Групповой проект «Зачем человеку космос?»

11
0
Материал опубликован 13 April 2021 в группе







Групповой проект «Зачем человеку космос?







Автор: Пакова Екатерина Николаевна

МБОУ «Лицей №23»

г. Озерск Челябинской области











Эпиграф: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...»

К. Циолковский



Цель: развитие метапредметных умений планирования и осуществления проектной деятельности в ходе групповой работы

Задачи:
- научить способам поискового чтения с извлечением необходимой информации
- развивать умение структурирования нового содержания с привлечением полученной информации
- развивать
творческую активность через постановку целей, планирование и реализацию проекта для получения ожидаемого продукта
- научить способам рефлексии, самооцениванию и взаимооцениванию учебной деятельности

Оборудование: раздаточный материал, диктофоны в сотовых телефонах обучающихся, иллюстрации, гугл- опросник (ссылка на опрос отправляется обучающимся на сотовые телефоны и предъявляется классы с помощью проектора и экрана).

Предварительная подготовка: обсудить с учащимися идею создания подкаста, предложить им советы создателей подкастов (Приложение №3).

Планируемые результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия

Знать:

Технологию создания подкаста

Уметь:

Ставить цель и планировать проектную деятельность

Самостоятельно работать с источниками информации

Работать по инструкции

Составлять сообщение по теме

Принимать решения

Осуществлять рефлексию учебной деятельности

Владеть:

ИКТ компетенцией (работа с диктофоном)

Техникой постановки голоса для озвучивания подкаста (функциональная компетентность)

Способами структурирования представления сообщения (информационная компетентность)

Коммуникативными действиями учебного сотрудничества (социальная компетенция работы в команде)

Личностные:
- построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные:
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать навыки самоанализа и самоконтроля.

- самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.

Познавательные:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации : при постановке вопросов, инициативного сотрудничества в поиске информации, планировании, определении цели, функций участников, способов взаимодействия, принятия решения и его реализации;

- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.



Технологическая карта

Этапы

Цель этапа

Продолжительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ключевые компетентности, которые формируются

1. Погружение в проект

1.1. Организация пространства обучения

1. Формирование познавательной мотивации

2.Создание безопасной эмоционально – комфортной обстановки для работы в группах.

3.Развитие коммуникативной компетенции, умения слушать, реагировать на вопрос, отвечать и запрашивать информацию.

4. Развитие умения анализировать и принимать решение при формировании групп.

2 мин.

создает условия для познавательной мотивации через погружение учащихся в проектный процесс; организует формирование групп через решение проектной задачи для создания эмоционально обстановки.


Формируют группы.

-учебные и познавательные мотивы;

-социальное сотрудничество:

- слушать и вступать в диалог;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- интегрироваться в группу сверстников

2. Организация проектной деятельности

2.1 Актуализация

1. Определение проблемы проекта


2 мин

задает вопросы проблемного характера, помогающие обучающимся определить проблему проекта:

Стоимость создания и поддержания в работоспособном состоянии МКС близиться к отметке в $150 млрд. Над американской пилотируемой лунной программой «Аполлон» работало больше 400 тысяч человек, и было потрачено около $26 млрд. Из федерального бюджета на космическую деятельность выделено около 172 млрд. А нужно ли вообще человечеству тратить столько времени, денег и сил за пределами околоземной орбиты? Что людям искать в открытом космосе?

отвечают на вопросы, делают вывод.

В описании есть наличие проблемной ситуации, позволяющей учащимся сформулировать проблему проекта.

- сравнивать,

- анализировать,

- формулировать вывод






2.2 Проблематизация

1. создание проблемной ситуации.

2. Обоснование выводов по результатам диагностического опроса.

4 мин.

организует обсуждение результатов опроса, проведенного среди обучающихся школы: «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОСМОС?»

формулируют вывод, дают обоснование.

Фпроблему проекта, как несоответствие между имеющейся и желаемой ситуацией.

- работать с диагностическим опросом;

- анализировать полученные результаты;

- формулировать проблему

2.3 Целеполагание

1. Определение цели проектной деятельности, через постановку вопросов, инициирующих и побуждающих обучающихся мыслить глубоко


3 мин.

помогает определить цель проектной деятельности. Оказывает помощь в определении проектного продукта.

Направляющие вопросы заставляют обучающихся выходить на мыслительную деятельность высокого уровня, помогают глубокому пониманию сути проблемы, и предлагают структуру организации деятельности. Учащиеся определяют цель и проектный продукт


- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

- осознавать цели;

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- высказывать свою точку зрения;

- выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы


2.4 Планирование















1.Составление плана работы по созданию подкаста.

2. Формулирование критериев оценки проектного продукта.

2 мин

Организует составление плана работы и предлагает сформулировать критерии оценивания для оценивания проектного продукта

составляют план работы.

Изучают критерии оценивания, интерпретируют их, примеряя к своей практике, и формулируют критерии оценивания для своего проектного продукта.


- прогнозировать предстоящую работу и конечный продукт;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- осуществлять действия по заданному плану;

- прислушиваться к аргументам других участников и учитывать их в деятельности;

2.5 Концептуализация

1. Формирование образа конечного продукта.

2. Уточнение структуры содержания и способы записи подкаста.

2 мин

Организует деятельность по формированию образа конечного продукта.


описывают продукт проекта. Уточняют структуру содержания, и способы записи подкаста.

Таким образом, подкаст «Зачем человеку космос?» станет интеллектуальным результатом учебной деятельности, он направлен на решение проблемы.

- корректировать действия, направленные на изменение содержания и последовательности операций;

- контролировать эффективность учебных действий

3. Реализация проекта

3.1. Поиск информации

1.Развитие навыка поискового чтения


10 мин

Консультирует и своевременно помогает скорректировать результаты самостоятельной работы обучающихся путём обнаружения отклонений от эталонного образца.

в группах анализируют содержание статей, развивают навык отбора необходимой информации (Приложение №1)

- извлекать необходимую информацию

- определять основную и второстепенную информацию

- критически оценивать её и ранжировать по значимости,

- ограничивать по объёму

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

3.2 Составление статьи для подкаста

1. Структурирование высказывания

3 мин

консультирует обучающихся структурировать письменное высказывание

Структурируют статью подкаста


- строить развернутое устное речевое высказывание

- передавать содержание материала адекватно, подробно, сжато, выборочно

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации

- согласованно действовать с учётом позиции другого


3.3 Практика озвучивания

1. Развитие коммуникативных умений в чтении

2 мин

контролирует самостоятельную работу обучающихся

Практика чтения вслух, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

-обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

- брать на себя инициативу в организации совместного действия

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

3.4 Запись

подкаста

1. Развитие речи

2.Формирование навыка работы с диктофоном.

4 мин

Учитель консультирует и помогает сделать запись подкаста.

определяют роли, содержание речи каждого члена команды. Развивают навыки актерского озвучивания текста.

- выполнять различные роли в группе

-сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- работать с диктофоном

4. Представление проекта

4.1

Защита проекта

1. Представление продукта творческой учебной деятельности.

5 мин

помогает соблюдать регламент презентации подкаста, контролирует речь обучающихся, согласно правилам публичного выступления.

определяют план защиты проектного продукта и представляют подкаст.

- выстроить логику выступления

- соблюдать регламент

- соответствовать правилам публичного выступления

4.2 Оценивание проекта

1. Оценивание продукта проектной деятельности

2. Аргументирование оценивания.

3 мин

организует работу учащихся по оцениванию подкастов. Помогает проанализировать результаты проектной деятельности, осмыслить достижения и выявить перспективы дальнейшего развития:

- Как можно использовать подкаст? Кому полезен проектный продукт?

аргументируют оценивание.


- анализировать результаты деятельности

- обосновывать и доказывать собственное мнение

- готовность и способность совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

- осмысливать свои достижения

- выявлять перспективы развития

5. Рефлексия

5.1

Рефлексия

1. Содействие развитию позитивной самооценки.

2.Формирование саморегуляции школьника, его способности осознать самого себя как движущую силу своего научения.

3. Развитие у учащегося установки на улучшение результатов деятельности.

3 мин

организует рефлексию учебной деятельности на уроке, подводя обучающихся к осознанию себя как субъекта своего научения, и формирует установку на улучшение результатов деятельности.

проводят рефлексивное самооценивание и взаимооценивание учебной деятельности с помощью гугл-опроса (Приложение №2)


- соотносить цели и результаты деятельности

- контролировать и оценивать процесс деятельности;

- самооценивать

- делать выводы и умозаключения

- анализировать причины неудач в выполнении деятельности

- ставить задачи на освоение тех способов действия, которые обеспечат их правильное выполнение





Приложение №1



Материалы для работы групп

Группа №1

Инженеры

Сегодня навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации и много другое — это все космос. Сколько жизней летчиков, моряков и обычных путешественников было спасено благодаря международной системе спутниковой поисково-спасательной системой «Коспас - Сарсат», в которой с момента создания участвуют РФ, США, Канада и Франция. Обнаружение тайфунов и ураганов с помощью спутников стало обычным явлением. Были обнаружены ураганы «Бэтси», «Эстер», тайфуны «Ненси», «Памела».

Углеродное волокно было изобретено Королевским авиастроительным учреждением в Фанборо (Англия), но получило толчок к развитию в ходе использования его в космических аппаратах. Так, графит, армированный углеродным волокном, использовался в носовом обтекателе Спейс Шаттлов. Этот прочный, лёгкий и жаропрочный материал в последствии стал использоваться во всём, начиная от теннисных ракеток до гоночных машин Формулы 1.

Сейсмические амортизаторы, созданные на основе космических технологий, являются опорой для сотен зданий и мостов в сейсмоопасных регионах мира. Ни одно из них не было существенно повреждено во время землетрясений.

Cпутниковая система навигации GPS позволяет в любом месте Земли почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов.

Ракетное топливо, использовавшееся в NASA, стало использоваться в устройствах, предназначенных для безопасного разминирования минных полей. Устройство использует ракетное топливо для того чтобы прожечь дыру в корпусе мины и поджечь его взрывчатое содержимое, что облегчает очистку полей от мин (ежегодно от противопехотных мин гибнет и становится калеками около 26 тыс. человек.

Многие технологии, применяемые в космосе, эффективнее, чем в условиях Земли. Например, кристаллизация в невесомости создает кристаллы, в которых микродефектов во много раз меньше, чем в кристаллах, созданных в условиях земного тяготения. Волоконные световоды, произведенные в космосе, пропускали свет в 40 раз лучше, что световоды из того же материала, сделанные на Земле.

Создание и позиционирование на орбите больших зеркал может позволить управлять... погодой. Как минимум, можно "подсвечивать" солнечными зайчиками заполярные области, превращая их в более пригодные для жизни местности - жители Мурманска, Нового Уренгоя, Норильска.

Группа №2

Врачи

В компании Techshot уже есть 3D-биопринтеры nScrypt, которые из специального биогеля, созданного на базе стволовых клеток, в условиях микрогравитации готовы «напечатать» модели органов человека, пригодные для трансплантации. Такая печать на Земле невозможна из-за гравитации, биогель слишком долго застывает. Когда технология будет отработана, возможно появление на орбите фабрик по производству искусственных сердец, почек и пр. — для осуществления трансплантации тем людям, которым это необходимо.

Интересный факт: во время пребывания в космосе космонавты избавляются от храпа.

Интересной и ценной новинкой стал нитинол - гибкий, но упругий сплав, разработанный для того, чтобы спутники могли расправляться после того, как их упаковали в ракету. Сегодня ортодонты оснащают пациентов скобами, сделанными из этого материала.

Благодаря исследованным NASA водорослям (которые предполагалось использовать для производства кислорода) было обнаружено, что некоторые водоросли содержат две необходимые для организма жирные кислоты, содержащиеся в грудном молоке. Эти кислоты играют ключевую роль в развитии умственных и зрительных способностей младенцев. Синтетический ингредиент на основе этих кислот добавляют теперь в детское питание в 66 странах мира.

Используя технологию обработки снимков NASA, стало возможно сфотографировать хромосомы через подключенные к микроскопам камеры. Снимки после этого могут оцифровываться, позволяя врачам их улучшить. Технология может использоваться при обнаружении аномалий в развитии детей.

Международная космическая станция породила множество медицинских инноваций, которые нашли применение на Земле, например, способ доставки противораковых лекарств непосредственно к опухоли; устройство, которое позволяет медсестре проводить УЗИ и передавать результаты врачу за тысячи километров; роботизированный манипулятор, который может выполнять сложную операцию внутри аппарата МРТ.

Ученые NASA, стремясь защитить астронавтов от потери костной и мышечной массы в условиях микрогравитации космоса, также помогли фармацевтической компании испытать Prolia, препарат, который сегодня может спасти пожилых людей от остеопороза. Легче было испытать лекарство на астронавтах, которые теряют 1,5% костной массы каждый месяц, нежели на пожилой женщине на Земле, которая теряет 1,5% ежегодно из-за остеопороза.

Также учеными разработан пластик, покрытый металлическим отражающим материалом. При использовании в одеяле он отражает 80% тепла тела его хозяину — это помогает жертвам катастрофы и пост-марафонцам оставаться в тепле.

Группа №3

Геологи

В космосе есть золото, серебро, платина и другие ценные вещества. Много внимания привлекают сейчас мероприятия частных компаний, которые предусматривают добычу полезных ископаемых на астероидах.

А Луна, к примеру, является потенциально прибыльным источником гелия-3 (используется для МРТ и в качестве потенциального топлива для атомных электростанций). На Земле гелий-3 настолько редкий, что его цена достигает 5000 долларов за литр. Также Луна может быть потенциально богатой редкоземельными элементами вроде европия и тантала, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, солнечных панелях и других продвинутых устройствах.

Ученые считают, что в обозримом будущем станет возможна добыча углеводородов из газогидратов пролетающих рядом комет или на спутниках Юпитера.

Как известно, наша планета представляет собой неоднородное, разнообразное тело. В некоторых местах оно тяжелее, в других – легче, а это означает, что в нем есть свои гравитационные горбы и гравитационные котловины. Подобные гравитационные возвышения и углубления, то есть разница в величине гравитационного ускорения, были обнаружены не только на Земле, но также на Луне и на других планетах. Измерение силы притяжения нашей планеты и ускорения силы тяжести представляет один из самых эффективных методов поисков месторождений минерального сырья. В качестве примера можно привести поиски нефти. Нефтеносные горные породы обладают сравнительно малой плотностью и меньшим притяжением, поэтому они могут быть открыты как места с меньшей силой тяжести. С другой стороны, горные породы, содержащие сульфиды тяжелых металлов, например, железа, никеля и меди, обладают более высокой плотностью, а, следовательно, и большей силой притяжения и на карте будут обозначены как значительная гравитационная аномалия.

Группа №4

астрономы

Люди, живущие на дне воздушного океана, надежно защищены атмосферой и магнитным полем планеты от жесткого излучения и высокоэнергетичных частиц из космоса. Для астрономов это создает существенные затруднения, поскольку мы можем видеть только несколько фрагментов спектра электромагнитного излучения - видимый диапазон и часть радиодиапазона. Космические аппараты позволили впервые увидеть весь спектр - от гамма-излучения до длинных радиоволн.

"Раньше мы не видели, как выглядит Вселенная в рентгеновском, ультрафиолетовом, гамма-, а на некоторых частотах - и в радиодиапазонах. Появление этих технологий дало возможность сделать множество открытий, обнаружить в космосе то, о чем мы даже не могли подозревать", - сказал старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН Сергей Язев.

Напрямую геологические исследования Луны и планет позволяют лучше понять, как формировалась наша Земля. Космонавтика сильно помогает в установлении причин глобального потепления – например, солнечную постоянную установить с Земли было очень сложно (мешали погодные условия и смена дня и ночи), а вот из космоса она была установлена с высокой точностью.

Заместитель директора Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ) Сергей Ламзин назвал в числе объектов, открытых только благодаря космическим исследованиям - гамма-всплески, черные дыры (которые "видны" по их рентгеновскому излучению).

Выход за пределы атмосферы дал вторую жизнь и "обычным" оптическим телескопам - вывод их на орбиту позволил резко улучшить их разрешающую способность. Это позволило существенно расширить границы наблюдаемой Вселенной, а также вести успешный поиск планетных систем у других звезд.

Начало эры космических полетов полностью перевернуло планетологию. Люди впервые смогли "пощупать" планеты, которые до этого могли видеть только в телескоп, что привело к множеству удивительных открытий - от вечной мерзлоты на Луне до океана на спутнике Юпитера Европе.

Если мы не хотим однажды встретить судьбу динозавров, нам нужно защитить себя от угрозы попадания большого астероида. По данным NASA, примерно раз в 10 000 лет каменный или железный астероид размером с футбольное поле может врезаться в поверхность нашей планеты и вызвать цунами, возможно, достаточно большие, чтобы затопить прибрежные районы.

Но на деле бояться нужно настоящих монстров — астероидов в 100 метров в поперечнике или больше. Столкновение с таким гигантом вызовет огненный шторм из нагретых осколков и заполнит атмосферу пылью, блокирующей свет солнца, что уничтожит наши леса и поля. Если кто и выживет, он будет серьезно голодать. Мудро финансируемая космическая программа позволила бы нам обнаружить опасный объект задолго до того, как он поразит Землю, и отправить космический аппарат, который смог бы с помощью направленного взрыва направить астероид на другой курс.

Группа №5

Творческая интеллигенция

Важнейшее событие XX века - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека. В его картине “Покорители космоса” ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина, писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом».

С запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова, сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур. Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос, не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем — высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым. Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, — одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа — уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.













Приложение №2



Вопросы для гугл-опроса

1. Оцените баллами от 1 до 5 свое участие в работе над проектом

Моя индивидуальная работа :


Моя работа в группе:

2. Выберите 3 слова из 12, которые наиболее точно передают Ваше состояние на уроке:

Раздражение

Злость

Радость

Равнодушие

Удовлетворение

Вдохновение

Скука

Тревога

Покой

Уверенность

Неуверенность

Интерес

3. Отметьте верное утверждение:

Своей работой на уроке я доволен/ недоволен

Урок для меня показался долгим/ коротким

Материал урока мне был полезен/ бесполезен



























Приложение №3

Советы для записи подкаста



Оборудование:

микрофон,

наушники,

компьютер с доступом в интернет.

Приложения на телефон для записи подкастов

Обычный встроенный диктофон.

Audio Recorder – официальное приложение от Sony.

Anchor – приложение, которое позволяет записывать подкасты, добавлять фоновую музыку из iTunes и Spotify, получать голосовые сообщения от слушателей и загрузить подкаст в Apple Music, Google Play Music, Overcast, Pocket Casts и Stitcher.

Speaker Studio – приложение похоже на предыдущее, но здесь еще можно добавлять звуковые эффекты к записи. Затем подкаст можно выложить в Apple Music и Spotify.

Smart Recorder – приложение для высококачественной записи звука. Главная фишка – оно перестает записывать, когда наступает тишина. Это сокращает время записи и размер файла плюс избавляет от необходимости вырезать долгие паузы.

Текст

- лучше разделить на части –  вступление, основная часть, заключение. Самое важное в упаковке подкаста — это заголовок, который привлечет слушателя.

- в текстовом описании выделите ключевые мысли и расскажите, какую пользу получит слушатель.

- записывать подкаст с несколькими участниками обязательно нужно на разные микрофоны в несколько дорожек.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.