Подготовка к ВПР
по русскому языку
5 класс Вариант 3
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 154
г. Екатеринбург
Марина Юрьевна Горбачёва
1. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Наступила ...сень. Вспыхнули ж...лтые б...резы покр...снели ...сины. Только дубы, как з...леные остр...ва, стояли посреди леса. Кон...чилась осень ...пали лист...я. Лес стал ч...рным, помр...чнел только дубы св...тились в нем, как остр...ва старого зол...та.
Долго не приходила лед...ная зима а когда пр...шла, на деревьях не осталось и л...стч...ка. Порж...вели пор...дели листья дуба но все-таки д...ржались на ветках до самой в...сны.
В...сной лопнули на б...резах поч...ки зацв...ло волч...е лыко а на ветках дуба все шуршали стары... лист...я. Как остр...ва прошл...годней осени, ст.яли дубы среди нов... весен...его леса.
1
4
3
2
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор
2 – морфемный разбор
3 – морфологический разбор
4 – синтаксический разбор предложения
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Хозяева, монолог, баловать, шарфы
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Пыль столбом поднялась над проселочной дорогой.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1. На летних каникулах мы всем классом отправимся в интересное путешествие
2. Учитель физкультуры сказал нам что летом мы всем классом идем в поход
3. По словам учителя физкультуры мы всем классом идем летом в поход
4. Летом ваш класс идет в поход сообщил учитель физкультуры
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1. Мама разрешила нам с братом сегодня пойти в кино.
2. Позволь нам мама сегодня пойти в кино.
3. Мы с братом и мамой идем сегодня в кино.
4. Фильм который мы посмотрели с братом был очень интересный.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор
11. В воздухе стоит аромат душистых трав и с неба глядит ласковое солнце.
2. Липовый мед очень вкусен и полезен для здоровья.
3. Летом в лесу мы собираем ягоды и грибы и заготавливаем их на зиму.
4. Природа одаривает нас своими богатствами летом и осенью.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. (2)Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
(3)Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. (4)Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. (5)Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. (6)Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. (7)Когда светло станет, он ляжет.
(8)Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. (9)А заяц и не думал хитрить. (10)Он только всего боится.
8. Определите и запишите основную мысль текста
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что заяц путает следы? Запишите ответ
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-7 текста. Запишите ответ
11. В предложениях 4-7 найдите слово со значением «испытать чувство тревоги». Выпишите это слово
12. В Предложениях 5-7 найдите антоним к слову «темно» и выпишите его.
Проверим задания
Задание 1
Наступила осень. Вспыхнули желтые березы, покраснели осины. Только дубы, как зеленые острова, стояли посреди леса. Кончилась осень, опали листья. Лес стал черным, помрачнел, только дубы светились в нем, как острова старого золота.
Долго не приходила ледяная зима, а когда пришла, на деревьях не осталось и листочка. Поржавели, поредели листья дуба, но все-таки держались на ветках до самой весны.
Весной лопнули на березах почки, зацвело волчье лыко, а на ветках дуба все шуршали старые листья. Как острова прошлогодней осени, стояли дубы среди нового весеннего леса.
Задание 2
1. О-сень слово из 2 слогов, 1-й ударный
о — [о] — гласный, ударный
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
5 б., 4 зв.
3. Начальная форма: Старый
Часть речи: Прилагательное
Грамматика: единственное число, средний род, родительный падеж, качественное прилагательное
2. Шуршали
шурш – корень
а – суффикс
л – суффикс
и- окончание
шуршал – основа
4. Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
1) Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное.
Осень(существительное) – подлежащее
Кончилась (глагол) – сказуемое
2) Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное
Листья(существительное) – подлежащее
Опали(глагол) - сказуемое
Задание 3
Хозяева, монолог, баловать, шарфы
Задание 4
Пыль столбом поднялась над проселочной дорогой.
Пыль – имя существительное
столбом – имя существительное
поднялась – глагол
над – предлог
Проселочной – имя прилагательное
Дорогой – существительное
Отсутствующие части речи: местоимение, частица, наречие, междометие, имя числительное
Задание 5
«Летом ваш класс идет в поход», - сообщил учитель физкультуры.
«П», - А.
Задание 6
Позволь нам, мама, пойти сегодня в кино.
Слово «мама» является обращением, поэтому оно заключается в запятые.
Задание 7
В воздухе стоит аромат душистых трав, и с неба глядит ласковое солнце.
Перед союзом «и» ставится запятая, потому что предложение является сложным.
Летом в лесу мы собираем ягоды и грибы, и заготавливаем их на зиму.
Перед вторым союзом «и» ставится запятая, так как в предложении присутствуют однородные члены с повторяющимся союзом.
Задание 8
Основная мысль текста заключается в том, что собственная трусость спасает зайца от смерти.
Задание 9
Ночью заяц прокладывает прямые следы, но с наступлением утра в лесу становится шумно и заяц от страха начинает метаться в разные стороны, тем самым путая следы.
Задание 10
Тип речи - повествование
Задание 11
Испугаться
Задание 12
Светло
Надежда Владимировна Кучмина
Горбачёва Марина Юрьевна
Шипилова Валентина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Арина Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна