Статья «Психолог ССУЗа. Просто о сложном»

2
0
Материал опубликован 6 October 2017

Психолог ССУЗа. Просто о сложном

Эта статья для начинающих психологов, которые только начинают работу в данной сфере

06.10.2017

Natalia Novozhilova

Не могу утверждать, что конкретно подтолкнуло меня к написанию этой статьи. Возможно, это моя страсть все структурировать, а может и своеобразный вызов сложившейся системе. В профессии я и сама «новичок», ведь работаю третий год. После университета устроилась в колледж (тогда - профессиональное училище) и столкнулась с рядом проблем. Изначально от меня ждут каких-то планов, потом действий по адаптации студентов к учебному процессу, подготовку лекций и тренингов. А еще, для этого не всегда выделяются окна в расписании, и приходится занимать внеурочное время студентов, которым, естественно, это не всегда нравится.

Голова идет кругом, в таком темпе проходит первое полугодие. А что же нас ждет во втором? Да почти ничего! Неравномерность нагрузки и не проработанный план действий дали о себе знать. А отсутствие работы – это хуже, чем её избыток. Так, напрашивается вывод, что для продуктивной деятельности нужно её структурировать, и к этому я вернусь позже. В начале, я говорила о вызове, и теперь настало время пояснить эту мысль. Когда молодой, неопытный психолог приходит на первое место работы (в данном случае я пишу только о ССУЗе), ему говорят, что входит в его обязанности и передают дела предшественника (в лучшем случае). Если найти и почитать современную литературу по организации работы психолога колледжа, то мы столкнёмся либо со сложными и витиеватыми, зачастую неконкретными, обязанностями специалиста, либо это будет описано так, что психолог обязан владеть этими знаниями априори, так что останавливаться на них нет никакого смысла.

Я хочу на своем примере показать, как справляюсь и как вижу свою деятнельность. Что-то у нас с вами будет общим, а чего-то вам будет не хватать, или, напротив, какие-то функции будут в новинку. Своей задачей я ставлю в максимально простой и доступной форме показать коллегам, как можно организовать дела, чтобы яснее представлять, чем мы занимаемся из года в год.

Рис. 1 Деятельность психолога ССУЗа

Изначально мною планировалась именно такая подача организации работы. Но внимательный читатель сразу найдет недостающее звено, а именно – родители. Чего же, собственно, хотят родители? Чаще всего, это помощь психолога в том, чтобы мотивировать ребенка на обучение. Хотя помощь – громко сказано. Скорее всего, на психолога повесят это «бремя», под предлогом запроса. Поэтому, я предлагаю объединить этот вопрос в отдельный консультационный блок и разобрать его наравне с обращениями по проблемам студентов.

Разберем по пунктам то, что требует от психолога администрация ССУЗа:

Планы и отчеты.

При составлении плана на год, необходимо помнить, что целесообразно распределить нагрузку равномерно, в течение всего учебного года, а так же выделить время для самообразования. Так как примеров подобной документации вполне достаточно в сети интернет, мы не будем тут надолго останавливаться.

Адаптация студентов к учебному процессу.

Четко продуманный и отработанный план адаптации – залог успешного ее проведения. Естественно, с опытом будет нарабатываться база, но молодому специалисту на первых порах тяжело войти в колею. Первое, что нужно сделать: определиться с тем, что вы будете делать и какие у вас сроки. В моем случае, это период с сентября по декабрь. С самого начала учебного года я знакомлюсь со студентами, провожу первичную диагностику, провожу тренинги на знакомство и сплочение коллектива, выявляю группу риска, занимаюсь коррекционной работой и вторичной диагностикой. Итог своей работы я представляю в виде общего отчета, характеристик на каждого студента и презентации, которую представляю на педсовете по итогам первого семестра. Это большой и кропотливый труд, поэтому очень важно, чтобы время оставалось и на консультации студентов, родителей, и на обработку диагностического комплекса, и на работу с отчетными документами.

Осуществление работы по всем направлениям психологической деятельности.

Так я объединила оставшиеся функции и предлагаю сразу разобраться по каждой. Психологическое просвещение направлено на повышение компетенции преподавателей и родителей в вопросах особенностей подросткового и юношеского возраста. Сюда мы можем отнести лекции, беседы, выступления на родительских собраниях и т.д. Зачастую о таких мероприятиях вас уведомляют заранее и времени на подготовку предостаточно. Но бывают и форс-мажоры. На этот случай предлагаю обзавестись парочкой готовых отработанных лекций (лучше с наглядными иллюстрациями, презентациями).

Психологическая профилактика. Как же любят в это понятие вбирать все направления (от консультации до коррекции). Зачастую границы данного направления размыты и скорее игнорируются. Для себя я выделяю лишь два важных пункта: следим (сопровождаем) студентов группы риска и, совместно с кураторами, обеспечиваем обязательную внеурочную занятость всех студентов. Если студент не посещает спортивную секцию/тренажерный зал, музыкальную/художественную/танцевальную школу, то педагогической задачей является вовлечение его в кружковую секцию при колледже (художественное объединение, компьютерный клуб, спортивное направление и прочее).

Психологическая диагностика. Здесь каждый психолог выбирает для себя то, что по душе. Изначально я подбирала отдельные методики на агрессивность, тревожность и так далее. В итоге, у меня получалось очень много материала для обработки, который не всегда удовлетворял результатом, и был недостаточно показательным. Сейчас я стараюсь переходить на многофакторные опросники, при этом, не забывая и о проективных методиках. Очень важно собрать свою копилку психодиагностического материала, для того, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться не в ущерб своему времени.

Психологическая коррекция. Сюда мы можем отнести индивидуальную работу и тренинги. Например, мы выяснили, что в группу риска входит 16 человек, из них 4 агрессивных, 4 с высоким уровнем тревожности, 4 склонны к суицидальным проявлениям и 4 имеют низкий социальный статус в группе. Для первой тройки я до сих пор разрабатываю тематические тренинги, а вот для изгоев групп я предлагаю индивидуальные занятия, на которых своей задачей ставлю помочь студенту приобщиться к коллективу, найти то, из-за чего происходит столкновение интересов в группе.

Психологическое консультирование. Сюда я хочу отнести все запросы: от преподавателей, родителей и студентов, в том числе обращение по темам. Чтобы существенно облегчить себе работу в данном направлении необходимо иметь четкую пошаговую структуру консультирования, которая включает в себя такие пункты как:

1. Запрос. Ваша задача перевести жалобы клиента в запрос, то есть конечную цель, к которой он хочет прийти с вашей помощью. Никак иначе!

2. Диагностика и выявление причин произошедшего. Домашнее задание.

Рис. 2 Алгоритм диагностической работы в каждом случае

3. Решение. Здесь я могу лишь посоветовать, чтобы техники и методы, отработанные лично вами или найденные в различных источниках, были максимально универсальными для многих ситуаций. Таким образом, вы сможете обрести уверенность в консультировании.

4. Завершение. Оценка результатов совместной работы. Как вариант, составить анкету, в которой клиент сможет отразить преимущества и недостатки проведенной работы.

Я считаю, что этих четырех шагов, которые включают в себя 1-2 дня консультации вполне достаточно. Во-первых, у вас не всегда будет время для долгосрочного консультирования. Во-вторых, давайте будем честны друг с другом: нам за дополнительную переработку никто не платит и, если клиенту необходимо глубокое погружение в проблему – милости просим к специалистам консультантам центра психологической помощи. Наша же задача научить клиента справляться с такими ситуациями самостоятельно, а не делать работу за него. Это действительно важно.

Ну, и напоследок, то, чего же хочет сам психолог. А на самом деле, любой специалист нуждается в признании, чтобы уверенно работать и при этом не разочароваться в профессии. Я предлагаю, не гнаться за различными сертификатами и курсами повышения квалификации. Конечно, как уже говорилось, самообразование – это очень важно, но дело в том, что зачастую вам скармливают информацию, которой впоследствии вы и не воспользуетесь (как половиной университетских знаний, в моем случае). Именно поэтому я представила выше основные трудности и задачи, с которыми сталкиваюсь ежегодно. Это помогает мне конкретизировать то, в чем следует развиваться в дальнейшем. Наш помощник – это накопленный и хорошо представленный материал. 50% того, что делает психолог – выполняет его копилка. Предлагаю рассмотреть подробнее:

1. Создание сборника рекомендаций. В начале года необходимо позаботиться об информационных стендах, которых может быть два и более. На общем стенде всегда должна быть страничка психолога. Здесь вы размещаете любую полезную статью, в зависимости от периода учебной работы. Например, с 1 сентября мы выставляем статью «Советы первокурсникам», с 1 декабря «Как легко подготовиться к сессии», с 1 февраля «Давайте жить дружно», а с 1 апреля «Защита дипломного проекта без стресса». Название и содержание статей должны быть легкими, ориентированные на актуальную проблему.

Второй стенд – ваш личный и его место в вашем кабинете. Так вышло, что на перемене у меня всегда много студентов. Некоторые пришли сообщить, что после занятий им нужно будет поговорить, кто-то рисует и отдыхает, ну, а кто-то просто зашел пообщаться. Я считаю, что это хорошо, когда у ребят есть место отдыха, тем более под моим «присмотром». Они часто читают информацию стенда и буклетов, которые я заблаговременно расположила на столе для творческих занятий. Я могу подготовить рекомендации по межличностному взаимодействию, о любви, дружбе, половому воспитанию. В силу возраста, кто-то может постесняться спросить, а прочесть, в таком случае, проще. Содержание буклетов может быть направлено на пропаганду здорового образа жизни, борьбе с курением, алкоголизмом и наркотиками.

2. Организация хранения опыта, информации. Полученный нами опыт необходимо сохранить и распределить по папкам (как на компьютерном столе, так и в печатном виде). Мои наработки хранятся как на работе, так и дома. Старайтесь избавляться от ненужной, устаревшей или неактуальной информации ежегодно (например, во время летних каникул). Во-первых, это позволит разгрузить кабинет, во-вторых, вы проведете своеобразную инвентаризацию в своем багаже знаний, и, в-третьих, в очередной раз сможете систематизировать и обобщить полученный за год опыт.

Надеюсь, что мои наблюдения из собственной практики в чем-то оказались полезными для вас. Если вы в чем-то не согласны, или хотите обсудить содержание статьи, то добро пожаловать на мою страничку педагогического сообщества УРОК. РФ

https://урок.рф/user/168557

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.