Готовимся к ВПР по русскому языку (6 класс. Вариант 2)

15
5
Материал опубликован 30 August 2018 в группе

Готовимся к ВПР по русскому языку 6 класс Вариант 2 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания  Ты мож..ш.. бе(з,с)конеч..но долго гл..деть на море. Оно никогда (не)надоест. Оно всегда разное, новое, (не)обыч..ное. Оно м..няет..ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)голубое, в (не)скольких м..стах покрытое поч..ти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)синее пламе(н,нн)ое св..ркающ..е. То оно пен..т..ся б..рашками. То под свеж..м ветром станов..т..ся вдруг тёмным, шерстя(нн,н)ым. Вот нал..тает буря и оно грозно пр..ображает..ся. Шт..рмовой(2) ветер гон..т(3) крупную в..лну. По грифельному небу нос..т..ся с криками ч..йки(4). Бурные волны вол..кут и швыряют вдоль бер..га поч..рневший от влаги ствол дер..ва. Рез..кая зел..нь г..ризонта стоит стеной над бурыми обл..ками шторма. Малахитовые в..лы пр..боя, и(с,з)писанные беглыми зигзагами пены, с пушеч..ным громом разб..вают..ся (о)берег. Эхо разнос..т..ся бронзой (в)воздухе. Туман брыз(к,г) в..сит кисеёй (во)всю высоту пр..брежных обрывов.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Плато, алфавит, инструмент, кухонный.

5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Одна ласточка весны не делает, но с первой ласточкой начинается ожидание тепла. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова.(слов) 1)Ответ более точен 2)Семидесятью годами 3)Вкусное какао 4)Трое подруг

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Обрывистые берега реки поросли Травой. 2)Станция Михнево крупный железнодорожный узел Подмосковья. 3)Замечание ваше уместно и справедливо. 4)Солнце в сентябре уже нежаркое.

8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Горы сверкали серебром и алмазами и резко выделялись на фоне бледного неба. 2)Не забудьте дорогие друзья поблагодарить нашего экскурсовода. 3)Охотников беспокоила не зимняя дорога и не встреча с диким зверем, а незастывший лёд на перерыве.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 Победитель Наполеона полководец князь Михаил Илларионович Кутузов в молодости получил тяжёлое ранение в голову, сражаясь с турками в Крыму. (2) Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. (3) В наше время на обложках книг и журналов и на различных сувенирных продукциях мы часто встречаем изображение полководца с повязкой на правом глазу. (4) Существует популярный миф, что князь после ранения ослеп на один глаз и всю жизнь прикрывал его черной лентой. (5) Крымские экскурсоводы, показывая место под Алуштой, где произошло сражение, случается рассказывают доверчивым туристам эту историю. (6) Но на самом деле Михаил Илларионович и после ранения видел обоими глазами. (7) На портретах, написанных современниками главнокомандующего (например, на полотне Р.М. Волкова), чёрной повязки на правом глазу М.И. Кутузова нет. (8) Нет ни одного письменного свидетельства современников о том, что князь её вообще носил. (9) Да, ранение в голову оказалось очень серьёзным, правый глаз был повреждён. (10) Врачи считали чудом, что князь вообще мог выжить.

(11) Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12) Полтора года он лечился в Петербурге, затем продолжил лечение в Европе. (13) Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами. (11) Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12) Полтора года он лечился в Петербурге, затем продолжил лечение в Европе. (13) Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами. (14) Так откуда же взялась чёрная повязка? (15) считается, что она впервые появилась в 1944 г. в художественном фильме «Кутузов». (16) затем повязку на правый глаз Кутузова «надели» режиссёры-постановщики ещё одного произведения кинематографа – «Гусарской баллады». (17) По «Гусарской балладе» поставили спектакль, а потом балет. (18) И в них Кутузов тоже был с повязкой. (19) Вот так художественные произведения двадцатого века породили легенду об одноглазом главнокомандующем и чёрной повязке на его правом глазу.

9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11 Откуда мы знаем, что М.И. Кутузов не носил чёрной повязки на правом глазу? 12   Определите и запишите лексическое значение слова «тяжёлое» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13 Определите стилистическую окраску 13 Определите стилистическую окраску слова «свидетельства» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.  14 Объясните значение фразеологизма «взяться за ум», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответы:  Ты можешь бесконечно долго глядеть на море. Оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, необычное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко- синее, пламенное, сверкающее. То оно пенится барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмным, шерстяным. Вот налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную волну. По грифельному небу носятся с криками чайки. Бурные волны волокут и швыряют вдоль берега почерневший от влаги ствол дерева. Резкая зелень горизонта стоит стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые валы прибоя, исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо разносится бронзой в воздухе. Туман брызг висит кисеёй во всю высоту прибрежных обрывов.

Морфемный разбор Штормовой. Штормовой. – шторм(суффиксальный способ)

Морфологический разбор Гонит. 1.Гонит (что делает?)- глагол, н.ф- гнать. 2.Пост.- несов.вид, невозвр., переход., 2 спр.; непост.- в форме изъявит.накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч. 3.В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор По грифельному небу носятся с криками чайки. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: чайки(подлежащее, выражено именем существительным), носятся(однородные сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены предложения: (носятся) с криками- обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (носятся) по небу -обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (по небу) грифельному- определение, выражено именем прилагательным.

3 кисеёй. 3 кисеёй. В слове 6 букв, 7 звуков, так как буква ‘ё’ обозначает два звука после гласного – [й’] и [о]. 4 Плато, алфавит, инструмент, кухонный. 5 Одна(числ.) ласточка(сущ.) весны(сущ.) не(част.) делает(глаг.), но(союз.) с(пред.) первой(числ.) ласточкой(сущ.) начинается(гл.) ожидание(гл.) тепла(сущ.).

6 Семьюдесятью годами, три подруги. 6 Семьюдесятью годами, три подруги.  7 Станция Михнево- крупный железнодорожный узел Подмосковья; В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п.

8 Не забудьте, дорогие друзья, 8 Не забудьте, дорогие друзья, поблагодарить нашего экскурсовода; Это предложение с обращением. ИЛИ обращение ИЛИ обращение внутри предложения. 9 Кутузов не был слепым на один глаз, эту легенду породили художественные произведения 20 века.

10 1.Миф о том, что Кутузов был слеп на один 10 1.Миф о том, что Кутузов был слеп на один глаз. 2.Как всё было на самом деле. 3.Откуда взялась легенда о чёрной повязке на правом глазу. 11 На портретах, которые были написаны при жизни Кутузова, он изображён без повязки. 12 Тяжёлое- опасное, сильное, трудно излечимое.

13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Свидетельство- книжное. Синоним: свидетельство- докозательство, подтверждение. 14 фразеологизм: Взяться за ум- стать более благоразумным, серьёзным, рассудительным.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересная работа! Даются разнообразные задания, инструкции, правила!

5 September 2018

Спасибо за оценку работы,Татьяна Михайловна!

5 September 2018

ВПР - не горами, подготовка у Вас идёт полным ходом!

14 November 2018

И мы стараемся успеть! Рада вас видеть ,Раиса Поликарповна!

15 November 2018

Думаю,что смогу помочь коллегам при подготовке учащихся 5 и 6 классов!

16 January 2019