Урок информатики в 8 классе «Графические возможности языка программирования Pascal ABC»
Тема урока: Программирование графических объектов в среде Pascal ABC
Цель урока:
образовательные:
ввести понятия: «графический редактор», «координатная плоскость».
изучить графическое правило, графические процедуры для построения геометрических фигур: прямоугольник, точка, линия, окружность.
формировать умения и навыки инициализации экрана для вывода графических объектов;
выработать навыки составления программ, реализующих вывод графических объектов на экран;
развивающие:
развивать логическое и алгоритмическое мышления учащихся;
развивать у учащихся познавательную активность;
развивать память и внимание;
развивать коммуникационную компетентность у учащихся;
формировать у учащихся компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;
воспитательные:
прививать учащимся навыки самостоятельной работы;
воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;
воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный, индивидуальная работа на компьютере.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Программирование графических объектов», мультимедийный проектор, компьютеры с инсталлированным на них пакетом Pascal АВС, дидактический раздаточный материал.
Ход урока I. Организационный момент
Рассадить учащихся на свои рабочие места.
Проверить готовность учащихся к уроку, раздать памятки.
Отметить отсутствующих.
II. Объяснение Человек так устроен, что до 80% информации воспринимаемой из окружающего мира мы усваиваем используя зрение. Не зря есть много пословиц в русском языке демонстрирующие это свойство, например, такая: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…».(слайд1)
Не так давно мы начали изучение программирования, где также есть возможность представить информацию наглядно.
Итак, тема нашего урока: «Программирование графических объектов в среде Pascal ABC».
На уроках математики, где используется много чисел, формул, имеется возможность наглядного их представления – с помощью координатной плоскости.
Рассмотрим Декартову систему координат: Она состоит из двух взаимно перпендикулярных осей координат (х и у), точка их пересечения является началом отсчета. Каждая ось размечена единичными отрезками слева на право по оси Х и снизу вверх по оси Y. (слайд 2-3).
Теперь рассмотрим графические возможности среды Pascal ABC: Для работы в графическом режиме необходимо подключение модуля Graph ABC.(слайд 6). Координатная плоскость в программе Pascal ABC. (слайд 7)
КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ ЭКРАНА
Н ачалом координат (0,0) считается левый верхний угол экрана.
Координаты х (номера столбцов или позиций) возрастают справа налево, а
Модуль GraphABC содержит константы, типы, процедуры, функции и классы для рисования в графическом окне.
ClearWindow - очищает графическое окно белым цветом.
SetWindowWidth (w: integer)- устанавливает ширину графического окна.
SetWindowHeight (h: integer) - устанавливает высоту графического окна.
CloseWindow - закрывает графическое окно.
ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
SetPixel (x,y,color: integer)- закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color.(слайд 8)
Line (x1,y1,x2,y2: integer) - рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2). (слайд 9)
Rectangle (x1,y1,x2,y2: integer) - рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).(слайд 10)
Circle(x,y,r) – окружность радиусом r, с центром в точке (x,y) (слайд 11)
УСТАНОВОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (слайд 12)
SetPenColor (color: integer) устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.
SetPenWidth (w: integer)- устанавливает ширину пера, равную w пикселам.
SetPenStyle (ps: integer)- устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
Стили пера задаются константами: SetBrushColor(color) - устанавливает цвет кисти. (заливка кистью распространяется на замкнутый контур).
SetBrushStyle(bs: integer) - устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.
FloodFill (x,y,color: integer) - заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).
FillRect (x1,y1,x2,y2: integer) - заливает прямоугольник.
Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами.
Стандартные цвета: Стили кисти:
Значение | Имя | Виды цветов Назначение | bsSolid |
| bsCross |
|
0 | clBlack | черный | | | ||
1 | clBlue | синий | | | ||
2 | clGreen | зеленый | bsClear | | bsDiagCross |
|
3 | clSkyBlue | голубой | | | ||
4 | clRed | красный | | | ||
5 | clPurple | фиолетовый | bsHorizontal |
| bsBDiagonal |
|
6 | clBrown | коричневый | | | ||
7 | clMedGray | серый | | | ||
8 | clDkGray | темно-серый | bsVertical |
| bsFDiagonal |
|
9 | clNavy | темно-синий | | | ||
10 | clLime | ярко-зеленый | | | ||
11 | clAqua | бирюзовый | Режимы пера задаются константами: | |||
12 | clFuchsia | сиреневый | 1.pmCopy – обычный режим; при рисовании цвет поверхности заменяется цветом пера; | |||
13 | clMaroon | темно-красный | ||||
14 | clYellow | желтый | 2.pmNot – режим инвертирования; при рисовании цвет поверх-ности становится негативным, а цвет пера при этом игнорируется. | |||
15 | clWhite | белый |
III Закрепление изученного материала. Практикум по решению задач (Работа с памятками)
Создайте программы используя следующие наборы команд:
SetBrushColor(clLime);
circle (300,350,150)
2. SetPenColor (clBlack);
rectangle(100,100,200,200);
3. SetBrushColor(clNavy);
Line (90,90,150,150);
Создать рисунок ( домик) используя заготовку чертежа.
Uses GraphABC; Begin Line (100,200,200,100); Line (200,100,300,200); Rectangle (100,200,300,400); Rectangle (150,250,200,300); Rectangle (200,350,250,400); End. |
|
Составить программу, выводящую на экран геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Запустить программу Pascal ABC (Пуск – Все программы - Pascal ABC - Pascal ABC или ярлык на рабочем столе).
Ввести программу.
Выполнить программу.
Сохраните программу в файле.
IV. Подведение итогов.
Подводятся итоги уроки, анализируется и оценивается работа каждого ученика.
1) Что нового узнали?
2) Чему научились?
3) Сегодня я узнал(узнала)…
Было интересно…
Было тяжело…
Я выполнил (выполнила) задания…
Я понял (поняла), что…
Сейчас я могу…
V. Д/з Составьте программу, которая выводит на экран одно из приведенных изображений