Подготовка к ВПР
по русскому языку
5 класс Вариант 8
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 154
г. Екатеринбург
Марина Юрьевна Горбачёва
Лебе...ь по своей крас...те и вел...чавой ...санке давно и справ...дливо назван царем всей вод...плавающей птиц...
Это белая птица с бл...стящими, пр...зрач...ными небольшими глазами, с ч...рным носом и ч...рными лапами, с длин...ой шеей. Лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между з...леных к...мышей по темно-синей гла...кой п...верхности воды.
Все его дв...жения исполн...ны прел...сти: подним...т голову вверх и вытян...т шею ; начнет ли купат...ся, ра...брызгивая воду, которая скатыва...т...ся с его пуш...стого тела; распуст...т ли крыло по воздуху и стан...т также носом переб...рать в нем каждое перо. Все ж...вописно и в...л...колепно в нем.
1. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
1
2
3
4
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор
2 – морфемный разбор
3 – морфологический разбор
4 – синтаксический разбор предложения
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Эксперт, банты, звонит, шарфы
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
В конце зимы на дворе звенит весенняя капель.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1. У кого есть гармонь спросил наш командир
2. Все собрались вокруг гармониста и попросили его что-нибудь сыграть
3. Гармонист обратился к солдатам и спросил их о том какую музыку им сыграть
4. Сыграй нам вальс гармонист
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1. По рассказам деда я знал о войне очень много.
2. Дед расскажи мне о войне.
3. Дед много рассказывал мне о войне.
4. Дед рассказал мне, что на войне было очень трудно.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор
1. Дорожки в лесу стали невидимыми и все покрыл туман.
2. На лесных тропинках можно встретить много животных и птиц.
3. Во время прогулки по лесу мы нашли много грибов и ягод и собрали гербарий.
4. Популяция животных и птиц Среднерусской возвышенности очень многообразна.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)У нас в Туле была кошка. (2)Дымчато-серая. (3)С острою мордою - вернейший знак, что хорошо ловит мышей; с круглой мордочкой - такие кошки больше для того, чтоб ласкаться к людям и мурлыкать. (4)Кошка эта ловила мышей с удивительным искусством. (5)И - никогда их не ела. (6)И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. (7)Она появлялась с мышью в зубах и, как-то особенно, призывно мурлыкая, терлась о ноги мамы. (8)Уже по этому торжествующему, громкому мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. (9)Мама одобрительно гладила кошку по голове; кошка еще и еще пихала голову под ее руку, чтоб еще раз погладили. (10)Потом обходила всех нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (11)Потом она душила мышь, бросала и равнодушно уходила.
8. Определите и запишите основную мысль текста
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что кошка ловила мышей не для еды? Запишите ответ
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3 текста. Запишите ответ
11. В предложении 6 найдите слово со значением «награда». Выпишите это слово
12. В Предложении 8 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.
Проверяем задания
Задания 1
Лебедь по своей красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водоплавающей птицы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды.
Это белая птица с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей.
Все его движения исполнены прелести: поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, разбрызгивая воду, которая скатывается с его пушистого тела; распустит ли крыло по воздуху и станет также носом перебирать в нем каждое перо. Всё живописно и великолепно в нем.
Задание 2
1. Ше-ю слово из 2 слогов, 1-й ударный
ш — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
е — [э] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[у] — гласный, безударный
3 б., 4 зв.
3. Начальная форма: царь
Часть речи: существительное
Грамматика: нарицательное, одушевленное, мужской род, 2-е склонение, творительный падеж, единственное число
2. Блестящими
блест - корень
ящ - суффикс
ими - окончание
блестящ - основа
4. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неосложненное
Все(местоимение) - подлежащее
Живописно и великолепно(наречие) - сказуемое
В нём - дополнение
Задание 3
Эксперт, банты, звонит, шарфы
Задание 4
В конце зимы на дворе звенит весенняя капель.
В – предлог
конце – существительное
зимы – существительное
на – предлог
дворе – существительное
звенит – глагол
весенняя – прилагательное
капель - существительное
Задание 5
«У кого есть гармонь?» - спросил наш командир.
«П?» - А.
Задание 6
Дед, расскажи мне о войне.
Слово «дед» является обращением, поэтому после него следует поставить запятую.
Задание 7
Дорожки в лесу стали невидимыми, и все покрыл туман.
Предложение является сложным, поэтому перед союзом «и» следует поставить запятую.
Задание 8
Главная мысль текста заключается в том, что кошка ловила мышей не для того, чтобы съесть их, а ради похвалы людей.
Задание 9
Кошка ловила мышей для того, чтобы заслужить похвалу хозяев.
Задание 10
Тип речи - описание
Задание 11
Похвала
Задание 12
Громкому
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шипилова Валентина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна