Презентация «Готовимся к ВПР по русскому языку, 5 класс. Вариант 4»
Подготовка к ВПР по русскому языку 5 класс Вариант 4 Автор работы: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбург Марина Юрьевна Горбачёва
1. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Весь день нал...тал на д...ревню г...рячий обж...гающий ветер. Он неожидан...о подн...мал с д...роги з...кручивал в воздухе прошл...годние пожухлые лист...я, сен...ую труху - мелкий мусор, оставш...йся с осени. Я медлен...ым шагом ш...л по р...дной д...ревне, и плащ... мой разв...вался хлопал под ре...кими п...рывами ветра. Мелкие с...ринки хл...стали по моему лицу закруч...вались в в...лосах и дергались там, бу...то ж...вые пч...лы, готовые вот-вот ужалить. Стая гр...зовых туч... толпил...сь в небе над д...ревней, ...биваясь в у...кие темно...синие к...лодцы. По краям этих бездон...ых к...лодцев зол...тились солнеч...ные лучи. 1 2 3 4
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: 1 – фонетический разбор 2 – морфемный разбор 3 – морфологический разбор 4 – синтаксический разбор предложения 3. Поставьте знак ударения в следующих словах Розыгрыш, щекотно, банты, доверху
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Солнечные лучи проходили через эту толщу воды. 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1. По словам моего учителя сильным будет тот кто сможет преодолеть себя 2. Мой учитель сказал что сильный тот кто преодолеет самого себя 3. Однажды учитель сказал мне Сильный тот кто сможет преодолеть себя 4. Неужели сильным может быть только тот кто способен преодолеть самого себя
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1. Много красивых цветов ты увидишь в поле и на лугу. 2. Как много красивых цветов на лугу! 3. Я посоветовал Вите выбрать самый красивый цветок. 4. Смотри какой красивый цветок Витя!
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор 1. Вот тропинка бежит по селу и ныряет в березовую рощу. 2. По тропинке шел старик и за ним бежал маленький мальчик. 3. Я посмотрел вдаль и увидел уходящую в рощу тропинку. 4. Небольшая березовая роща росла на краю села.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Я вошел в дом и застыл на пороге. (2)По полу разливалось молочное озеро. (3)Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки. (4)Кто тут?! (5)В комнате всё было вверх дном. (6)Только букет стоял на столе целый и невредимый. (7)Среди разгрома он выглядел как-то нагловато. (8)Показалось, что это букет во всём виноват. (9)Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. (10)А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро. (11)Вдруг показалось — кто-то смотрит! И тут я понял, что это на меня смотрит букет. (12)Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами. (13)Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
8. Определите и запишите основную мысль текста 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что в комнате был беспорядок? Запишите ответ 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-8 текста. Запишите ответ 11. В предложениях 7-8 найдите слово со значением «разрушение». Выпишите это слово 12. В Предложениях 11-13 найдите антоним к слову «черный кот» и выпишите его.
Проверяем задания
Задание 1 Весь день налетал на деревню горячий обжигающий ветер. Он неожиданно поднимал с дороги, закручивал в воздухе прошлогодние пожухлые листья, сенную труху- мелкий мусор, оставшийся с осени. Я медленным шагом шел по родной деревне, и плащ мой развевался, хлопал под резкими порывами ветра. Мелкие соринки хлестали по моему лицу, закручивались в волосах и дергались там, будто живые пчелы, готовые вот-вот ужалить. Стая грозовых туч толпилась в небе над деревней, сбиваясь в узкие темно-синие колодцы. По краям этих бездонных колодцев золотились солнечные лучи.
Задание 2 1. Пче-лы слово из 2 слогов, 1-й ударный п — [п] — согласный, парный глухой, парный твёрдый ч — [ч’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий ё — [о] — гласный, ударный л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый ы — [ы] — гласный, безударный 5 б., 5 зв. 3. Начальная форма: Толпиться Часть речи: глагол Грамматика: изъявительное наклонение, настоящее время, 1 лицо, единственное число, непереходный, несовершенный вид 2. Хлестали хлест – корень ал – суффикс и – окончание хлестал - основа 4. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неосложненное. Лучи(существительное) - подлежащее Золотились(глагол) - сказуемое Солнечные(прилагательное) - определение По краям колодцев - дополнение Этих бездонных - определение
Задание 3 Розыгрыш, щекотно, банты, доверху
Задание 4 Солнечные лучи проходили через эту толщу воды Солнечные – имя прилагательное Лучи – имя существительное Проходили – глагол Через – предлог Эту – местоимение Толщу – имя существительное Воды – имя существительное Отсутствующие части речи, частица, наречие, междометие, имя числительное
Задание 5 Однажды учитель сказал мне: «Сильный тот, кто сможет преодолеть себя». А: «П».
Задание 6 Смотри какой красивый цветок, Витя! В данном случае имя собственное «Витя» является обращение, поэтому перед ним нужно поставить запятую.
Задание 7 По тропинке шел старик, и за ним бежал маленький мальчик. Предложение сложное, поэтому перед союзом «и» следует поставить запятую
Задание 8 Главная мысль текста заключается в том, что в комнате был беспорядок.
Задание 9 О том, что в комнате был беспорядок свидетельствует тот факт, что на полу разливалось молочное озеро, вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
Задание 10 Тип речи - рассуждение
Задание 11 Разгром
Задание 12 Черный, невиданный цветок
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шипилова Валентина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна