Статья «Просто о сложноподчиненном предложении и его видах»
Ковалёва Кристина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы.
Просто о сложноподчиненном предложении и его видах.
А если я вам скажу, что вы уже знаете, что такое сложноподчиненные предложения? И даже больше, вы каждый день употребляете их в повседневной речи. Предлагаю читателям статьи познакомиться с моими этапами работы в объяснении нового материала по теме «Сложноподчинённое предложение и его виды» в курсе русского языка 9-го класса.
В начале урока каждый обучаемый должен определить для себя цель, которую он будет достигать в течение урока. Для этого ученики отгадывают пропущенное слово, зашифрованное в ребусе (рис.1), и делают запись в рабочей тетради. Здесь же формулируется тема урока.
Сложноподчиненное предложение.Рис.1.
Переходим к актуализации знаний. Повторить сведения, ранее полученные или смежные, следует по двум причинам: во-первых, чтобы неоправданно не повторять известное детям, во-вторых, чтобы создать ассоциативный фон для усвоения новых сведений [4].
Прием «Матрица». Учащиеся получают таблицу с предложениями, в которой заполнена только одна колонка (колонка схемы пуста). Заполняя колонки необходимо ответить на проблемные вопросы: чем отличаются простое предложения от сложного? чем отличаются союзные предложения друг от друга? В каждом предложение необходимо подчеркнуть грамматическую основу и расставить запятые.
Далее вместе с учениками составляются схемы предложений, объясняется форма скобок, выделяются союзы.
Табл.1. Прием «Матрица» (ответ).
В простом предложении есть только одна грамматическая основа. В сложном предложении – две основы.
Запись в тетрадь.
Обсуждение нового материла. Школьники получают на карточках таблицу с видами придаточного. Задается проблемный вопрос: на вопросы каких второстепенных членов отвечают зависимые части?
Задание. Напишите вопросы видов придаточного в 1-ую колонку.
Во 2-ой колонке определите, какой вопрос нужно задать от главного предложения к придаточному.
Табл.2. Виды придаточного в СПП (задание).
Табл.3. Виды придаточного в СПП (ответ).
В зависимости от того, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, оно называется определительным, обстоятельственным, изъяснительным (для вопросов дополнения).
После обсуждения видов придаточного обучаемые переходят к заданию «Домино». Целью задания является развитие умения определять сложноподчиненное предложение по его существенным признакам, зависимости одной части от другой [1:54].
Задание. Соедините главное предложение в первой колонке и придаточное во второй. Сложноподчиненное предложение запишите в тетрадь
Табл.4. Прием «Домино».
Ответ. За работой мы не замечали, как быстро прошло время. (это СПП, так как одно предложение зависит от другого, то есть можно задать вопрос (что?), предложения соединены союзом)
Закрепление материала проходит путем использования приема «Снежный ком» [1:19]. Алгоритм этого приема кратко можно описать так:
Слово – предложение – вопрос – ответ.
Один из пары говорит слово, второй придумывает простое предложение с этим словом. Первый задает вопрос, а второй придумывает ответ. Так дети осознанно учатся создавать сложноподчиненные предложения.
Книга – я читаю книгу – зачем? – чтобы быть умной.
(придаточное обстоятельственное)
Правда – мы узнали правду – какую? – которую долго скрывали от нас. (придаточное определительное)
Ответ. Я читаю книгу, чтобы быть умной. Мы узнали правду, которую долго скрывали от нас.
Парная работа позволит учащимся обучить не только себя, но и своих одноклассников. При таком взаимодействии достигается наивысшая степень восприятия информации.
В конце урока составляем кластер [3]. Кластер позволит ученику собрать имеющиеся и новые знания в единую «копилку», уточнить то, что осталось неясным.
Рис.2. Кластер. Сложноподчиненное предложение.
По итогу составленные таблицы будут использованы на последующих уроках для актуализации знаний. Тип придаточного предложения будет определяться легко, так как была проведена параллель между типом придаточного и второстепенными членами предложения, которые давно известны детям. Благодаря практическим заданиям школьники осознают, что русский язык проще, чем им кажется.
Список литературы:
1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
2. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок –М.: ООО «Издательская Группа «Основа»», 2013. – с.54
Интернет-ресурсы:
1. Издательство «Лицей». https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/735-21
2. Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov
4. Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка – EduNeo [электронный ресурс] https://www.eduneo.ru/texnologiya-ukrepleniya-didakticheskix-edinic-na-urokax-russkogo-yazyka/
Горбачёва Марина Юрьевна
Кристина Юрьевна