациях;

4) могут найти ошибку в рассуждениях и исправить ее;

5) самостоятельно могут оценить свой путь от представления к пониманию.

Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для "выращивания" нового знания, для саморазвития и самореализации.

При работе с классом придерживаться рекомендаций автора, изложенных в методичке к учебнику. Правильно организованная фронтальная работа с классом, обязательная проверка самостоятельной работы непосредственно после работы. Домашнее задание предлагать небольшого объема и комментировалось в классе. Неоднократно включать в домашнюю работу задания, которые разобрали в классе.

Методические рекомендации представляют большой интерес для учителя и оказывают ему огромную помощь, т.к. в них представлены задания для проведения самостоятельных, контрольных работ, зачетов, даны примерные разработки всех уроков, отражающие авторские взгляды на методику преподавания информатики.

Возраст пятиклассника благоприятен для творческого развития, они легко откликаются на необычные уроки, склонны к спорам, рассуждениям.

Детям нравится решать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою правоту. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного школьника, его национального самосознания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.