Статья «Гражданское воспитание в семье»

1
0
Материал опубликован 30 October 2017 в группе

Гражданское воспитание детей в семье.

Ф. Бекон “Любовь к Родине начинается с семьи”

Итак, что же такое гражданское воспитание?

К основным  элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная  цель гражданского воспитания  - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим  и правовым воспитанием.

В чем же особенности школьного гражданского воспитания?

Наши усилия в школе направлены на социализацию личности. Повышение  у ученика чувства ответственности, формирование  активной жизненной позиции, патриотизма.

Благотворительность - эта сфера деятельности имеет отношение не столько к государству, сколько к гражданскому обществу. Социально благополучный человек заинтересован в том, чтобы жить в обществе, которое также социально благополучно, и для него естественно стремление делиться.

Одной из многочисленных социальных проблем России XXI века является безучастность молодежи к старшему поколению, в частности к пожилым людям. В последнее время мы начали осознавать, что самым острым дефицитом у нас стали человеческое тепло и забота о человеке.

Далеко ходить за примерами не приходится.  Кто-нибудь видел, что бы ребята, отложив свои дела, ринулись помогать одиноким старикам?             Не думаю, что наберется и десяток примеров. А, тем не менее, в стране проживает огромное количество одиноких пожилых людей.

Как же  относятся в нашей стране к участникам Великой Отечественной войны и людям трудового фронта, к пожилым людям? Коробка конфет  к празднику ветеранам, которые еще имеют способность передвигаться, но отягощены различными заболеваниями, есть едва ли не единственный знак внимания. А тем временем 9 мая у Вечного огня все меньше появляется пожилых людей с боевыми и трудовыми наградами, кого-то уже не стало, а многим просто не дойти – не позволяет здоровье. Рядом с нами  пока еще живы легенды нашей замечательной, самой терпеливой в мире страны, и мы, ее молодое поколение, не вправе молча наблюдать, что происходит с этими людьми. Престарелым больным людям не хватает самого элементарного – общения. Общения не с телевизором, не с газетами и книгами, а с человеком. Пусть это будет маленький человечек, зашедший поделиться с незнакомым дедушкой  или бабушкой, частичкой своей душевной теплоты – ведь это и есть самый ценный подарок для человека, запертого в четырех стенах. Перед нами стоит задача  внести в их повседневные будни немножко тепла и внимания, света и заботы – это будет лишь крохотная дань благодарности за их подвиг во имя нашей жизни. И именно поэтому мы всё чаще  обращаемся к словам: милосердие и доброта, отзывчивость и сострадание, сочувствие и понимание.

       В нашем маленьком селе Верхняя Грязнуха проживает чуть больше 500 человек  из них 42 жителя нуждающиеся в помощи: люди с ограниченными возможностями, престарелые, труженики тыла, ветераны труда, некоторые  из них одиноки и являются инвалидами. Многие   доблестно трудились на благо нашей Родины и  теперь нуждаются в простом человеческом внимании. Мы очень обеспокоены тем, что ребята растут  равнодушными, бессердечными, готовыми перешагнуть через чужую боль и обиду. Выбирают  алкоголь, наркотики, праздное время провождение, компьютерные игры. Для этого стоит применять такие формы работы с подростками, которые способствовали бы развитию  патриотизма, духовно-нравственных качеств личности: добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг другу, стремление трудиться на благо других.

     Одна из форм, которая может дать положительный  эффект  –  это  создание  отряда социального  шефства. Все ведь помнят героев  повести А.П. Гайдара – тимуровцев?  И у нас в школе был создан тимуровский отряд «Мы вместе».

Прививая  школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствуем закладыванию основ экологической культуры. А также формируем  активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления....

Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. ...

     Россия – большая страна с многовековой историей. Изучать прошлое и настоящее такой страны – занятие интересное и увлекательное. Но осознать ее историю, найти первоисточник ее силы и могущества невозможно, не изучив жизнь отдельного ее гражданина.       

Воспитание гражданина начинается в семье. У родителей учится ребенок заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. Главный фактор успешного воспитания наших детей – это мы сами, наше гражданское поведение, наша сознательность и ответственность. Успех воспитания обеспечен, если отец и мать – неутомимые труженики, отзывчивые люди, активные граждане, если детей они рассматривают как младших членов своего дружного семейного коллектива, в котором каждый является предметом всеобщего уважения и заботы и в котором у всех вместе есть одна общая забота о Родине. Сегодня, как никогда, подросткам нужно раскрывать идеал гражданина, воспитывать у них гражданские чувства, объяснять, в чем суть гражданственности сегодня. Воспитание гражданственности основывается на формировании мировоззрения. Как же быть родителям? Единственный сегодня путь к детям – думать вместе с ними. Ведь гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает в сущности невозможным гражданский образ мыслей и поступков.

Важно сейчас не оставить наших подростков один на один со сложной действительностью, не отгораживаться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.

Семья, как и школа, должна сосредоточить основное внимание на том, чтобы:

– воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма, зажигать их передовыми идеями и взглядами; учить всегда и везде страстно отстаивать свои идеи и убеждения;

– вырабатывать у школьников потребность при всех обстоятельствах поступать в соответствии со своими убеждениями и взглядами на жизнь.

Родители должны добиваться того, чтобы лучшие устремления подростков всегда находили свое отражение в их делах. Эта педагогическая задача не вызывает особых затруднений в семьях, где родители живут активной жизнью общества, руководствуются в своих мыслях и действиях общественными интересами.

Родители должны работать над принятием детьми универсальных, общечеловеческих ценностей, над уважением их к человеческой жизни. В наше время необходимо вспомнить о забытой старой русской традиции воспитывать растущее молодое поколение людей на примерах их отцов, дедов, прадедов, как это делали всегда в России. А для этого надо обратить внимание, на тех, кто может стать примером мужества, трудолюбия и гуманного отношения к людям.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, к их обычаям, быту, культуре, национальным традициям.

Подростковый возраст является наиболее ответственным и благоприятным периодом для воспитания гражданственности. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма подростка, его психических процессов, активизация всей его жизнедеятельности. Формирование гражданственности является целенаправленным процессом выработки у подростков гражданского сознания, чувств и привычек поведения, жизненной позиции. Воспитание гражданственности всегда ставилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения.  Осуществляя эту задачу, родители помогают школе, а в целом обществу в решении важнейшей педагогической проблемы.

Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. В первую очередь в этой роли выступает семья, а также школа.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе.

От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!

 

   Классный руководитель 7 класса Свистуленко Н.Н.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.