Статья «Система гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта "Россия — родина моя"»
Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к Родине, в воспитании гражданина. Особая роль здесь должна принадлежать изучению истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству. Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Поэтому забота о гражданско-патриотическом воспитании подростков приобретает для нас актуальное значение.
В нашей школе для решения вопросов гражданско-патриотического воспитания создан социально-значимый проект «Россия-родина моя». Созданный проект направлен на решение проблемы гражданско-патриотического воспитания детей в современном общеобразовательном учреждении, создание условий для развития их гражданских качеств и воспитания патриотизма. Проект ценен своей практической направленностью.
Система гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта предусматривает формирование и развитие у обучающихся социально-значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание у учащихся таких качеств, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.
- Проект рассчитан на четыре года и разработан на основе традиций воспитательной системы школы, основными составляющими которой являются:
- Изучение школьниками истории Отечества и своей малой родины;
- Работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
- Эстетическое развитие школьников;
- Экологическая деятельность.
Актуальность проекта неразрывно связана с проблемами современного общества. Ни для кого не секрет, что ключевой проблемой современного общества является гражданская незрелость подрастающего поколения. Дети не интересуются не только историей своего государства, но и историей своей семьи, своей малой родины, своего села, своей школы. Они мало общаются с ветеранами войны, труда, спорта – живой историей наших дней. Проблемой является физическая незрелость большинства юношей, будущих защитников Родины, неспособность их выполнить возрастные нормативы на уроках физкультуры. Проблемой является и слабое здоровье подрастающего поколения, злоупотребление табаком, спиртными напитками, а также неумение подростков планировать свою деятельность, заполнять свободное время интересными делами.
Целью проекта является создание новой системы гражданско-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности и приведение ее в действие. В основе проекта лежит гипотеза, о том, что организация гражданско-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности может стать эффективным средством формирования социально полезной направленности личности
Основными направлениями в системе гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение истории ВОВ, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать подростков возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника.
В последние годы стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Отсюда острейшая проблема патриотического воспитания школьников. Патриотизм, коллективизм, Родина, отечество не в почете у учащихся. Поэтому настоящий проект необходим в целях систематизации целенаправленной деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, готовности к выполнению своего патриотического долга, по воспитанию чувства верности Отечеству, своей малой родине, школе.
Проект « Россия – Родина моя» ориентирован на подростков, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Им свойственны безинициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация к учебной и трудовой деятельности, что и является следствием их низкой гражданской позиции. Проект направлен на расширение их кругозора и круга общения, повышение мотивации к учению и подготовке к успешной адаптации в социуме, что соответствует цели нашей школы.
Проект, как я уже сказала, рассчитан на четыре года. В связи с этим он разделен на 4 подпроекта:
Подпроект «Моя малая Родина»
Подпроект «У истоков России»
Подпроект «Я родом из России»
Подпроект «Москва – столица России»
В настоящее время социально-значимый проект работает второй год. В течение первого года с учащимися изучалась история малой Родины.
Целью первого года работы ставилось воспитание патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, с историческим наследием, в процессе воспитания любви к родной природе и бережного отношения к ней.
Патриотические чувства воспитываются у учащихся и при знакомстве с историческими событиями, культурой, бытом своего народа, с историческими памятниками и достопримечательностями своего края и города. В процессе изучения, у учащихся формируется представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Изучая природу родного края решается задача экологического и эстетического воспитания, что является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. В результате проводимых мероприятий ребенок осмысливает себя как часть своей Родины, ее гражданина и патриота, воспитывается чувство уважения к горожанам, к труду людей.
Социально значимый проект – это не только планирование и проведение мероприятий авторами проекта, но и работа всего педагогического коллектива в рамках воспитательного плана школы, воспитательных планов классных руководителей.
Планирование мероприятий подпроекта «Моя малая Родина»
1.Конкурс стихов о Саратове.
2.Выставка рисунков «Город мой родной».
3.Подборка иллюстраций по Саратову и изготовление альбома.
4.Презентация «Основание Саратова», «Великая русская река Волга», «Волга -краса природы», «Волга историческая», «Саратов прифронтовой», «Прогулка по проспекту Кирова» с проведением мероприятий по данным темам. Выставлены на школьном сайте.
5. Экскурсия в краеведческий музей.
6. Экскурсия в этнографический музей.
7. Экскурсия в «Парк Победы».
8. Изготовление подарков в школьных мастерских к юбилею школы.
9. Викторина «Что ты знаешь о Саратове»
10.Спортивные состязания, связанные с Днем города.
11.Трудовые рейды «За чистоту улиц города» - озеленение пришкольной территории и уход за высаженными растениями.
Все запланированные мероприятия были проведены авторами проекта. Такие мероприятия как выставка рисунков «Город мой родной»,изготовление подарков к юбилею школы, конкурс стихов о Саратове проходили в рамках плана воспитательной работы школы, а викторина «Что ты знаешь о Саратове» была запланирована в работе классных руководителей и была проведена на совместных классных часах. Экскурсии запланированы и проведены классными руководителями и авторами проекта.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная со школьной скамьи. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы в прошлом учебном году были поставлены задачи – познакомиться с историей Санкт Петербурга , активизировать патриотическое воспитание детей на примере подвига города в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа, возможность для учеников узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. Тема подпроекта была выбрана в связи с датой – 70- летием снятия блокады Ленинграда. В связи с этой датой много мероприятий проводилось учителями школы в рамках плана воспитательной работы школы (конкурс стихов «Блокадный Ленинград», мероприятия к Дню Победы и т.п.)
Цель подпроекта: воспитание патриотических чувств в процессе знакомства с историей одного из красивейших городов мира, с историческим и культурным наследием, формирование у учащихся соответствующих знаний традициях, истории своего народа воспитание любви к Родине, осмысление ребенком себя, как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Так же как и в первый год, патриотическое воспитание в рамках социально значимого проекта – это не только запланированные мероприятия авторами проекта, но и патриотическое воспитание в рамках воспитательной работы школы (конкурс стихов, выставка рисунков, общешкольные мероприятия, посвященные Дню Победы, экскурсии к памятным местам, в парк Победы).
Итог работы по патриотическому воспитанию второго года явилось мероприятие в СШ №18 перед учащимися с мероприятием «Блокадный Ленинград».
Какие же мероприятия были проведены в рамках подпроекта «Я родом из России»
Конкурс стихов «Блокадный Ленинград»
1. Выставка рисунков.
2. Подборка иллюстраций по Санкт-Петербургу и изготовление альбома.
3. Просмотр фильма «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Экскурсия по Домику Петра I»
4. Презентация «Основание Санкт-Петербурга», «К 400-летию дома Романовых», «Блокадный Санкт-Петербург», «Дворцы Санкт-Петербурга».
5. Мероприятие «День Скорби» (памяти погибшим в концлагерях)
6. Мероприятия, посвященные Дню Победы.
7. Выход в СШ с мероприятием к 9 Мая «Город-герой Ленинград»