Групповое психокоррекционное занятие «Северный полюс и его обитатели»
для воспитанников подготовительной группы с ОНР (общим недоразвитием речи)
Цель: обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Животный мир холодных стран».
Задачи:
Расширить, уточнить знания детей об окружающем мире (Арктика, Северный полюс, Северный Ледовитый океан, представители животного мира).
Развивать диалогическую речь воспитанников: использование метода беседы в ходе проведения занятия.
Развивать логическое мышление: подбор обобщающего слова к предметам одежды, разгадывание загадки.
Развивать зрительное восприятие: работа с глобусом, демонстрационным материалом, построение композиции аппликации «Белый медведь».
Развивать конструктивные навыки: составление изображения из счётных палочек.
Развивать координацию: составление изображения из счётных палочек.
Развивать мелкую моторику: составление изображения из счётных палочек, разрывание бумаги, рисование по шаблону, выполнение аппликации.
Развивать творческие способности: изображение арктического пейзажа, медведя.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Планируемый результат:
выполненная каждым ребёнком аппликация «Белый медведь» из комбинированных материалов.
Оборудование:
Глобус.
Демонстрационное наборное полотно с буквами.
Раздаточный материал (для каждого ребёнка приготовить):
- Счётные палочки (набор 20 шт.)
- Синий картон 1 лист
- ½ альбомного листа
- Ватные шарики 2 шт.
- Клей-карандаш
- Простой карандаш
- Чёрный фломастер
- Образец из палочек «Пароход»
- Шаблон «силуэт белого медведя»
- Конверт
Демонстрационный материал:
- Изображения тёплой одежды: шубка, пуховик, шарф, шапка, варежки, тёплый комбинезон и т.п.
- Изображения животных Арктики: морж, тюлень, белый медведь, песец, северный олень.
Ход работы:
I часть.
- Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, у каждого из вас на столе конверт. Что там?
(в каждом конверте карточка с предметом одежды)
- По очереди чётко, по слогам, проговорите то, что изображено на ваших карточках.
Дети отвечают: «ШАП-КА, ШУБ-КА, ШАРФ, ВА-РЕЖ-КИ, ТЁП-ЛЫЙ КОМ-БИ-НЕ-ЗОН (подготовленному ребёнку), ПУ-ХО-ВИК, …»
Если требуется, педагог корректирует произношение слова. Дети хором повторяют правильное произношение.
- Как можно назвать все эти слова? Каким общим словом?
- Правильно, это одежда.
- Для какого времени года она подходит?
- Для зимы.
- Правильно.
II часть.
- Ребята, мы не случайно запаслись тёплыми вещами. Сегодня мы отправимся в учебное путешествие туда, где часто воет вьюга и кружат метели.
Ветер, снег и лёд,
Не мечтай о тепле!
Кто же там живёт
На холодной земле?
Педагог показывает детям глобус.
- Как вы думаете, куда мы поедем?
- Какие места на Земле покрыты льдом и снегом?
Ребята, это Северный полюс и Южный полюс (показывает территории на глобусе). Ближе к нам Северный полюс. Его ещё называют «Арктика». Педагог выкладывает на наборном полотне «Арктика»
- Давайте чётко проговорим это слово по слогам: «АР-КТИ-КА»
- Какие буквы есть в этом слове? Дети вспоминают названия букв, отвечают.
Давайте отправимся в Арктику на пароходе.
Используя счётные палочки, сделайте ПАРОХОД ПО ОБРАЗЦУ:
Тех, кто быстро справится с заданием, можно попросить пересчитать палочки, которые понадобились для изображения парохода (можно разбить количество на «пяткИ» и сосчитать, сколько полных пяткОв получилось).
- Ребята, мы приближаемся к Северному полюсу.
Как вы думаете, каких животных мы там можем встретить?
(Открываются карточки с изображениями животных, которые правильно называют дети)
Морж, тюлень, белый медведь, песец, северный олень.
Ребята, как животные приспосабливаются к суровым условиям севера?
Педагог выслушивает ответы и обобщает: «У песца, медведя, северного оленя тёплая густая шерсть, это защищает их от холода.
На коже у моржа и тюленя тонкий жировой слой, с которого вода стекает и не замерзает».
Физкультминутка
От холодного причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте)
Северный полюс называют ледяной пустыней.
Северный Ледовитый океан покрыт льдом, толщина которого с трёхэтажный дом. Вокруг большие сугробы снега. Здесь, на крайнем севере, лёд никогда не тает. Почему?
- Полярное лето – короткое, солнце в это время высоко не поднимается и растопить лёд не может. В этих местах холодно в течение всего года, и зимой, и летом.
Выполнение аппликации из обрывной бумаги.
Ребята, разорвите на частички листы белой бумаги, чтобы получились льдины. Лист синего картона – это вода Северного Ледовитого океана.
Наклейте на неё «льдины».
Выполнение задания, рассматривание работ.
- Ребята, куда же подевались жители Северного полюса?
А вот кто-то идёт:
Там, где холод, снег и лёд
Этот дикий зверь живёт
Он большой, пушистый, белый,
А ещё рыбак умелый.
- Кто это?
- Правильно, белый медведь.
У него шуба белая, как снег, только нос чёрный. На охоте белый медведь прикрывает свой нос лапой, чтобы быть незаметным среди снегов.
Эти медведи живут в Северном ледовитом океане среди льдин. Они хорошо плавают. Белые медведи, в основном, питаются рыбой и мелкими морскими животными.
Дополнение аппликации:
Используя шаблон, обведите медведя на своей работе простым карандашом.
Шерсть медведя белая и пушистая, как вата. Возьмите ватные шарики.
Приклейте кусочки ваты, не выходя за контуры получившегося изображения.
Чёрным фломастером дорисуйте медведю глаза, нос, лапы.
III часть.
- Ребята, наше путешествие закончилось, пора возвращаться назад. Давайте вспомним, где мы побывали?
- На Северном полюсе, в Арктике (внимание на наборное полотно «Арктика»)
- Как называется океан на Северном полюсе?
- Северный Ледовитый океан.
- Какие животные живут в Арктике?
- Морж, тюлень, белый медведь, песец, северный олень.
- А пингвинов мы встретили в Арктике?
- Нет.
- Правильно, потому что пингвины живут на Южном полюсе. О них мы поговорим на другом занятии.
- Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня, у всех получились замечательные белые медведи. Молодцы.
Горбачёва Марина Юрьевна
Морозова Татьяна Леонидовна