12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалилеева Марина Васильевна35
МОУ Александрово-Заводская СОШ
Россия, Забайкальский край, с.Александровский Завод
2

Гражданско – патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной системы МОУ Александрово-Заводской СОШ

Гражданско – патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной системы МОУ Александрово-Заводской СОШ



Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан, которое всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать.

Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким словом «патриот». Чтобы пробуждающиеся силы подрастающего организма не могли найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет, нужно воспитывать патриотизм в будущем поколении.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

В последнее время слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Главным результатом патриотического воспитания учащихся должно стать развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принцип взаимоотношений между людьми.

В МОУ Александрово-Заводской СОШ гражданско - патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной деятельности.

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы МОУ Александрово-Заводской СОШ стало формирование детской организаций, тем более что школьное самоуправление стало относиться к числу наиболее актуальных проблем современного образования. Так в 2005 году в школе была создана детская организация школьного самоуправления «АЗМиД» (Алек-Заводские мальчишки и девчонки). Это позволило осуществить реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов. В сентябре 2017 года в соответствии с Указом президента РФ «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г. № 536, а также распоряжением главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» наша школа была определена пилотной школой по внедрению и реализации Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".

Становление Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации РДШ предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив обучающихся, с учётом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности.

И вот уже на протяжении нескольких лет в МОУ «Александрово-Заводской СОШ Александрово-Заводского района действует детско – юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ), в состав которой входят школьники, занимающие активную жизненную позицию. На данный момент в состав РДШ входят 53 обучающихся.

Целью детско – юношеской организации является: содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения; содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

воспитывать чувство патриотизма, формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его защите;

предоставить возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание;

формировать содружество школьников на основе любви к малой родине, своей стране;

формировать у обучающихся позитивное отношение к здоровому образу жизни;

повышать информационно-медийную грамотность среди школьников.



Деятельность первичного отделения РДШ нашей школы предполагает взаимодействие с целевыми группами:

обучающимися (во всех классах в начале учебного года прошли классные собрания в целью ознакомления с РДШ и вовлечением учащихся в организацию работы направлений ), участие ребят в региональном слете РДШ;

педагогическим сообществом (педагог-организатор, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, педагоги- руководители кружков и секций, педагог-библиотекарь, администрация образовательной организации).

Педагогическим активом была проведена большая работа по изучению нормативных документов РДШ, составление внутренних локальных актов (Устав РДШ, план работы РДШ, Должностные обязанности старшего вожатого, кураторов направления), были проведены педагогические советы, где учителя выбрали направления в своей деятельности в РДШ(кураторы), участие старшего вожатого в региональной конференции РДШ.

родителями обучающихся.

РДШ способствует определению жизненных планов путём обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения, предоставляет разносторонние возможности организации свободного времени, помогает школьникам проявить инициативу, самостоятельность в жизни школы и общества. Ребята реализуют поставленные цели и задачи через социально - значимые проекты, исследовательские работы, акции и мероприятия.

Ведущими направлениями работы РДШ являются личностное развитие, гражданская активность, военно–патриотическое и информационно-медийное направления.




Личностное развитие

Личностное развитие предполагает творческое развитие школьников, популяризацию здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии.

Через стимулирование творческой активности школьники имеют возможность проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание;

Мероприятия: День знаний, поздравление пожилых людей, день учителя (день самоуправления и концертная программа), Праздник осени, различные конкурсы - выставки рисунков, концертные программы к дню Матери, 8 марта, день Защитника Отечества и т.д., творческая мастерская деда Мороза, «Новогодняя сказка».

Кроме того, имеет большое значение популяризация здорового образа жизни: - формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни; - Формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам.

Мероприятия: беседа «Режим дня и его влияние на организм», соревновании, круглый стол «Я выбираю здоровье» (к международному дню борьбы с курением), День Здоровья и т.д.

На сегодняшний день актуальна и популяризация профессий: - стимулирование и мотивация школьников к личностному развитию, расширение кругозора в многообразии профессий; - формирование у школьников представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития; - способности работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным и культурным различиям;

Мероприятия: сотрудничество с районным ЦЗН, тесное взаимодействие с МЧС (проведение мастер-классов), проведение бесед специалистами, занятия и классные часы по популяризации рабочих и современных профессий, элективный курс «Мой Выбор» и т.д.

Гражданская активность и военно-патриотическое направление

Основные задачи данного направления:

-сохранять и развивать исторически сложившиеся дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеральном государстве, содействовать развитию национальных культур и языков Российской Федерации;

- развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну;

- стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения; - организовывать акции социальной направленности;

- оказывать помощь учреждениям культуры в организации и проведении мероприятий;

- оказывать помощь и содействие в проведении мероприятий экологической направленности.

Важное значение ребята отводили и мероприятиям, посвященным защите и охране окружающей среды: Акции «Мой чистый школьный двор», «Охранять природу – значит охранять Родину», и т.д.

Для сохранения исторической памяти о подвигах солдат и офицеров было создано школьное движение «Волонтеры Победы». Участники РДШ занимаются уборкой территории памятников воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, и воинам, погибшим в годы гражданской войны, участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне (Всероссийские акции «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Бессмертный полк»). Победе в Великой Отечественной войне были посвящены общешкольные мероприятия: «Герои моей страны», «Блокадный Ленинград», чтение «Блокадной книги», «Память о Холокосте», «Сталинградская битва», «Великая Победа», «Урок Победы», «Сады Победы».

Кроме того, ребята проявляют большой интерес к таким акциям ,как «Мы вместе!» (приуроченная ко дню солидарности в борьбе с терроризмом), «Я выбираю жизнь», «Антинаркотические акции», «Тимуровцы», «Память и памятники», «Забота» День народного единства, «Возьмемся за руки, друзья!» (к дню толерантности).

В преддверии выборов президента с целью воспитания гражданской активности в марте 2018 года состоялись выборы лучшего ученика школы (это мероприятие стало ежегодной традицией), встреча с главой администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» и председателем Совета депутатов Александрово-Заводского района, а также правовые игры, викторины для 1-4 и 5-9 классов ко Дню Конституции России, торжественное вручение паспортов и т.д.

Информационно-медийное направление

В рамках реализации информационно – медийного направления участники РДШ ведут сбор информации со школьных мероприятий, обсуждение и редактирование собранной информации. Освещение работы Российского движения школьников осуществляется на сайте школы и школьной странице «РДШ Алек-Завод» на сайте «Одноклассники», где каждое информационное событие, опубликованное там, теперь имеет от 100 до 500 просмотров.

В 2020 году в рамках участия в Забайкальском гражданском форуме школа получила возможность создать свою собственную школьную газета «АЗМиД», которая выходит 1 раз в месяц. А это еще одна возможность развивать творческие способности детей!

В ходе реализации данного направления стало традицией проведение ежегодной акции, посвященной книгодарению «Дарите книги с любовью!».

Внеурочная жизнь ребят разнообразна и насыщена, интересно проходят акции и тематические мероприятия, которые способствуют эстетическому, физическому и патриотическому воспитанию обучающихся нашей школы.

Гражданственность и патриотизм – это такие духовно – нравственные качества, которые выражаются в заботе об интересах страны, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее достижения, критическом отношении к социальным порокам общества, уважении и интересе кисторическому прошлому родины, ее традициям. Другими словами – это «высшая ценность духовной культуры личности».

Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность.

Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:

удовлетворённость детей совместной деятельностью;

активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;

результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;

повышение рейтинга учреждения.

Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых».

Таким образом, патриотическое воспитание через внеурочную деятельность в контексте развития духовно-нравственной культуры личности обучающегося позволяет сформировать базовые национальные ценности гражданина-патриота Родины.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.