Подготовка к ВПР
по русскому языку
5 класс Вариант 2
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 154
г. Екатеринбург
Марина Юрьевна Горбачёва
1. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Справ... от нас возвышалась пл...тина которая ...держивала всю мас...у воды. Вода пр...рывалась в щели пл...тины била оттуда сильными ф...нтанами и с шумом падала вни....
А на другом берегу омута ст...яла старая водян...ая мельн...ца. Это был не...большой деревян...ый домик. Одна его ст...на подх...дила к самой воде и к ней были пр...деланы два огромных к...леса с ш...рокими лопастями, как у пар...хода.
Вдруг огромные к...лёса дрогнули и зав…рочались. Сначал... медленно, потом быстрее, и с них с шумом и плеском начали ст...кать целые п...токи воды.
Я всё это видел первый раз в ж...зни и не мог от...рвать гла... от ч...десного зрел...ща.
2
3
4
1
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор
2 – морфемный разбор
3 – морфологический разбор
4 – синтаксический разбор предложения
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Повторим, красивее, добыча, донизу
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Над полями зорька горит и алой краской рожь покрывает.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1. Взрослые и дети восхищались красивой елкой
2. Как чудесно наряжена новогодняя лесная красавица
3. Ребята посмотрите какая красивая елка
4. Наша елка лучше всех сказал мальчик
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1. Настоящие друзья всегда тебя поймут.
2. Возьмемся за руки друзья!
3. Мы с друзьями ранним утром отправились в поход.
4. До позднего вечера друзья гуляли в парке.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор
1. Утром мы взяли из дома удочки и спининги и пошли на рыбалку.
2. Опытный рыболов поймает рыбу зимой и летом.
3. Осенние листья медленно падали на землю и застилали ее разноцветным ковром.
4. Летом и на лугах и на полях радует глаз разноцветье трав.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. (2)Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. (3)Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. (4)Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней.
(5)Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. (6)Важно так по столу разгуливает.
(7)А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.
(8)Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. (9)Сорока прямо к чашке, и грач за ней.
(10)Позавтракали оба и улетели. (11)Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.
(12)…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. (13)По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. (14)Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за Сироткой. (15)А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
(16)Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
8. Определите и запишите основную мысль текста
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что грач подружился с сорокой Сироткой? Запишите ответ
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12-15 текста. Запишите ответ
11. В предложениях 1-5 найдите слово со значением «найти друга». Выпишите это слово
12. В Предложениях 14-16 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
Проверим задания
Задание 1
Справа от нас возвышалась плотина, которая сдерживала всю массу воды. Вода прорывалась в щели плотины, била оттуда сильными фонтанами и с шумом падала вниз.
А на другом берегу омута стояла старая водяная мельница. Это был небольшой деревянный домик. Одна его стена подходила к самой воде, и к ней были приделаны два огромных колеса с широкими лопастями, как у парохода.
Вдруг огромные колёса дрогнули и заворочались. Сначала медленно, потом быстрее, и с них с шумом и плеском начали стекать целые потоки воды.
Я всё это видел первый раз в жизни и не мог оторвать глаз от чудесного зрелища.
Задание 2
1. Всё – слово из одного слога
в — [ф] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 б., 3. зв
3. Начальная форма: подходить
Часть речи: глагол
Грамматика: изъявительное наклонение, настоящее время, 1 лицо, единственное число, непереходный, несовершенный вид
2. Большой
больш – корень
ой – окончание
больш – основа
4. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложненное.
Колеса (существительное) - подлежащее.
Дрогнули и заворочались (глагол) - сказуемое.
Огромные (прилагательное) - определение.
Вдруг (наречие) – остоятельство.
Задание 3
Повторим, красивее, добыча, донизу
Задание 4
Над полями зорька горит и алой краской рожь покрывает.
Над – предлог
Полями – существительное
Зорька – существительное
Горит – глагол
И – союз
Алой – прилагательное
Краской – существительное
Рожь – существительное
Покрывает – глагол
Отсутствующие части речи: местоимение, частица, наречие, междометие, имя числительное
Задание 5
«Наша елка лучше всех», - сказал мальчик.
«П», - А.
Задание 6
Возьмемся за руки, друзья!
Слово «друзья» является обращением, поэтому перед ним нужно поставить запятую.
Задание 7
Летом и на лугах, и на полях радует глаз разноцветье трав.
В предложении присутствуют однородные члены и повторяющийся союз «и», поэтому перед вторым союзом следует поставить запятую.
Задание 8
Главная мысль текста заключается в том, что грач подружился с сорокой Сироткой.
Задание 9
О том, что грач подружился с сорокой Сироткой свидетельствует тот факт, что грач и сорока были неразлучны. Куда сорока – туда и грач. Спустя время грач так и не нашел себе другой парой, он по-прежнему везде летал с Сироткой.
Задание 10
Тип речи - повествование
Задание 11
Подружиться
Задание 12
Близко
Надежда Владимировна Кучмина
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шипилова Валентина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна